Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д5 C2 № 1407
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Вер­нер был мал ро­стом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него ко­ро­че дру­гой, как у Бай­ро­на; в срав­не­нии с ту­ло­ви­щем го­ло­ва его ка­за­лась огром­на: он стриг во­ло­сы под гребёнку, и не­ров­но­сти его че­ре­па, об­на­ру­жен­ные таким об­ра­зом, по­ра­зи­ли бы фре­но­ло­га стран­ным спле­те­ни­ем про­ти­во­по­лож­ных на­клон­но­стей. Его ма­лень­кие чёрные глаза, все­гда бес­по­кой­ные, ста­ра­лись про­ник­нуть в ваши мысли. В его одеж­де за­мет­ны были вкус и опрят­ность; его ху­до­ща­вые, жи­ли­стые и ма­лень­кие руки кра­со­ва­лись в свет­ло-жёлтых пер­чат­ках. Его сюр­тук, гал­стук и жилет были по­сто­ян­но чёрного цвета. Молодёжь про­зва­ла его Ме­фи­сто­фе­лем; он по­ка­зы­вал, будто сер­дил­ся за это про­зва­ние, но в самом деле оно льсти­ло его са­мо­лю­бию. Мы друг друга скоро по­ня­ли и сде­ла­лись при­я­те­ля­ми, по­то­му что я к друж­бе не­спо­со­бен: из двух дру­зей все­гда один раб дру­го­го, хотя часто ни один из них в этом себе не приз­наётся; рабом я быть не могу, а по­ве­ле­вать в этом слу­чае  — труд уто­ми­тель­ный, по­то­му что надо вме­сте с этим и об­ма­ны­вать; да при­том у меня есть лакеи и день­ги! Вот как мы сде­ла­лись при­я­те­ля­ми: я встре­тил Вер­не­ра в С... среди мно­го­чис­лен­но­го и шум­но­го круга молодёжи; раз­го­вор при­нял под конец ве­че­ра фи­ло­соф­ско-ме­та­фи­зи­че­ское на­прав­ле­ние; тол­ко­ва­ли об убеж­де­ни­ях: каж­дый был убеждён в раз­ных раз­но­стях.

— Что до меня ка­са­ет­ся, то я убеждён толь­ко в одном...  — ска­зал док­тор.

— В чём это?  — спро­сил я, желая узнать мне­ние че­ло­ве­ка, ко­то­рый до сих пор мол­чал.

— В том,  — от­ве­чал он,  — что рано или позд­но в одно пре­крас­ное утро я умру.

— Я бо­га­че вас, ска­зал я,  — у меня, кроме этого, есть ещё убеж­де­ние  — имен­но то, что я в один пре­гад­кий вечер имел не­сча­стие ро­дить­ся.

Все нашли, что мы го­во­рим вздор, а, право, из них никто ни­че­го умнее этого не ска­зал. С этой ми­ну­ты мы от­ли­чи­ли в толпе друг друга. Мы часто схо­ди­лись вме­сте и тол­ко­ва­ли вдвоём об от­влечённых пред­ме­тах очень серьёзно, пока не за­ме­ча­ли оба, что мы вза­им­но друг друга мо­ро­чим. Тогда, по­смот­рев зна­чи­тель­но друг другу в глаза, как де­ла­ли рим­ские ав­гу­ры, по сло­вам Ци­це­ро­на, мы на­чи­на­ли хо­хо­тать и, на­хо­хо­тав­шись, рас­хо­ди­лись до­воль­ные своим ве­че­ром.

Я лежал на ди­ва­не, устре­мив глаза в по­то­лок и за­ло­жив руки под за­ты­лок, когда Вер­нер взошёл в мою ком­на­ту. Он сел в крес­ла, по­ста­вил трость в угол, зев­нул и объ­явил, что на дворе ста­но­вит­ся жарко. Я от­ве­чал, что меня бес­по­ко­ят мухи,  — и мы оба за­мол­ча­ли.

