

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание.
— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.
Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?
— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.
— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одеженку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.
— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?
— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.
Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?
2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над вопросом об идейном замысле романа И. С. Тургенева, писал: «Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом...» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
1. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в противостояние двух социальных формаций: либералов и разночинцев. В данном эпизоде автор, используя приём антитезы, сопоставляет старшего Кирсанова с его щегольской одеждой («тёмный английский сьют», «лаковые полусапожки») с Базаровым, одетым в «балахон».
Павел Петрович Кирсанов — типичный барин-аристократ. В его лице мы видим любующегося собой аристократа, жизнь которого свелась к общим философским рассуждениям и сожалениям о прошлом. Павел Петрович не подал руки Базарову, тем самым уже в начале знакомства показал свое пренебрежение к приезжему. Даже не зная гостя, он ведёт себя высокомерно, эгоистично. Его безупречному внешнему виду, о чем говорят детали: красивая рука с длинными розовыми ногтями, рука, казавшаяся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, лицо... необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной, — противостоит внутренняя ничтожность: он совершенно не приспособлен к новым условиям жизни, которые являются прямой угрозой его спокойному существованию. С пренебрежением относится он к простым людям, злобный протест вызывает в нем все новое, демократическое. Такая же бесполезность и неприспособленность к жизни, неприятие нового проявляются и в образе Николая Петровича Кирсанова, хотя во время первой встречи он и кажется гостеприимным и радушным хозяином.
Старому миру во всем противопоставляется Евгений Базаров. Он гордится своим простым происхождением и уверенно стремится к борьбе с пережитками старого времени. Его выделяет из всех других героев романа даже внешность и манера разговаривать. Он одет в длинный балахон с кистями, носит длинные волосы, которые по тем временам являлись демонстративным признаком вольномыслия. Базаров разговаривает просто и ясно, может к месту воспользоваться поговоркой или пословицей, дает точные характеристики.
Нетрудно заметить искреннюю симпатию автора к этому представителю нового поколения. Поскольку именно люди, подобные ему, являются в новый исторический период выразителями передовых идей.
2. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в конфликт двух социальных формаций: либералов и разночинцев. Так, в приведённом отрывке даже в описании манер и внешнего вида героев сразу намечается конфликт старшего и младшего поколений. Базаров снимает «балахон», пренебрежительно относится к своему имуществу — «чемоданишко». Павел Петрович же одет безупречно. Уже по тому, что Павел Петрович не подаёт руки Базарову, можно сделать вывод об основных лицах конфликта. Тургенев — мастер художественной детали — создаёт «живые образы отцов и детей». Ему веришь. Герои не оставляют равнодушным читателя. Поэтому критик В. П. Буренин был абсолютно прав.
| Критерии | Баллы |
|---|---|
| 1. Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации | |
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей, И/ИЛИ суждения не аргументированы предложенным текстом, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| 2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм | |
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая и/или грамматическая) — суммарно не более трёх ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 4 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.


К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
Произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к роману, так как роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.
Ответ: роман.


Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Евгений Базаров
Б) Аркадий Кирсанов
B) Павел Кирсанов
1) теплота и забота
2) сословное высокомерие
3) открытость и восторженность
4) грубость и резкость в оценках
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
А — 4. Евгений Базаров — грубость и резкость в оценках. Базаров Евгений Васильевич — разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.
Б — 3. Аркадий Кирсанов — открытость и восторженность. Кирсанов Аркадий Николаевич — молодой дворянин, приятель и ученик Базарова, но, в отличие от Базарова, его увлечение нигилизмом поверхностно. Аркадия Кирсанова привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Герой не задумывается над сутью «нигилизма». Кроме того, Аркадий Кирсанов добродушен, бесхитростен, прост и очень привязан к дворянским ценностям, образу жизни и так далее.
В — 2. Павел Кирсанов — сословное высокомерие. Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Принципы Павла Петровича — это умеренный либерализм, включающий в себя признание политических свобод, конституции, аристократизм в соединении с англоманией, поклонение красоте, искусству.
Ответ: 432.


Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Евгений Базаров — представитель нового поколения, сам называет себя _______. Противоречия, возникшие между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, — это ______ между представителями разных поколений и разных социально-политических лагерей.
