СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 6 № 1400

Как называется форма общения между персонажами (разговор между Печориным и Вернером), основанная на обмене репликами?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С... среди многочисленного и шумного круга молодёжи; разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убеждён в разных разностях.

— Что до меня касается, то я убеждён только в одном... — сказал доктор.

— В чём это? — спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.

— В том, — отвечал он, — что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.

— Я богаче вас, сказал я, — у меня, кроме этого, есть ещё убеждение — именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.

Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоём об отвлечённых предметах очень серьёзно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером.

Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер взошёл в мою комнату. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, — и мы оба замолчали.

— Заметьте, любезный доктор, — сказал я, — что без дураков было бы на свете очень скучно!.. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всём можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово — для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. Итак, размена чувств и мыслей между нами не может быть: мы знаем один о другом всё, что хотим знать, и знать больше не хотим. Остаётся одно средство: рассказывать новости. Скажите же мне какую-нибудь новость.

Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул...

 

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1
Задание 1 № 1395

Укажите на­зва­ние главы ро­ма­на М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го времени», эпи­зод из ко­то­рой приведён выше.

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
Пояснение · · Видеокурс ·

2
Задание 2 № 1396

Фрагмент на­чи­на­ет­ся опи­са­ни­ем внеш­но­сти док­то­ра Вернера. Как на­зы­ва­ет­ся такое сред­ство ха­рак­те­ри­сти­ки персонажа?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.

3
Задание 3 № 1397

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ют­ся вы­ра­зи­тель­ные подробности, при­да­ю­щие опи­са­нию осо­бую вы­ра­зи­тель­ность (например, светло-жёлтые пер­чат­ки и чёрный гал­стук Вернера)?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 4 № 1398

Установите со­от­вет­ствие между пер­со­на­жа­ми и их характеристиками. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ   ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) Печорин

Б) Грушницкий

B) Вернер

 

1) «...он один из тех людей, ко­то­рые на все слу­чаи жизни имеют го­то­вые пыш­ные фразы... важно дра­пи­ру­ют­ся в не­обык­но­вен­ные чувства, воз­вы­шен­ные стра­сти и ис­клю­чи­тель­ные страдания».

2) «...он скеп­тик и матерьялист... а вме­сте с этим поэт... хотя в жизнь свою не на­пи­сал двух стихов. Он был беден, меч­тал о миллионах, а для денег не сде­лал бы лиш­не­го шагу...»

3) «...он был храбр, го­во­рил мало, но резко; ни­ко­му не по­ве­рял своих ду­шев­ных и се­мей­ных тайн... Была толь­ко одна страсть, ко­то­рой он не таил: страсть к игре».

4) «... он был такой тоненький, беленький... Слав­ный был малый... толь­ко не­множ­ко странен... в дождик, в холод, целый день на охоте... А в дру­гой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился...»

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВ
   

 

В от­ве­те перечислите в со­от­вет­ству­ю­щем порядке но­ме­ра верных ва­ри­ан­тов в без про­бе­лов и запятых.

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.

5
Задание 5 № 1399

Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («беспокойные глаза», «жилистые руки»)?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.

6
Задание 7 № 1401

Размышления Пе­чо­ри­на («...мы ко всему до­воль­но равнодушны...») почти бук­валь­но на­по­ми­на­ют слова од­но­го из сти­хо­тво­ре­ний М. Ю. Лермонтова, в ко­то­ром поэт осмыс­ли­ва­ет место сво­е­го по­ко­ле­ния в истории: «К добру и злу по­стыд­но равнодушны...». Как на­зы­ва­ет­ся это стихотворение?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.

7
Задание 8 № 1407

В чём схожи и чем раз­ли­ча­ют­ся Пе­чо­рин и Вернер?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.

8
Задание 9 № 1408

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки изоб­ра­же­ны герои, свя­зан­ные при­я­тель­ски­ми отношениями, и в чём эти герои могут быть со­по­став­ле­ны с Пе­чо­ри­ным и Вернером?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.

Пояснение.

Диалог — раз­го­вор двух или более лиц. В ли­те­ра­тур­ном произведении, осо­бен­но в драме, диа­лог — одна из ос­нов­ных форм ре­че­вой ха­рак­те­ри­сти­ки персонажей.

 

Ответ: диалог.

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.