СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 8 № 13

Как в дан­ном эпи­зо­де «Отцов и детей» про­сле­жи­ва­ет­ся ос­нов­ной кон­фликт произведения?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

 

— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.

— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?

— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.

 

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

1
Задание 1 № 1

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, в русле ко­то­ро­го раз­ви­ва­лось твор­че­ство И. С. Тур­ге­не­ва и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё во­пло­ще­ние в «Отцах и детях».

Пояснение · · Видеокурс ·

2
Задание 2 № 2

К ка­ко­му жанру от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние И. С. Тур­ге­не­ва «Отцы и дети»?


3
Задание 3 № 3

Установите со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фрагменте, и при­су­щи­ми им ка­че­ства­ми личности. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ   КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

A) Ев­ге­ний Базаров

Б) Ар­ка­дий Кир­са­нов

B) Павел Кирсанов

 

1) теп­ло­та и забота

2) со­слов­ное высокомерие

3) от­кры­тость и вос­тор­жен­ность

4) гру­бость и рез­кость в оцен­ках

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВ
   

4
Задание 4 № 4

Установите со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фрагменте, и их даль­ней­шей судьбой.

 

ПЕРСОНАЖИ   ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

A) Ев­ге­ний Базаров

Б) Ни­ко­лай Кир­са­нов

B) Павел Кирсанов

 

1) по­лу­ча­ет ра­не­ние на дуэли

2) же­нит­ся на сест­ре Одинцовой

3) уми­ра­ет от тяжёлой болезни

4) де­ла­ет Фе­неч­ку за­кон­ной женой

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВ
   

5
Задание 5 № 5

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, яв­ля­ю­ща­я­ся сред­ством ху­до­же­ствен­ной ха­рак­те­ри­сти­ки (например, от­ме­чен­ные ав­то­ром ба­за­ров­ский ба­ла­хон и ан­глий­ский сьют Павла Петровича)?


6
Задание 6 № 6

Старший Кир­са­нов и Ба­за­ров с пер­вых стра­ниц про­из­ве­де­ния даны в противопоставлении. Как на­зы­ва­ет­ся приём рез­ко­го противопоставления, ис­поль­зу­е­мый в ху­до­же­ствен­ном произведении?


7
Задание 7 № 7

В на­ча­ле приведённого фраг­мен­та герои об­ща­ют­ся между собой, об­ме­ни­ва­ясь репликами. Как на­зы­ва­ет­ся дан­ный вид речи?


8
Задание 9 № 14

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки отоб­ра­же­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния пред­ста­ви­те­лей раз­ных по­ко­ле­ний и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с тур­ге­нев­ски­ми «Отцами и детьми»?

Пояснение · · Видеокурс ·

Пояснение.

Основным конфликтом романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в конфликт двух социальных формаций: либералов и разночинцев. В дан­ном эпи­зо­де автор, ис­поль­зуя приём ан­ти­те­зы, со­по­став­ля­ет стар­ше­го Кир­са­но­ва с его ще­голь­ской одеж­дой («тёмный ан­глий­ский сьют», «ла­ко­вые по­лу­са­пож­ки») с Ба­за­ро­вым, оде­тым в «ба­ла­хон».

Павел Петрович Кирсанов — типичный барин-аристократ. В его лице мы видим любующегося собой аристократа, жизнь которого свелась к общим философским рассуждениям и сожалениям о прошлом. Павел Петрович не подал руки Базарову, тем самым уже в начале знакомства показал свое пренебрежение к приезжему. Даже не зная гостя, он ведёт себя высокомерно, эгоистично. Его безупречному внешнему виду, о чем говорят детали: кра­си­вая рука с длин­ны­ми ро­зо­вы­ми ног­тя­ми, рука, ка­зав­шаяся ещё кра­си­вей от снеж­ной бе­лиз­ны ру­кав­чи­ка, лицо ... не­обык­но­вен­но пра­виль­ное и чи­стое, слов­но вы­ве­ден­ное тон­ким и лёгким рез­цом, яв­ля­ло следы кра­со­ты за­ме­ча­тель­ной, - противостоит внутренняя ничтожность: он совершенно не приспособлен к новым условиям жизни, которые являются прямой угрозой его спокойному существованию. С пренебрежением относится он к простым людям, злобный протест вызывает в нем все новое, демократическое. Такая же бесполезность и неприспособленность к жизни, неприятие нового проявляются и в образе Николая Петровича Кирсанова, хотя во время первой встречи он и кажется гостеприимным и радушным хозяином.

Старому миру во всем противопоставляется Евгений Базаров. Он гордится своим простым происхождением и уверенно стремится к борьбе с пережитками старого времени. Его выделяет из всех других героев романа даже внешность и манера разговаривать. Он одет в длинный балахон с кистями, носит длинные волосы, которые по тем временам являлись демонстративным признаком вольномыслия. Базаров разговаривает просто и ясно, может к месту воспользоваться поговоркой или пословицей, дает точные характеристики.

Нетрудно заметить искреннюю симпатию автора к этому представителю нового поколения. Так как именно люди, подобные ему, являются в новый исторический период выразителями передовых идей.