Евгений Базаров — представитель нового поколения, сам называет себя нигилистом. Противоречия, возникшие между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, — это конфликт между представителями разных поколений и разных социально-политических лагерей.
Ответ: нигилистомконфликт.


Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте конфликт отцов и детей у Тургенева и в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума». В чём проявляется сходство в раскрытии темы?
Произведением, в котором показан конфликт отцов и детей, является пьеса Грибоедова «Горе от ума». Так же как и в «Отцах и детях», Грибоедов показывает рождение социального конфликта из конфликта бытового. Отцы в лице Павла Петровича Кирсанова и Фамусова напрочь отказываются всерьез воспринимать детей. Они тормозят прогресс. Вот почему бытовой конфликт перерастает в социальный. Оба автора стремятся показать читателю, что конфликт поколений неизбежен.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
| Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
| Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
| Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
| При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 8 |
__________________________
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.


Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И. С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».
Творчество И. С. Тургенева развивалось в русле реализма. Реализм — стиль и метод в искусстве и литературе, согласно которому предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
Ответ: реализм.
В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?
Данный вид речи называется диалогом. Дадим определение.
Диалог — литературная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми.
Ответ: диалог.
Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?
Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в конфликт двух социальных формаций: либералов и разночинцев. В данном эпизоде автор, используя приём антитезы, сопоставляет старшего Кирсанова с его щегольской одеждой («тёмный английский сьют», «лаковые полусапожки») с Базаровым, одетым в «балахон».
Павел Петрович Кирсанов — типичный барин-аристократ. В его лице мы видим любующегося собой аристократа, жизнь которого свелась к общим философским рассуждениям и сожалениям о прошлом. Павел Петрович не подал руки Базарову, тем самым уже в начале знакомства показал свое пренебрежение к приезжему. Даже не зная гостя, он ведёт себя высокомерно, эгоистично. Его безупречному внешнему виду, о чем говорят детали: красивая рука с длинными розовыми ногтями, рука, казавшаяся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, лицо ... необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной, - противостоит внутренняя ничтожность: он совершенно не приспособлен к новым условиям жизни, которые являются прямой угрозой его спокойному существованию. С пренебрежением относится он к простым людям, злобный протест вызывает в нем все новое, демократическое. Такая же бесполезность и неприспособленность к жизни, неприятие нового проявляются и в образе Николая Петровича Кирсанова, хотя во время первой встречи он и кажется гостеприимным и радушным хозяином.
Старому миру во всем противопоставляется Евгений Базаров. Он гордится своим простым происхождением и уверенно стремится к борьбе с пережитками старого времени. Его выделяет из всех других героев романа даже внешность и манера разговаривать. Он одет в длинный балахон с кистями, носит длинные волосы, которые по тем временам являлись демонстративным признаком вольномыслия. Базаров разговаривает просто и ясно, может к месту воспользоваться поговоркой или пословицей, дает точные характеристики.
Нетрудно заметить искреннюю симпатию автора к этому представителю нового поколения. Так как именно люди, подобные ему, являются в новый исторический период выразителями передовых идей.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?
Конфликт разных поколений, развивающийся на страницах романа «Отцы и дети», не нов для русской классической литературы. Это не просто конфликт поколений, это конфликт разных социальных формаций: у Тургенева — дворян и разночинцев.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» между Чацким и Фамусовым также разгораются бурные споры по животрепещущим проблемам современности: приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании. Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые вне сценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой — московское дворянское общество во главе с Фамусовым.
Как и у Тургенева, это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
| Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
| Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
| Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
| При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 8 |
__________________________
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание.
— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.
Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?
— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.
— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.
— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?
— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.
Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?
2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над вопросом об идейном замысле романа И. С. Тургенева, писал: «Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом...» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
1. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в противостояние двух социальных формаций: либералов и разночинцев. В данном эпизоде автор, используя приём антитезы, сопоставляет старшего Кирсанова с его щегольской одеждой («тёмный английский сьют», «лаковые полусапожки») с Базаровым, одетым в «балахон».
