Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 5 № 8184
i

Поз­воль­те по­лю­бо­пыт­ство­вать: вы давно с моим Ев­ге­ни­ем зна­ко­мы?

— С ны­неш­ней зимы.

— Так-⁠с. И поз­воль­те вас ещё спро­сить, — но не при­сесть ли нам? — поз­воль­те вас спро­сить, как отцу, со всею от­кро­вен­но­стью: ка­ко­го вы мне­ния о моём Ев­ге­нии?

— Ваш сын — один из самых за­ме­ча­тель­ных людей, с ко­то­ры­ми я когда-⁠либо встре­чал­ся, — с жи­во­стью от­ве­тил Ар­ка­дий.

Глаза Ва­си­лия Ива­но­ви­ча вне­зап­но рас­кры­лись, и щёки его слабо вспых­ну­ли. Ло­па­та вы­ва­ли­лась из его рук.

— Итак, вы по­ла­га­е­те... — начал он.

— Я уве­рен, — под­хва­тил Ар­ка­дий, — что сына ва­ше­го ждёт ве­ли­кая бу­дущ­ность, что он про­сла­вит ваше имя. Я убе­дил­ся в этом с пер­вой нашей встре­чи.

— Как... как это было? — едва про­го­во­рил Ва­си­лий Ива­но­вич. Вос­тор­жен­ная улыб­ка раз­дви­ну­ла его ши­ро­кие губы и уже не схо­ди­ла с них.

— Вы хо­ти­те знать, как мы встре­ти­лись?

— Да... и во­об­ще...

Ар­ка­дий начал рас­ска­зы­вать и го­во­рить о Ба­за­ро­ве ещё с боль­шим жаром, с боль­шим увле­че­ни­ем, чем в тот вечер, когда он тан­це­вал ма­зур­ку с Один­цо­вой.

Ва­си­лий Ива­но­вич его слу­шал, слу­шал, смор­кал­ся, катал пла­ток в обеих руках, каш­лял, еро­шил свои во­ло­сы  — и на­ко­нец не вы­тер­пел: на­гнул­ся к Ар­ка­дию и по­це­ло­вал его в плечо.

— Вы меня со­вер­шен­но осчаст­ли­ви­ли, — про­мол­вил он, не пе­ре­ста­вая улы­бать­ся: — я дол­жен вам ска­зать, что я... бо­го­тво­рю моего сына; о моей ста­ру­хе я уже не го­во­рю: из­вест­но — мать! Но я не смею при нём вы­ска­зы­вать свои чув­ства, по­то­му что он этого не любит. Он враг всех из­ли­я­ний; мно­гие его даже осуж­да­ют за такую твёрдость его нрава и видят в ней при­знак гор­до­сти или бес­чув­ствия; но по­доб­ных ему людей не при­хо­дит­ся ме­рить обык­но­вен­ным ар­ши­ном, не прав­да ли? Да вот, на­при­мер: дру­гой на его месте тянул бы да тянул с своих ро­ди­те­лей; а у нас, по­ве­ри­те ли, он от­ро­ду лиш­ней ко­пей­ки не взял, ей-⁠богу!

— Он бес­ко­рыст­ный, чест­ный че­ло­век, — за­ме­тил Ар­ка­дий.

— Имен­но бес­ко­рыст­ный. А я, Ар­ка­дий Ни­ко­ла­ич, не толь­ко бо­го­тво­рю его, я гор­жусь им, и всё моё че­сто­лю­бие со­сто­ит в том, чтобы со вре­ме­нем в его био­гра­фии сто­я­ли сле­ду­ю­щие слова: «Сын про­сто­го штаб-⁠ле­ка­ря, ко­то­рый, од­на­ко, рано умел раз­га­дать его и ни­че­го не жалел для его вос­пи­та­ния...»

Голос ста­ри­ка пе­ре­рвал­ся.

