Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д11 C4 № 1410
i

Про­чи­тай­те при­ведённое ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яб­лонь дым.  

Увя­да­нья зо­ло­том охва­чен­ный,

Я не буду боль­ше мо­ло­дым.

 

Ты те­перь не так уж бу­дешь бить­ся,

Серд­це, тро­ну­тое хо­лод­ком,

И стра­на берёзо­во­го ситца

Не за­ма­нит шлять­ся бо­си­ком.

 

Дух бро­дя­жий! ты все реже, реже

Рас­ше­ве­ли­ва­ешь пла­мень уст.

О, моя утра­чен­ная све­жесть,

Буй­ство глаз и по­ло­во­дье чувств.

 

Я те­перь ску­пее стал в же­ла­ньях,

Жизнь моя? иль ты при­сни­лась мне?

Слов­но я ве­сен­ней гул­кой ранью

Про­ска­кал на ро­зо­вом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тлен­ны,

Тихо льет­ся с клёнов ли­стьев медь...

Будь же ты вовек бла­го­сло­вен­но,

Что при­шло про­цвесть и уме­реть.

 

С. А. Есе­нин, 1921

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит мотив быст­ро­теч­но­сти жизни и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию С. А. Есе­ни­на?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Мотив быст­ро­теч­но­сти жизни за­тро­нут во мно­гих про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры. На­при­мер, в сти­хо­тво­ре­нии Ми­ха­и­ла Юрье­ви­ча Лер­мон­то­ва «И скуч­но, и груст­но». Ли­ри­че­ский герой пред­ста­ет перед нами в об­ра­зе оди­но­ко­го че­ло­ве­ка, ко­то­рым овла­де­ва­ет уны­ние: он ску­ча­ет, ни к чему не стре­мит­ся, ощу­ща­ет, как быст­ро течет время, что «годы про­хо­дят  — все луч­шие годы!», и он не в силах про­ти­вить­ся судь­бе:

В себя ли за­гля­нешь?  — там про­шло­го нет и следа:

И ра­дость, и муки, и все там ни­чтож­но...

И жизнь, как по­смот­ришь с хо­лод­ным вни­ма­ньем во­круг,

— Такая пу­стая и глу­пая шутка...

То же на­стро­е­ние видно и у Есе­ни­на. Герой рас­суж­да­ет о на­все­гда ушед­шем про­шлом, былой мо­ло­до­сти и силе, без­за­бот­но­сти и тре­пет­но­сти, от ко­то­рых оста­лись лишь вос­по­ми­на­ния:

Увя­да­нья зо­ло­том охва­чен­ный,

Я не буду боль­ше мо­ло­дым.

Ты те­перь не так уж бу­дешь бить­ся,

Серд­це, тро­ну­тое хо­лод­ком.

<…>

Я те­перь ску­пее стал в же­ла­ньях.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­по­став­ле­ние пер­во­го вы­бран­но­го про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом
На­зва­но про­из­ве­де­ние, и ука­зан его автор, про­из­ве­де­ние убе­ди­тель­но со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за2
На­зва­но толь­ко про­из­ве­де­ние без ука­за­ния ав­то­ра, или ука­зан толь­ко автор без ука­за­ния на­зва­ния про­из­ве­де­ния, про­из­ве­де­ние убе­ди­тель­но со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за,

ИЛИ на­зва­но про­из­ве­де­ние, и/или ука­зан его автор, про­из­ве­де­ние по­верх­ност­но, фор­маль­но2 со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за

1
Не на­зва­но про­из­ве­де­ние, и не ука­зан его автор,

И/ИЛИ не про­ве­де­но со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за

0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния при со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го), оба тек­ста при­вле­ка­ют­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го), но текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., а текст дру­го­го — на уров­не его пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

3
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го) на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний об их со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.), ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

ИЛИ текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., а текст дру­го­го про­из­ве­де­ния не при­вле­ка­ет­ся, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