Павел Петрович Кирсанов — типичный барин-аристократ. В его лице мы видим любующегося собой аристократа, жизнь которого свелась к общим философским рассуждениям и сожалениям о прошлом. Павел Петрович не подал руки Базарову, тем самым уже в начале знакомства показал свое пренебрежение к приезжему. Даже не зная гостя, он ведёт себя высокомерно, эгоистично. Его безупречному внешнему виду, о чем говорят детали: красивая рука с длинными розовыми ногтями, рука, казавшаяся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, лицо... необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной, — противостоит внутренняя ничтожность: он совершенно не приспособлен к новым условиям жизни, которые являются прямой угрозой его спокойному существованию. С пренебрежением относится он к простым людям, злобный протест вызывает в нем все новое, демократическое. Такая же бесполезность и неприспособленность к жизни, неприятие нового проявляются и в образе Николая Петровича Кирсанова, хотя во время первой встречи он и кажется гостеприимным и радушным хозяином.
Старому миру во всем противопоставляется Евгений Базаров. Он гордится своим простым происхождением и уверенно стремится к борьбе с пережитками старого времени. Его выделяет из всех других героев романа даже внешность и манера разговаривать. Он одет в длинный балахон с кистями, носит длинные волосы, которые по тем временам являлись демонстративным признаком вольномыслия. Базаров разговаривает просто и ясно, может к месту воспользоваться поговоркой или пословицей, дает точные характеристики.
Нетрудно заметить искреннюю симпатию автора к этому представителю нового поколения. Поскольку именно люди, подобные ему, являются в новый исторический период выразителями передовых идей.
2. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в конфликт двух социальных формаций: либералов и разночинцев. Так, в приведённом отрывке даже в описании манер и внешнего вида героев сразу намечается конфликт старшего и младшего поколений. Базаров снимает «балахон», пренебрежительно относится к своему имуществу — «чемоданишко». Павел Петрович же одет безупречно. Уже по тому, что Павел Петрович не подаёт руки Базарову, можно сделать вывод об основных лицах конфликта. Тургенев — мастер художественной детали — создаёт «живые образы отцов и детей». Ему веришь. Герои не оставляют равнодушным читателя. Поэтому критик В. П. Буренин был абсолютно прав.
Если по критерию К1 выставлено 0 баллов или 1 балл, то по критерию К2 ответ оценивается 0 баллов.
| Критерии | Баллы |
|---|---|
| К1. Соответствие ответа заданию | |
| Требования к ответу (учитываются по критерию К1) 1. Сформулировано утверждение, соответствующее вопросу задания и не искажающее авторской позиции. 2. Приведён пример из предложенного текста, подкрепляющий утверждение. 3. Пояснено, как приведённый пример подкрепляет сформулированное утверждение. | |
| Выполнены все требования, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
| Выполнены требования 1 и 2, но не выполнено требование 3, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Выполнено требование 1, но не выполнены требования 2 и 3, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Не выполнено требование 1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| К2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм | |
| Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки (далее — ошибки) | 2 |
| Допущена одна ошибка любого вида | 1 |
| Суммарно допущено две или более любые ошибки | 0 |
| Максимальный балл — 5 | |


Как называлось негативное умонастроение, культивируемое Базаровым и Аркадием Кирсановым?
Базаров — нигилист. Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры.
Ответ: нигилизм или нигилистическое.
Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.
A) Евгений Базаров
Б) Павел Петрович
B) Николай Петрович
1) мягкость, поэтичность,
2) гордость, вспыльчивость
3) неуверенность, тщеславие
4) «самоломанность», цинизм
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
А — 4. Евгений Базаров — «самоломанность», цинизм. Базаров Евгений Васильевич — разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.
Б — 2. Павел Петрович — гордость, вспыльчивость. Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему
В — 1. Николай Петрович — мягкость, поэтичность. Николай Петрович — отец Аркадия Кирсанова. Это человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист с романтическими вкусами и наклонностями, он на свой лад стремится осуществить в своей жизни идеал, напоминающий идеал Лаврецкого из «Дворянского гнезда», — трудится, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Николай Петрович обрисован с очевидной авторской симпатией — слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный, он лоялен и доброжелателен в своем отношении к молодежи, которая пытается мыслить и жить не так, как жили отцы. Но такое отношение не встречает адекватного отклика. Базаров воспринимает Николая Петровича как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого Николай Петрович любит и на сближение с которым он возлагает большие надежды, с юношеской бестактностью пытается «перевоспитать» отца в «нигилистическом духе» и часто больно ранит его этой бестактностью. Но кроткое терпение Николай Петрович и естественная эволюция Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются, объединяясь в общем деле, и оба достигают семейного счастья. Так осуществляется общий закон тургеневского романа, согласно которому люди «золотой середины» вознаграждаются благополучием за умеренность своих требований к жизни.
