Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.
Чацкий, Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович.
Наталья Дмитриевна Вот мой Платон Михайлыч.
Чацкий Ба! Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба!
Платон Михайлович Здорово, Чацкий, брат!
Чацкий Платон любезный, славно. Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно.
Платон Михайлович Как видишь, брат: Московский житель и женат.
Чацкий Забыт шум лагерный, товарищи и братья? Спокоен и ленив?
Платон Михайлович Нет, есть-таки занятья: На флейте я твержу дуэт А — мольный...
Чацкий Что твердил назад тому пять лет? Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!
Платон Михайлович Брат, женишься, тогда меня вспомянь! От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
Чацкий От скуки! как? уж ей ты платишь дань?
Наталья Дмитриевна Платон Михайлыч мой к занятьям склонен разным, Которых нет теперь - к ученьям и смотрам, К манежу.... Иногда скучает по утрам.
Чацкий А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным? В полк, эскадрон дадут. Ты обер или штаб?
Наталья Дмитриевна Платон Михайлыч мой здоровьем очень слаб.
Чацкий Здоровьем слаб! Давно ли?
Наталья Дмитриевна Все рюматизм и головные боли.
Чацкий Движенья более. В деревню, в тёплый край. Будь чаще на коне. Деревня летом - рай.
Наталья Дмитриевна Платон Михайлыч город любит, Москву; за что в глуши он дни свои погубит!
Чацкий Москву и город... Ты чудак! А помнишь прежнее?
Платон Михайлович Да, брат, теперь не так... |
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и её мужу?
В сцене свидания со старым приятелем Платоном Михайловичем Чацкому невдомек, что встреча с ним опасна для самолюбия Горича, ведь «друг старый» так изменился: ведет праздный образ жизни, ничем полезным не занимается, обрюзг и сделался придатком своей жены:
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
Вид Чацкого напомнил Платону Михайловичу, что он был совсем не тот, а изменить себя и жизнь он не в состоянии, да и желания у него нет что-либо менять. Естественна и неприязнь Натальи Дмитриевны к Чацкому: она опасается за свой привычный, всех устраивающий уклад жизни, Чацкий воспринимается ею как раздражитель спокойствия. Вот почему супруги Горичи с готовностью поддерживают идею о сумасшествии Чацкого.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.


Назовите литературный род, к которому относится произведение А. С. Грибоедова.
Драма (от греч. drama — действие) — один из трех родов литературы. Основу драмы составляет действие, разворачивающееся в настоящем времени (на глазах зрителя!), показанного через конфликты и в форме диалога. Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова — драматическое произведение, в основе которого конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», представленный в лицах в настоящем времени. Драматическое произведение оказывает особо сильное впечатление, если ставится на сцене.
Ответ: драма.


Назовите жанр, к которому относится пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».
##«Горе от ума» современным читателем с трудом воспринимается как комедия. Объясняется это, вероятно, тем, что главный герой ее — Чацкий — не является комическим персонажем, а причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие «век минувший», приглушают комедийное звучание пьесы. Тем не менее «Горе от ума» принято считать социально-политической реалистической комедией.


Реплики героев А. С. Грибоедова разошлись на цитаты («Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!»; «Брат, женишься, тогда меня вспомянь! / От скуки будешь ты свистеть одно и то же»). Укажите термин, которым называют меткие образные выражения.
Афоризм (от греч. aphorismos — изречение) — обобщенная, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной форме, отличающаяся меткой выразительностью. Афоризм всегда имеет более глубокий смысл, чем сказано непосредственно, истинный смысл афоризма раскрывается в результате размышления. От пословицы отличается принадлежностью определенному автору.
Ответ: афоризм.


На бал в доме Фамусова собирается множество гостей. Установите соответствие между персонажами и цитатами, характеризующими их истинное отношение к балу. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Чацкий
Б) Платон Михайлович
В) Наталья Дмитриевна
1) «Бал вещь хорошая, неволя-то горька...»
2)«Признайся, весело у Фамусовых было».
3) «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать».
4) «Да, мочи нет: мильон терзаний Груди от дружеских тисков, Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, А пуще голове от всяких пустяков».
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
В ответе перечислите в соответствующем порядке номера верных вариантов в без пробелов и запятых.
Чацкому принадлежат слова: «Да, мочи нет: мильон терзаний Груди от дружеских тисков, Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, А пуще голове от всяких пустяков», Наталье Дмитриевне — «Признайся, весело у Фамусовых было», Платону Михайловичу — «Бал вещь хорошая, неволя-то горька...»
Слова «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать» принадлежат Графине-внучке.
Ответ: 412.


Чацкий в разговоре с Платоном Михайловичем вспоминает холостяцкую жизнь, чем вызывает неудовольствие жены Горича. Как в литературоведении называется столкновение характеров и обстоятельств, лежащее в основе развития действия?
В основе сюжета произведения лежит конфликт — непримиримое противоречие, столкновение характеров и обстоятельств, которое собственно и создает действие.
Ответ: конфликт.