2
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.), а текст дру­го­го про­из­ве­де­ния для со­по­став­ле­ния не при­вле­ка­ет­ся, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция од­но­го из про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го или вы­бран­но­го) ис­ка­же­на (при любых уров­нях при­вле­че­ния тек­ста, опи­сан­ных для 4, 3 и 2 бал­лов)

И/ИЛИ до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний не при­вле­ка­ет­ся текст ни од­но­го про­из­ве­де­ния

И/ИЛИ ис­ка­же­на ав­тор­ская по­зи­ция двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го)

И/ИЛИ до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская и/или ре­че­вая) — сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл8

 

__________________________

2 Фор­маль­ным со­по­став­ле­ни­ем счи­та­ет­ся слу­чай, когда эк­за­ме­ну­е­мый огра­ни­чи­ва­ет­ся по­вто­ре­ни­ем слов из фор­му­ли­ров­ки за­да­ния для обо­зна­че­ния ас­пек­та со­по­став­ле­ния.

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 13.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 4
1
Тип 6 № 7983
i

За­пол­ни­те про­пус­ки в сле­ду­ю­щем от­рыв­ке. В от­ве­те за­пи­ши­те два тер­ми­на в по­ряд­ке их сле­до­ва­ния в пред­ло­же­ни­ях без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов.

 

Каж­дая строч­ка сти­хо­тво­ре­ния С. Есе­ни­на на­пол­не­на лич­ны­ми пе­ре­жи­ва­ни­я­ми, про­ник­ну­ты­ми на­стро­е­ни­ем гру­сти. Имен­но это поз­во­ля­ет опре­де­лить жан­ро­вую раз­но­вид­ность сти­хо­тво­ре­ния как _______. Стро­ки сти­хо­тво­ре­ния, в ко­то­рых поэт по­ни­ма­ет, что из­ме­нил­ся сам, яв­ля­ют­ся _______, цен­траль­ным пе­ре­лом­ным мо­мен­том со­дер­жа­ния.


2
Тип 7 № 1402
i

На­зо­ви­те жанр клас­си­че­ской по­э­зии, черты ко­то­ро­го при­сут­ству­ют в сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу...».


3
Тип 8 № 1405
i

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии. Но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1.  По­втор.

2.  Эпи­фо­ра.

3.  Гро­теск.

4.  Ана­фо­ра.

5.  Ри­то­ри­че­ский во­прос.

6.  Ме­та­фо­ра.

7.  Ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние.


Аналоги к заданию № 1405: 9550 Все


4
Тип 9 № 7986
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

1.  По­че­му раз­мыш­ле­ния поэта о про­ща­нии с мо­ло­до­стью, так тра­гич­но зву­ча­щие в сти­хо­тво­ре­нии, за­вер­ша­ют­ся свет­ло и спо­кой­но?

2.  Ка­ко­ва роль сим­во­лов в сти­хо­тво­ре­нии С. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу»?


5

На­зо­ви­те сти­хо­тво­ре­ние оте­че­ствен­но­го или за­ру­беж­но­го поэта (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром зву­чит мотив быст­ро­теч­но­сти жизни. Со­по­ставь­те вы­бран­ное Вами про­из­ве­де­ние со сти­хо­тво­ре­ни­ем С. Есе­ни­на.


6
Тип Д8 № 1406
i

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу...»? (Дайте ответ без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп.)


7
Тип Д10 C3 № 1409
i

По­че­му раз­мыш­ле­ния поэта о про­ща­нии с мо­ло­до­стью, так тра­гич­но зву­ча­щие в сти­хо­тво­ре­нии, за­вер­ша­ют­ся свет­ло и спо­кой­но?


8
Тип Д8 № 1423
i

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу...»? (Дайте ответ без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп.)


9
Тип Д10 C3 № 1426
i

По­че­му раз­мыш­ле­ния поэта о про­ща­нии с мо­ло­до­стью, так тра­гич­но зву­ча­щие в сти­хо­тво­ре­нии, за­вер­ша­ют­ся свет­ло и спо­кой­но?


10
Тип Д11 C4 № 1427
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит мотив быст­ро­теч­но­сти жизни и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию С. А. Есе­ни­на?