Ответ: 421.


Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
«Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И. А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Один из гончаровских персонажей — _______ — внутренне близок Базарову, а другой — ___________ — является его полной противоположностью.
«Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И. А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Один из гончаровских персонажей — Штольц — внутренне близок Базарову, а другой — Обломов — является его полной противоположностью.
Ответ: ШтольцОбломов.
Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?
2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над вопросом об идейном замысле романа И. С. Тургенева, писал: «Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом...» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
1. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в противостояние двух социальных формаций: либералов и разночинцев. В данном эпизоде автор, используя приём антитезы, сопоставляет старшего Кирсанова с его щегольской одеждой («тёмный английский сьют», «лаковые полусапожки») с Базаровым, одетым в «балахон».
Павел Петрович Кирсанов — типичный барин-аристократ. В его лице мы видим любующегося собой аристократа, жизнь которого свелась к общим философским рассуждениям и сожалениям о прошлом. Павел Петрович не подал руки Базарову, тем самым уже в начале знакомства показал свое пренебрежение к приезжему. Даже не зная гостя, он ведёт себя высокомерно, эгоистично. Его безупречному внешнему виду, о чем говорят детали: красивая рука с длинными розовыми ногтями, рука, казавшаяся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, лицо... необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной, — противостоит внутренняя ничтожность: он совершенно не приспособлен к новым условиям жизни, которые являются прямой угрозой его спокойному существованию. С пренебрежением относится он к простым людям, злобный протест вызывает в нем все новое, демократическое. Такая же бесполезность и неприспособленность к жизни, неприятие нового проявляются и в образе Николая Петровича Кирсанова, хотя во время первой встречи он и кажется гостеприимным и радушным хозяином.
Старому миру во всем противопоставляется Евгений Базаров. Он гордится своим простым происхождением и уверенно стремится к борьбе с пережитками старого времени. Его выделяет из всех других героев романа даже внешность и манера разговаривать. Он одет в длинный балахон с кистями, носит длинные волосы, которые по тем временам являлись демонстративным признаком вольномыслия. Базаров разговаривает просто и ясно, может к месту воспользоваться поговоркой или пословицей, дает точные характеристики.
Нетрудно заметить искреннюю симпатию автора к этому представителю нового поколения. Поскольку именно люди, подобные ему, являются в новый исторический период выразителями передовых идей.
2. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в конфликт двух социальных формаций: либералов и разночинцев. Так, в приведённом отрывке даже в описании манер и внешнего вида героев сразу намечается конфликт старшего и младшего поколений. Базаров снимает «балахон», пренебрежительно относится к своему имуществу — «чемоданишко». Павел Петрович же одет безупречно. Уже по тому, что Павел Петрович не подаёт руки Базарову, можно сделать вывод об основных лицах конфликта. Тургенев — мастер художественной детали — создаёт «живые образы отцов и детей». Ему веришь. Герои не оставляют равнодушным читателя. Поэтому критик В. П. Буренин был абсолютно прав.
Если по критерию К1 выставлено 0 баллов или 1 балл, то по критерию К2 ответ оценивается 0 баллов.
| Критерии | Баллы |
|---|---|
| К1. Соответствие ответа заданию | |
| Требования к ответу (учитываются по критерию К1) 1. Сформулировано утверждение, соответствующее вопросу задания и не искажающее авторской позиции. 2. Приведён пример из предложенного текста, подкрепляющий утверждение. 3. Пояснено, как приведённый пример подкрепляет сформулированное утверждение. | |
| Выполнены все требования, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
| Выполнены требования 1 и 2, но не выполнено требование 3, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Выполнено требование 1, но не выполнены требования 2 и 3, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Не выполнено требование 1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| К2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм | |
| Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки (далее — ошибки) | 2 |
| Допущена одна ошибка любого вида | 1 |
| Суммарно допущено две или более любые ошибки | 0 |
| Максимальный балл — 5 | |
Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте конфликт отцов и детей у Тургенева и в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума». В чём проявляется сходство в раскрытии темы?