— За­меть­те, лю­без­ный док­тор,  — ска­зал я,  — что без ду­ра­ков было бы на свете очень скуч­но!.. По­смот­ри­те, вот нас двое умных людей; мы знаем за­ра­не, что обо всём можно спо­рить до бес­ко­неч­но­сти, и по­то­му не спо­рим; мы знаем почти все со­кро­вен­ные мысли друг друга; одно слово  — для нас целая ис­то­рия; видим зерно каж­до­го на­ше­го чув­ства сквозь трой­ную обо­лоч­ку. Пе­чаль­ное нам смеш­но, смеш­ное груст­но, а во­об­ще, по прав­де, мы ко всему до­воль­но рав­но­душ­ны, кроме самих себя. Итак, раз­ме­на чувств и мыс­лей между нами не может быть: мы знаем один о дру­гом всё, что хотим знать, и знать боль­ше не хотим. Остаётся одно сред­ство: рас­ска­зы­вать но­во­сти. Ска­жи­те же мне какую-ни­будь но­вость.

Утомлённый дол­гой речью, я за­крыл глаза и зев­нул...

 

М. Ю. Лер­мон­тов «Герой на­ше­го вре­ме­ни»

В чём схожи и чем раз­ли­ча­ют­ся Пе­чо­рин и Вер­нер?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Пе­чо­рин и Вер­нер схо­дят­ся на водах. Они сразу за­ме­ча­ют друг друга, так как оба вы­де­ля­ют­ся на фоне «во­дя­но­го об­ще­ства»: «от­ли­чи­ли в толпе друг друга». Герои умны, на­блю­да­тель­ны, кри­тич­ны, ка­жет­ся, что они с по­лу­сло­ва по­ни­ма­ют друг друга, хо­ро­шо раз­би­ра­ют­ся в людях. Од­на­ко при всей их общ­но­сти они раз­ные. В от­ли­чие от Пе­чо­ри­на док­тор Вер­нер в со­сто­я­нии со­чув­ство­вать боли, его ум воз­му­щен ни­зо­стью, но при этом он ни­че­го не де­ла­ет. Вер­нер пас­си­вен. Скеп­ти­цизм па­ра­ли­зу­ет его дей­ствия, де­ла­ет его рав­но­душ­ным ко всему. Не­удо­вле­тво­рен­ность Пе­чо­ри­на жиз­нью ведет к про­те­сту, сви­де­тель­ству­ет о скры­той в глу­би­нах его души вере в людей и тем самым воз­вы­ша­ет его над Вер­не­ром. Док­тор  — лишь со­про­вож­де­ние Пе­чо­ри­на, ко­то­рый яв­ля­ет­ся на­сто­я­щим участ­ни­ком жизни, Вер­нер  — ее сви­де­тель.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие от­ве­та за­да­нию
Ответ на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния2
Ответ со­дер­жа­тель­но со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей, но не поз­во­ля­ет су­дить о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния1
Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на,

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая) — сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл6

 

__________________________

1 Под ис­ка­же­ни­ем ав­тор­ской по­зи­ции по­ни­ма­ет­ся гру­бое ис­ка­же­ние наи­бо­лее важ­ных идей про­из­ве­де­ния, общих ав­тор­ских оце­нок.

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 13.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 4
1
Тип Д1 B1 № 1395
i

Ука­жи­те на­зва­ние главы ро­ма­на М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го вре­ме­ни», эпи­зод из ко­то­рой при­ведён выше.


2
Тип Д1 № 1396
i

Фраг­мент на­чи­на­ет­ся опи­са­ни­ем внеш­но­сти док­то­ра Вер­не­ра. Как на­зы­ва­ет­ся такое сред­ство ха­рак­те­ри­сти­ки пер­со­на­жа?


3

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ют­ся вы­ра­зи­тель­ные по­дроб­но­сти, при­да­ю­щие опи­са­нию осо­бую вы­ра­зи­тель­ность (на­при­мер, свет­ло-жёлтые пер­чат­ки и чёрный гал­стук Вер­не­ра)?


4
Тип Д2 B2 № 1398
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пер­со­на­жа­ми и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПЕР­СО­НА­ЖИ

A)  Пе­чо­рин

Б)  Груш­ниц­кий

B)  Вер­нер

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1)  «...он один из тех людей, ко­то­рые на все слу­чаи жизни имеют го­то­вые пыш­ные фразы... важно дра­пи­ру­ют­ся в не­обык­но­вен­ные чув­ства, воз­вы­шен­ные стра­сти и ис­клю­чи­тель­ные стра­да­ния».

