Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.
Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С... среди многочисленного и шумного круга молодёжи; разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убеждён в разных разностях.
— Что до меня касается, то я убеждён только в одном... — сказал доктор.
— В чём это? — спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.
— В том, — отвечал он, — что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.
— Я богаче вас, сказал я, — у меня, кроме этого, есть ещё убеждение — именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.
Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоём об отвлечённых предметах очень серьёзно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером.
Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер взошёл в мою комнату. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, — и мы оба замолчали.
— Заметьте, любезный доктор, — сказал я, — что без дураков было бы на свете очень скучно!.. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всём можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово — для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. Итак, размена чувств и мыслей между нами не может быть: мы знаем один о другом всё, что хотим знать, и знать больше не хотим. Остаётся одно средство: рассказывать новости. Скажите же мне какую-нибудь новость.
Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул...
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Размышления Печорина («...мы ко всему довольно равнодушны...») почти буквально напоминают слова одного из стихотворений М. Ю. Лермонтова, в котором поэт осмысливает место своего поколения в истории: «К добру и злу постыдно равнодушны...». Как называется это стихотворение?
Эти слова Лермонтов говорит в стихотворении «Дума», обращаясь к своему поколению.
Ответ: дума.


Укажите название главы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», эпизод из которой приведён выше.
С доктором Вернером Печорин познакомился на водах в Пятигорске, где и разворачиваются события «Княжны Мери».
Ответ: княжна Мери.
Фрагмент начинается описанием внешности доктора Вернера. Как называется такое средство характеристики персонажа?
Портрет — описание внешности персонажа, одно из средств создания образа. В литературном произведении портрет соответствует особенностям его содержания и формы, составляет один из моментов его художественного своеобразия.
Ответ: портрет.


Каким термином обозначаются выразительные подробности, придающие описанию особую выразительность (например, светло-жёлтые перчатки и чёрный галстук Вернера)?
Художественная деталь — одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемое в неповторимой индивидуальности.
Ответ: художественная деталь.


Установите соответствие между персонажами и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Печорин
Б) Грушницкий
B) Вернер
1) «...он один из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы... важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».
2) «...он скептик и матерьялист... а вместе с этим поэт... хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...»
3) «...он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн... Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре».
4) «... он был такой тоненький, беленький... Славный был малый... только немножко странен... в дождик, в холод, целый день на охоте... А в другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился...»
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
В ответе перечислите в соответствующем порядке номера верных вариантов в без пробелов и запятых.
А) Печорина характеризует Максим Максимыч: 4)«... он был такой тоненький, беленький... Славный был малый... только немножко странен... в дождик, в холод, целый день на охоте... А в другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился...»
Б) Грушницкий — 1) «...он один из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы... важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».
В) Вернер — 2)«...он скептик и матерьялист... а вместе с этим поэт... хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...»
Ответ: 412.


Как называется форма общения между персонажами (разговор между Печориным и Вернером), основанная на обмене репликами?
Диалог — разговор двух или более лиц. В литературном произведении, особенно в драме, диалог — одна из основных форм речевой характеристики персонажей.
Ответ: диалог.
В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?
Печорин и Вернер сходятся на водах. Они сразу замечают друг друга, так как оба выделяются на фоне «водяного общества»: «отличили в толпе друг друга». Герои умны, наблюдательны, критичны, кажется, что они с полуслова понимают друг друга, хорошо разбираются в людях. Однако при всей их общности они разные. В отличие от Печорина доктор Вернер в состоянии сочувствовать боли, его ум возмущен низостью, но при этом он ничего не делает. Вернер пассивен. Скептицизм парализует его действия, делает его равнодушным ко всему. Неудовлетворенность Печорина жизнью ведет к протесту, свидетельствует о скрытой в глубинах его души вере в людей и тем самым возвышает его над Вернером. Доктор — лишь сопровождение Печорина, который является настоящим участником жизни, Вернер — ее свидетель.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?
Герои, связанные приятельскими отношениями, показаны в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Несмотря на весьма сильные различия в характерах, Аркадий и Евгений все равно становятся очень близки. Кирсанов стремится за своим приятелем, в некоторых моментах подражает ему. В конце концов герою удается разобраться в своих мыслях и осознать, что нигилизм ему вовсе не близок. Евгений же остается верен своим идеалам. Как и герои Лермонтова, герои Тургенева перестают быть приятелями по ходу развития сюжета и расстаются весьма холодно. Важно также отметить, что социальное происхождение героев разное, возможно, и это становится, в конечном итоге, причиной непонимания и неприятия друг друга.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
| Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
| Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
| Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
| При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 8 |
__________________________
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.


Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Разговор Печорина и Вернера представляет собой ___________. Рассказ в приведённом отрывке ведётся от лица самого Печорина, ведь перед нами выдержки из его ___________.
Разговор Печорина и Вернера представляет собой диалог|полилог. Рассказ в приведённом отрывке ведётся от лица самого Печорина, ведь перед нами выдержки из его дневника|журнала.
Ответ: диалогдневника ИЛИ полилогдневника ИЛИ диалогжурнала.


Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены герои, связанные приятельскими отношениями. Чем схожи (или чем различаются) эти герои и с Печориным и Вернером
Герои, связанные приятельскими отношениями, показаны в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Несмотря на весьма сильные различия в характерах, Аркадий и Евгений все равно становятся очень близки. Кирсанов стремится за своим приятелем, в некоторых моментах подражает ему. В конце концов герою удается разобраться в своих мыслях и осознать, что нигилизм ему вовсе не близок. Евгений же остается верен своим идеалам. Как и герои Лермонтова, герои Тургенева перестают быть приятелями по ходу развития сюжета и расстаются весьма холодно. Важно также отметить, что социальное происхождение героев разное, возможно, и это становится, в конечном итоге, причиной непонимания и неприятия друг друга.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
| Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
| Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
| Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
| При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
| При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
| При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 8 |
__________________________
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.


Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?
5.2. «Искусство поэта, — писал Белинский, — должно состоять в том, чтобы развить на деле задачу: как данный природою характер должен образоваться при обстоятельствах, в которые поставит его судьба». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. Печорин и Вернер сходятся на водах. Они сразу замечают друг друга, так как оба выделяются на фоне «водяного общества»: «отличили в толпе друг друга». Герои умны, наблюдательны, критичны, кажется, что они с полуслова понимают друг друга, хорошо разбираются в людях. Однако при всей их общности они разные. В отличие от Печорина доктор Вернер в состоянии сочувствовать боли, его ум возмущен низостью, но при этом он ничего не делает. Вернер пассивен. Скептицизм парализует его действия, делает его равнодушным ко всему. Неудовлетворенность Печорина жизнью ведет к протесту, свидетельствует о скрытой в глубинах его души вере в людей и тем самым возвышает его над Вернером. Доктор — лишь сопровождение Печорина, который является настоящим участником жизни, Вернер — ее свидетель.
5.2. В приведённом фрагменте романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» перед нами предстают два героя, подтверждающих высказывание В. Г. Белинского. Вернер и Печорин вроде бы очень похожи: «Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всём можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово — для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку». Но вместе с тем, они очень разные. В самом начале фрагмента писатель подчёркивает сходство доктора с Байроном, намекая на его близость романтическим идеалам. Печорин же герой другой эпохи. Он не лишён романтических черт, но склонен к реалистичным взглядам на жизнь. Потому и ведут себя герои в одинаковых обстоятельствах по-разному и, несмотря на схожесть взглядов, отношение к жизни и к людям у них разное. Таким образом, у В. Г. Белинского на примере романа «Герой нашего времени» есть основание полагать, что время, в которое живет герой, обязательно отражается на его характере.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| 1. Соответствие ответа заданию | |
| Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
| Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
| Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
| 2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
| Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
| Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
| 3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
| Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
| Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
| Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
| Максимальный балл | 6 |
__________________________
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
Наверх