Произведением, в котором показан конфликт отцов и детей, является пьеса Грибоедова «Горе от ума». Так же как и в «Отцах и детях», Грибоедов показывает рождение социального конфликта из конфликта бытового. Отцы в лице Павла Петровича Кирсанова и Фамусова напрочь отказываются всерьез воспринимать детей. Они тормозят прогресс. Вот почему бытовой конфликт перерастает в социальный. Оба автора стремятся показать читателю, что конфликт поколений неизбежен.
Если по критерию К1 выставлено 0 баллов, то задание считается невыполненным и по критериям К2 и К3 ответ оценивается 0 баллов.
Если по критерию К2 выставлено 0 баллов или 1 балл, то по критерию К3 ответ оценивается 0 баллов.
По всем критериям оценивания ответа на задание 10 выставляется 0 баллов, если
— не названо выбранное стихотворение и не указан его автор,
— проанализировано произведение того же автора, которому принадлежит предложенный текст, ИЛИ неопубликованное произведение, ИЛИ текст рэпа, песни поп-музыканта, иное произведение со спорной принадлежностью к художественной литературе.
| Критерии | Баллы |
|---|---|
| К1. Указание сходства/различия | |
| Сформулировано утверждение, в котором верно указано сходство/различие произведений в соответствии с заданным направлением сопоставительного анализа1, авторская позиция не искажена | 1 |
| Сходство/различие произведений не указано или указано не в соответствии с заданным направлением сопоставительного анализа2, И/ИЛИ искажена авторская позиция одного или двух произведений | 0 |
| К2. Привлечение текстов произведений при сопоставлении | |
| Требования к ответу (учитываются по критерию К2) 1. Приведено из каждого произведения минимум по одному примеру, подкрепляющему утверждение. 2. Пояснено, как каждый приведённый пример подкрепляет утверждение. Указания по оцениванию ответа на задание 10 по критерию К2 Если в ответе на задание 10 не названо выбранное стихотворение или не указан его автор, то по критерию К2 выставляется не более 1 балла. | |
| Полностью выполнены требования 1 и 2, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| Полностью выполнено требование 1 и частично — требование 2: приведены примеры из двух произведений, дано пояснение к одному из примеров, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
| Полностью выполнено только требование 1, а требование 2 не выполнено: примеры из двух произведений приведены, но не дано пояснение ни к одному из примеров, ИЛИ частично выполнены требования 1 и 2: приведён пример из одного произведения, дано пояснение к нему, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 2 |
| Частично выполнено требование 1, а требование 2 не выполнено: приведён пример из одного произведения, но пояснение к нему не дано, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 1 |
| Требование 1 не выполнено: не приведено ни одного примера, подкрепляющего утверждение, И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 0 |
| К3. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм | |
| Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки (далее — ошибки) | 2 |
| Допущена одна ошибка любого вида | 1 |
| Суммарно допущено две или более любые ошибки | 0 |
| Максимальный балл — 7 | |
__________________________
1Направление сопоставительного анализа задано в формулировке задания: указаны объекты сопоставления, дана установка на выявление сходства или различия произведений.
2Несоответствие заданному направлению сопоставительного анализа может проявляться по-разному. Например, сопоставлены не те объекты, которые указаны в задании; выявлены только различия, а задание требовало выявить сходство, или выявлено только сходство вместо требуемых различий.
«Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И. А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых внутренне близок Базарову, а другой является его полной противоположностью.
В романе И. А. Гончарова героем, внутренне близким Базарову, является Штольц, человек дела. Его противоположностью стал Обломов.
Ответ: Штольц, Обломов.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание.
— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.
Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?
— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.
— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.
— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?
— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.
Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?
2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над вопросом об идейном замысле романа И. С. Тургенева, писал: «Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом...» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
1. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в противостояние двух социальных формаций: либералов и разночинцев. В данном эпизоде автор, используя приём антитезы, сопоставляет старшего Кирсанова с его щегольской одеждой («тёмный английский сьют», «лаковые полусапожки») с Базаровым, одетым в «балахон».