Данный фрагмент содержит обмен репликами между персонажами пьесы Чацким и супругами Горичами. Укажите термин, обозначающий в литературоведении разговор между двумя и более лицами.
Диалог — разговор двух или более лиц. В литературном произведении, особенно в драме, диалог — одна из основных форм речевой характеристики персонажей.
Ответ: диалог|полилог.
Фамилия Платона Михайловича является средством его характеристики. Как называют в литературоведении такую фамилию (ответ запишите в именительном падеже)?
Говорящие фамилии — одна из традиций классицизма. В такой фамилии автор дает определенную характеристику героя. Фамилия Платона Михайловича — Горич.
Ответ: говорящая.
В каких произведениях русских писателей изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума»?
Антиподы — то есть противопоставленные друг другу герои — показаны в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Ленский — молодой поэт, пылкий влюбленный, романтик, далекий от действительности. Онегин стал для него антиподом — Евгений — уставший от жизни реалист, чьи взгляды далеки от общественных. Вследствие этого он отделяется от светского общества и пустой жизни. Как и Чацкий с Платоном Михайловичем, Ленский с Онегиным представлены читателю в сопоставлении, чтобы лучше и ярче раскрыть характеры обоих героев. Грибоедов и Пушкин стремятся представить разноликость общества через образы героев-антиподов.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
| Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
| Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
| Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
| При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 8 |
__________________________
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Фамилия Платона Михайловича является средством его характеристики. Как называют в литературоведении такую фамилию (ответ запишите в именительном падеже)?
Говорящие фамилии — одна из традиций классицизма. В такой фамилии автор дает определенную характеристику героя. Фамилия Платона Михайловича — Горич.
Ответ: говорящая.
Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и её мужу?
В сцене свидания со старым приятелем Платоном Михайловичем Чацкому невдомек, встреча с ним опасна для самолюбия Горича, ведь «друг старый» так изменился: ведет праздный образ жизни, ни-чем полезным не занимается, обрюзг и сделался придатком своей жены:
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
Вид Чацкого напомнил Платону Михайловичу, что он был совсем не тот, а изменить себя и жизнь он не в состоянии, да и желания у него нет что-либо менять. Естественна и неприязнь Натальи Дмитриевны к Чацкому: она опасается за свой привычный, всех устраивающий уклад жизни, Чацкий воспринимается ею как раздражитель спокойствия. Вот почему супруги Горичи с готовностью поддерживают идею о сумасшествии Чацкого.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.


Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Произведение, написанное для сцены, относится к литературному роду________. Одним из основных средств характеристики героев в произведениях этого рода является ______.
Произведение, написанное для сцены, относится к литературному роду драмы|драматическому. Одним из основных средств характеристики героев в произведениях этого рода является речь|речевая характеристика.
Ответ: драмыречь ИЛИ драмыречевая ИЛИ драматическомуречь ИЛИ драматическомуречевая.


Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Как в приведенной сцене подтверждается мысль об одиночестве Чацкого?
5.2. М. А. Дмитриев писал: «Грибоедов хотел представить умного и образованного человека, который не нравится обществу людей необразованных». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
5.1. Читатель может вначале чтения приведённой сцены порадоваться, что, возможно, Чацкий наконец-то встретил приятеля или друга. Его с Платоном Михайловичем, судя по репликам, связывают общие воспоминания. Чацкому невдомек, что встреча с ним опасна для самолюбия Горича, ведь «друг старый» так изменился: ведет праздный образ жизни, ничем полезным не занимается, обрюзг и сделался подкаблучником:
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
Платон Михайлович уже совсем не тот давний приятель, какого знавал Чацкий, он не может изменить себя и жизнь, да и желания у него нет что-либо менять. И Платоном Михайловичем, и его супругой Чацкий воспринимается как раздражитель спокойствия. Вот почему Чацкий вновь оказывается одинок, не находит поддержки и понимания.
5.2. В приведённом фрагменте комедии «Горе от ума» Чацкий вновь предстает перед нами как возмутитель спокойствия. И Горич, и уже тем более Наталья Дмитриевна не рады встрече с ним. Чацкому невдомек, что встреча с ним опасна для самолюбия Горича, ведь «друг старый» так изменился: ведет праздный образ жизни, ничем полезным не занимается, обрюзг и сделался придатком своей жены:
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
Вид Чацкого напомнил Платону Михайловичу, что он был совсем не тот, а изменить себя и жизнь он не в состоянии, да и желания у него нет что-либо менять. Естественна и неприязнь Натальи Дмитриевны к Чацкому — она опасается за свой привычный, всех устраивающий уклад жизни, Поэтому трудно не согласиться со словами М. А. Дмитриева.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.


В каком произведении русской или зарубежной литературы изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума»?
Антиподы — противостоящие, противопоставленные друг другу герои. В сцене встречи Чацкого с давним приятелем Платоном Михайловичем два бывших друга и показаны как антиподы. Чацкий — по-прежнему пылкий,активный. Платон Михайлович ведет праздный образ жизни, ничем полезным не занимается, обрюзг и сделался придатком своей жены:
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же, — говорит он сам о себе.
Антиподами являются Ленский и Онегин, герои романа А. С.Пушкина «Евгений Онегин». Ленский — молодой поэт, пылкий влюбленный, романтик, далекий от реальной действительности. Онегин — реалист, подвержен хандре, устал от светского общества и пустой жизни. Лучше, чем сам Пушкин, о противопоставлении своих героев не скажет никто:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень...
Обращение к приему антитезы (противопоставления) помогает авторам раскрыть образы своих героев в сравнении, а уж дело читателя — сделать выводы, кто из них положительный герой, а кто — отрицательный.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
| Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
| Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
| Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
| При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 8 |
__________________________
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Наверх