 

И. С. Тур­ге­нев «Отцы и дети»


Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, со­по­ставь­те кон­фликт отцов и детей у Тур­ге­не­ва и в про­из­ве­де­нии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума». В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство в рас­кры­тии темы?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Про­из­ве­де­ни­ем, в ко­то­ром по­ка­зан кон­фликт отцов и детей, яв­ля­ет­ся пьеса Гри­бо­едо­ва «Горе от ума». Так же как и в «Отцах и детях», Гри­бо­едов по­ка­зы­ва­ет рож­де­ние со­ци­аль­но­го кон­флик­та из кон­флик­та бы­то­во­го. Отцы в лице Павла Пет­ро­ви­ча Кир­са­но­ва и Фа­му­со­ва на­прочь от­ка­зы­ва­ют­ся все­рьез вос­при­ни­мать детей. Они тор­мо­зят про­гресс. Вот по­че­му бы­то­вой кон­фликт пе­ре­рас­та­ет в со­ци­аль­ный. Оба ав­то­ра стре­мят­ся по­ка­зать чи­та­те­лю, что кон­фликт по­ко­ле­ний не­из­бе­жен.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­по­став­ле­ние пер­во­го вы­бран­но­го про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом
На­зва­но про­из­ве­де­ние, и ука­зан его автор, про­из­ве­де­ние убе­ди­тель­но со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за2
На­зва­но толь­ко про­из­ве­де­ние без ука­за­ния ав­то­ра, или ука­зан толь­ко автор без ука­за­ния на­зва­ния про­из­ве­де­ния, про­из­ве­де­ние убе­ди­тель­но со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за,

ИЛИ на­зва­но про­из­ве­де­ние, и/или ука­зан его автор, про­из­ве­де­ние по­верх­ност­но, фор­маль­но2 со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за

1
Не на­зва­но про­из­ве­де­ние, и не ука­зан его автор,

И/ИЛИ не про­ве­де­но со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за

0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния при со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го), оба тек­ста при­вле­ка­ют­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го), но текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., а текст дру­го­го — на уров­не его пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

3
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го) на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний об их со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.), ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

ИЛИ текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., а текст дру­го­го про­из­ве­де­ния не при­вле­ка­ет­ся, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

2
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.), а текст дру­го­го про­из­ве­де­ния для со­по­став­ле­ния не при­вле­ка­ет­ся, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция од­но­го из про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го или вы­бран­но­го) ис­ка­же­на (при любых уров­нях при­вле­че­ния тек­ста, опи­сан­ных для 4, 3 и 2 бал­лов)

И/ИЛИ до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний не при­вле­ка­ет­ся текст ни од­но­го про­из­ве­де­ния

И/ИЛИ ис­ка­же­на ав­тор­ская по­зи­ция двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го)

И/ИЛИ до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская и/⁠или ре­че­вая) — сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/⁠от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл8

 

__________________________

2 Фор­маль­ным со­по­став­ле­ни­ем счи­та­ет­ся слу­чай, когда эк­за­ме­ну­е­мый огра­ни­чи­ва­ет­ся по­вто­ре­ни­ем слов из фор­му­ли­ров­ки за­да­ния для обо­зна­че­ния ас­пек­та со­по­став­ле­ния.


Аналоги к заданию № 8184: 9100 9105 9109 ... Все

Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 3. И. С. Тур­ге­нев. Роман «Отцы и дети»
1
Тип 4 № 8376
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер.

Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­тур­ной пись­мен­ной речи, за­пи­сы­вай­те от­ве­ты ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во.

1.  Как рас­кры­ва­ет­ся ха­рак­тер Ва­си­лия Ива­но­ви­ча в пред­ло­жен­ном для ана­ли­за фраг­мен­те?

2.  Кри­тик Д. И. Пи­са­рев, раз­мыш­ляя над во­про­сом об идей­ном за­мыс­ле ро­ма­на И. С. Тур­ге­не­ва, писал: «...В ро­ма­не Тур­ге­не­ва идеи и стрем­ле­ния мо­ло­до­го по­ко­ле­ния от­ра­зи­лись так, как по­ни­ма­ет их само мо­ло­дое по­ко­ле­ние... а ста­рик и юноша почти ни­ко­гда не схо­дят­ся между собою в убеж­де­ни­ях и сим­па­ти­ях». Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, под­твер­ди­те или опро­верг­ни­те эту точку зре­ния.


2
Тип Д5 C2 № 2755
i

Как рас­кры­ва­ет­ся ха­рак­тер Ва­си­лия Ива­но­ви­ча в пред­ло­жен­ном для ана­ли­за фраг­мен­те?


3
Тип Д6 C1 № 2758
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей рас­ска­зы­ва­ет­ся о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях ро­ди­те­лей с детьми и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с тур­ге­нев­ски­ми «От­ца­ми и детьми»?