Павел Петрович Кирсанов — типичный барин-аристократ. В его лице мы видим любующегося собой аристократа, жизнь которого свелась к общим философским рассуждениям и сожалениям о прошлом. Павел Петрович не подал руки Базарову, тем самым уже в начале знакомства показал свое пренебрежение к приезжему. Даже не зная гостя, он ведёт себя высокомерно, эгоистично. Его безупречному внешнему виду, о чем говорят детали: красивая рука с длинными розовыми ногтями, рука, казавшаяся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, лицо... необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной, — противостоит внутренняя ничтожность: он совершенно не приспособлен к новым условиям жизни, которые являются прямой угрозой его спокойному существованию. С пренебрежением относится он к простым людям, злобный протест вызывает в нем все новое, демократическое. Такая же бесполезность и неприспособленность к жизни, неприятие нового проявляются и в образе Николая Петровича Кирсанова, хотя во время первой встречи он и кажется гостеприимным и радушным хозяином.
Старому миру во всем противопоставляется Евгений Базаров. Он гордится своим простым происхождением и уверенно стремится к борьбе с пережитками старого времени. Его выделяет из всех других героев романа даже внешность и манера разговаривать. Он одет в длинный балахон с кистями, носит длинные волосы, которые по тем временам являлись демонстративным признаком вольномыслия. Базаров разговаривает просто и ясно, может к месту воспользоваться поговоркой или пословицей, дает точные характеристики.
Нетрудно заметить искреннюю симпатию автора к этому представителю нового поколения. Поскольку именно люди, подобные ему, являются в новый исторический период выразителями передовых идей.
2. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в конфликт двух социальных формаций: либералов и разночинцев. Так, в приведённом отрывке даже в описании манер и внешнего вида героев сразу намечается конфликт старшего и младшего поколений. Базаров снимает «балахон», пренебрежительно относится к своему имуществу — «чемоданишко». Павел Петрович же одет безупречно. Уже по тому, что Павел Петрович не подаёт руки Базарову, можно сделать вывод об основных лицах конфликта. Тургенев — мастер художественной детали — создаёт «живые образы отцов и детей». Ему веришь. Герои не оставляют равнодушным читателя. Поэтому критик В. П. Буренин был абсолютно прав.
Если по критерию К1 выставлено 0 баллов или 1 балл, то по критерию К2 ответ оценивается 0 баллов.
| Критерии | Баллы |
|---|---|
| К1. Соответствие ответа заданию | |
| Требования к ответу (учитываются по критерию К1) 1. Сформулировано утверждение, соответствующее вопросу задания и не искажающее авторской позиции. 2. Приведён пример из предложенного текста, подкрепляющий утверждение. 3. Пояснено, как приведённый пример подкрепляет сформулированное утверждение. | |
| Выполнены все требования, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
| Выполнены требования 1 и 2, но не выполнено требование 3, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Выполнено требование 1, но не выполнены требования 2 и 3, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Не выполнено требование 1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| К2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм | |
| Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки (далее — ошибки) | 2 |
| Допущена одна ошибка любого вида | 1 |
| Суммарно допущено две или более любые ошибки | 0 |
| Максимальный балл — 5 | |


Как называлось негативное умонастроение, культивируемое Базаровым и Аркадием Кирсановым?
Базаров — нигилист. Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры.
Ответ: нигилизм или нигилистическое.
Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.
A) Евгений Базаров
Б) Павел Петрович
B) Николай Петрович
1) мягкость, поэтичность,
2) гордость, вспыльчивость
3) неуверенность, тщеславие
4) «самоломанность», цинизм
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
А — 4. Евгений Базаров — «самоломанность», цинизм. Базаров Евгений Васильевич — разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.