2)  «...он скеп­тик и ма­те­рья­лист... а вме­сте с этим поэт... хотя в жизнь свою не на­пи­сал двух сти­хов. Он был беден, меч­тал о мил­ли­о­нах, а для денег не сде­лал бы лиш­не­го шагу...»

3)  «...он был храбр, го­во­рил мало, но резко; ни­ко­му не по­ве­рял своих ду­шев­ных и се­мей­ных тайн... Была толь­ко одна страсть, ко­то­рой он не таил: страсть к игре».

4)  «... он был такой то­нень­кий, бе­лень­кий... Слав­ный был малый... толь­ко не­множ­ко стра­нен... в дож­дик, в холод, целый день на охоте... А в дру­гой раз сидит у себя в ком­на­те, ветер пахнёт, уве­ря­ет, что про­сту­дил­ся...»

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ

 

В от­ве­те пе­ре­чис­ли­те в со­от­вет­ству­ю­щем по­ряд­ке но­ме­ра вер­ных ва­ри­ан­тов в без про­бе­лов и за­пя­тых.


5
Тип Д1 B1 № 1400
i

Как на­зы­ва­ет­ся форма об­ще­ния между пер­со­на­жа­ми (раз­го­вор между Пе­чо­ри­ным и Вер­не­ром), ос­но­ван­ная на об­ме­не ре­пли­ка­ми?


6
Тип Д7 № 1401
i

Раз­мыш­ле­ния Пе­чо­ри­на («...мы ко всему до­воль­но рав­но­душ­ны...») почти бук­валь­но на­по­ми­на­ют слова од­но­го из сти­хо­тво­ре­ний М. Ю. Лер­мон­то­ва, в ко­то­ром поэт осмыс­ли­ва­ет место сво­е­го по­ко­ле­ния в ис­то­рии: «К добру и злу по­стыд­но рав­но­душ­ны...». Как на­зы­ва­ет­ся это сти­хо­тво­ре­ние?


7
Тип Д6 C1 № 1408
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки изоб­ра­же­ны герои, свя­зан­ные при­я­тель­ски­ми от­но­ше­ни­я­ми, и в чём эти герои могут быть со­по­став­ле­ны с Пе­чо­ри­ным и Вер­не­ром?


8
Тип Д3 B3 № 5871
i

За­пол­ни­те про­пус­ки в при­ведённом ниже тек­сте со­от­вет­ству­ю­щи­ми тер­ми­на­ми. В бланк от­ве­тов №1 впи­ши­те без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов два тер­ми­на в той же форме и по­сле­до­ва­тель­но­сти, что и в тек­сте.

 

Раз­го­вор Пе­чо­ри­на и Вер­не­ра пред­став­ля­ет собой ___________. Рас­сказ в при­ведённом от­рыв­ке ведётся от лица са­мо­го Пе­чо­ри­на, ведь перед нами вы­держ­ки из его ___________.


9
Тип Д5 C2 № 8106
i

На­зо­ви­те про­из­ве­де­ние оте­че­ствен­ной или за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром изоб­ра­же­ны герои, свя­зан­ные при­я­тель­ски­ми от­но­ше­ни­я­ми. Чем схожи (или чем раз­ли­ча­ют­ся) эти герои и с Пе­чо­ри­ным и Вер­не­ром


10
Тип Д4 C1 № 8287
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (5.1 или 5.2) и ука­жи­те его номер в БЛАН­КЕ ОТ­ВЕ­ТОВ № 2.

Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­тур­ной пись­мен­ной речи, за­пи­сы­вай­те от­ве­ты ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во.

5.1. В чём схожи и чем раз­ли­ча­ют­ся Пе­чо­рин и Вер­нер?

5.2. «Ис­кус­ство поэта,  — писал Бе­лин­ский,  — долж­но со­сто­ять в том, чтобы раз­вить на деле за­да­чу: как дан­ный при­ро­дою ха­рак­тер дол­жен об­ра­зо­вать­ся при об­сто­я­тель­ствах, в ко­то­рые по­ста­вит его судь­ба». Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, под­твер­ди­те или опро­верг­ни­те эту точку зре­ния.