Б — 2. Павел Петрович — гордость, вспыльчивость. Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему
В — 1. Николай Петрович — мягкость, поэтичность. Николай Петрович — отец Аркадия Кирсанова. Это человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист с романтическими вкусами и наклонностями, он на свой лад стремится осуществить в своей жизни идеал, напоминающий идеал Лаврецкого из «Дворянского гнезда», — трудится, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Николай Петрович обрисован с очевидной авторской симпатией — слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный, он лоялен и доброжелателен в своем отношении к молодежи, которая пытается мыслить и жить не так, как жили отцы. Но такое отношение не встречает адекватного отклика. Базаров воспринимает Николая Петровича как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого Николай Петрович любит и на сближение с которым он возлагает большие надежды, с юношеской бестактностью пытается «перевоспитать» отца в «нигилистическом духе» и часто больно ранит его этой бестактностью. Но кроткое терпение Николай Петрович и естественная эволюция Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются, объединяясь в общем деле, и оба достигают семейного счастья. Так осуществляется общий закон тургеневского романа, согласно которому люди «золотой середины» вознаграждаются благополучием за умеренность своих требований к жизни.
Ответ: 421.


Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
«Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И. А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Один из гончаровских персонажей — _______ — внутренне близок Базарову, а другой — ___________ — является его полной противоположностью.
«Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И. А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Один из гончаровских персонажей — Штольц — внутренне близок Базарову, а другой — Обломов — является его полной противоположностью.
Ответ: ШтольцОбломов.
Выберите ОДНО из заданий (1 или 2) и укажите его номер.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?
2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над вопросом об идейном замысле романа И. С. Тургенева, писал: «Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом...» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
1. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в противостояние двух социальных формаций: либералов и разночинцев. В данном эпизоде автор, используя приём антитезы, сопоставляет старшего Кирсанова с его щегольской одеждой («тёмный английский сьют», «лаковые полусапожки») с Базаровым, одетым в «балахон».
Павел Петрович Кирсанов — типичный барин-аристократ. В его лице мы видим любующегося собой аристократа, жизнь которого свелась к общим философским рассуждениям и сожалениям о прошлом. Павел Петрович не подал руки Базарову, тем самым уже в начале знакомства показал свое пренебрежение к приезжему. Даже не зная гостя, он ведёт себя высокомерно, эгоистично. Его безупречному внешнему виду, о чем говорят детали: красивая рука с длинными розовыми ногтями, рука, казавшаяся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, лицо... необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной, — противостоит внутренняя ничтожность: он совершенно не приспособлен к новым условиям жизни, которые являются прямой угрозой его спокойному существованию. С пренебрежением относится он к простым людям, злобный протест вызывает в нем все новое, демократическое. Такая же бесполезность и неприспособленность к жизни, неприятие нового проявляются и в образе Николая Петровича Кирсанова, хотя во время первой встречи он и кажется гостеприимным и радушным хозяином.
Старому миру во всем противопоставляется Евгений Базаров. Он гордится своим простым происхождением и уверенно стремится к борьбе с пережитками старого времени. Его выделяет из всех других героев романа даже внешность и манера разговаривать. Он одет в длинный балахон с кистями, носит длинные волосы, которые по тем временам являлись демонстративным признаком вольномыслия. Базаров разговаривает просто и ясно, может к месту воспользоваться поговоркой или пословицей, дает точные характеристики.
Нетрудно заметить искреннюю симпатию автора к этому представителю нового поколения. Поскольку именно люди, подобные ему, являются в новый исторический период выразителями передовых идей.
2. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в конфликт двух социальных формаций: либералов и разночинцев. Так, в приведённом отрывке даже в описании манер и внешнего вида героев сразу намечается конфликт старшего и младшего поколений. Базаров снимает «балахон», пренебрежительно относится к своему имуществу — «чемоданишко». Павел Петрович же одет безупречно. Уже по тому, что Павел Петрович не подаёт руки Базарову, можно сделать вывод об основных лицах конфликта. Тургенев — мастер художественной детали — создаёт «живые образы отцов и детей». Ему веришь. Герои не оставляют равнодушным читателя. Поэтому критик В. П. Буренин был абсолютно прав.
Если по критерию К1 выставлено 0 баллов или 1 балл, то по критерию К2 ответ оценивается 0 баллов.
| Критерии | Баллы |
|---|---|
| К1. Соответствие ответа заданию | |
| Требования к ответу (учитываются по критерию К1) 1. Сформулировано утверждение, соответствующее вопросу задания и не искажающее авторской позиции. 2. Приведён пример из предложенного текста, подкрепляющий утверждение. 3. Пояснено, как приведённый пример подкрепляет сформулированное утверждение. | |
| Выполнены все требования, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
| Выполнены требования 1 и 2, но не выполнено требование 3, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Выполнено требование 1, но не выполнены требования 2 и 3, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Не выполнено требование 1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| К2. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм | |
| Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки (далее — ошибки) | 2 |
| Допущена одна ошибка любого вида | 1 |
| Суммарно допущено две или более любые ошибки | 0 |
| Максимальный балл — 5 | |
Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте конфликт отцов и детей у Тургенева и в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума». В чём проявляется сходство в раскрытии темы?
Произведением, в котором показан конфликт отцов и детей, является пьеса Грибоедова «Горе от ума». Так же как и в «Отцах и детях», Грибоедов показывает рождение социального конфликта из конфликта бытового. Отцы в лице Павла Петровича Кирсанова и Фамусова напрочь отказываются всерьез воспринимать детей. Они тормозят прогресс. Вот почему бытовой конфликт перерастает в социальный. Оба автора стремятся показать читателю, что конфликт поколений неизбежен.
Если по критерию К1 выставлено 0 баллов, то задание считается невыполненным и по критериям К2 и К3 ответ оценивается 0 баллов.
Если по критерию К2 выставлено 0 баллов или 1 балл, то по критерию К3 ответ оценивается 0 баллов.
По всем критериям оценивания ответа на задание 10 выставляется 0 баллов, если
— не названо выбранное стихотворение и не указан его автор,
— проанализировано произведение того же автора, которому принадлежит предложенный текст, ИЛИ неопубликованное произведение, ИЛИ текст рэпа, песни поп-музыканта, иное произведение со спорной принадлежностью к художественной литературе.
| Критерии | Баллы |
|---|---|
| К1. Указание сходства/различия | |
| Сформулировано утверждение, в котором верно указано сходство/различие произведений в соответствии с заданным направлением сопоставительного анализа1, авторская позиция не искажена | 1 |
| Сходство/различие произведений не указано или указано не в соответствии с заданным направлением сопоставительного анализа2, И/ИЛИ искажена авторская позиция одного или двух произведений | 0 |
| К2. Привлечение текстов произведений при сопоставлении | |
| Требования к ответу (учитываются по критерию К2) 1. Приведено из каждого произведения минимум по одному примеру, подкрепляющему утверждение. 2. Пояснено, как каждый приведённый пример подкрепляет утверждение. Указания по оцениванию ответа на задание 10 по критерию К2 Если в ответе на задание 10 не названо выбранное стихотворение или не указан его автор, то по критерию К2 выставляется не более 1 балла. | |
| Полностью выполнены требования 1 и 2, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| Полностью выполнено требование 1 и частично — требование 2: приведены примеры из двух произведений, дано пояснение к одному из примеров, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
| Полностью выполнено только требование 1, а требование 2 не выполнено: примеры из двух произведений приведены, но не дано пояснение ни к одному из примеров, ИЛИ частично выполнены требования 1 и 2: приведён пример из одного произведения, дано пояснение к нему, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 2 |
| Частично выполнено требование 1, а требование 2 не выполнено: приведён пример из одного произведения, но пояснение к нему не дано, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 1 |
| Требование 1 не выполнено: не приведено ни одного примера, подкрепляющего утверждение, И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 0 |
| К3. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм | |
| Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки (далее — ошибки) | 2 |
| Допущена одна ошибка любого вида | 1 |
| Суммарно допущено две или более любые ошибки | 0 |
| Максимальный балл — 7 | |
__________________________
1Направление сопоставительного анализа задано в формулировке задания: указаны объекты сопоставления, дана установка на выявление сходства или различия произведений.
2Несоответствие заданному направлению сопоставительного анализа может проявляться по-разному. Например, сопоставлены не те объекты, которые указаны в задании; выявлены только различия, а задание требовало выявить сходство, или выявлено только сходство вместо требуемых различий.
«Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И. А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых внутренне близок Базарову, а другой является его полной противоположностью.
В романе И. А. Гончарова героем, внутренне близким Базарову, является Штольц, человек дела. Его противоположностью стал Обломов.
Ответ: Штольц, Обломов.
Наверх