Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 1405
i

Про­чи­тай­те при­ведённое ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яб­лонь дым.  

Увя­да­нья зо­ло­том охва­чен­ный,

Я не буду боль­ше мо­ло­дым.

 

Ты те­перь не так уж бу­дешь бить­ся,

Серд­це, тро­ну­тое хо­лод­ком,

И стра­на берёзо­во­го ситца

Не за­ма­нит шлять­ся бо­си­ком.

 

Дух бро­дя­жий! ты все реже, реже

Рас­ше­ве­ли­ва­ешь пла­мень уст.

О, моя утра­чен­ная све­жесть,

Буй­ство глаз и по­ло­во­дье чувств.

 

Я те­перь ску­пее стал в же­ла­ньях,

Жизнь моя? иль ты при­сни­лась мне?

Слов­но я ве­сен­ней гул­кой ранью

Про­ска­кал на ро­зо­вом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тлен­ны,

Тихо льет­ся с клёнов ли­стьев медь...

Будь же ты вовек бла­го­сло­вен­но,

Что при­шло про­цвесть и уме­реть.

 

С. А. Есе­нин, 1921

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии. Но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1.  По­втор.

2.  Эпи­фо­ра.

3.  Гро­теск.

4.  Ана­фо­ра.

5.  Ри­то­ри­че­ский во­прос.

6.  Ме­та­фо­ра.

7.  Ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

По­втор: «Дух бро­дя­жий! ты все реже, реже». По­втор уси­ли­ва­ет эмо­ци­о­наль­но-об­раз­ную вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи.

Ана­фо­ра: «Не жалею, не зову, не плачу», «Все мы, все мы в этом мире тлен­ны». Ана­фо­ра  — по­вто­ре­ние в стро­фе, стихе на­чаль­ных слов, не­су­щих ос­нов­ную смыс­ло­вую на­груз­ку.

Ри­то­ри­че­ский во­прос: «Жизнь моя? иль ты при­сни­лась мне?» Ри­то­ри­че­ский во­прос  — во­прос, не тре­бу­ю­щий от­ве­та, об­ра­щен­ный к чи­та­те­лю или слу­ша­те­лю, чтобы при­влечь их вни­ма­ние к изоб­ра­жа­е­мо­му.

Ме­та­фо­ра  — скры­тое срав­не­ние:

И стра­на берёзо­во­го ситца

Не за­ма­нит шлять­ся бо­си­ком.

 

Ответ: 1456.


Аналоги к заданию № 1405: 9550 Все

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 13.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 4
Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 26. С. А. Есе­нин. Сти­хо­тво­ре­ния
Полина Бондарь 16.05.2016 17:20

Разве в этих стро­ках есть ана­фо­ра? «Не жалею, не зову, не плачу», «Все мы, все мы в этом мире тлен­ны» Это мак­си­мум лек­си­че­ский по­втор, здесь нет еди­но­на­ча­лия.

Татьяна Стаценко

Ана­фо­ра имеет мно­же­ство раз­но­вид­но­стей, в том числе су­ще­ству­ет и лек­си­че­ская ана­фо­ра, с ко­то­рой мы и имеем дело в дан­ном слу­чае.

Анна Седельникова 26.05.2016 10:12

АНА­ФО­РА — еди­но­на­ча­тие, по­вто­ре­ние опре­де­лен­но­го слова или от­дель­ных зву­ков в на­ча­ле не­сколь­ких строф, сти­хов или по­лу­сти­ший.

По­че­му как пра­виль­ный ответ тут идет ана­фо­ра? Тут нет двух и более строк с оди­на­ко­вым на­ча­лом.

Татьяна Стаценко

И всё-таки это ана­фо­ра. В школе не раз­би­ра­ют при­ме­ров лек­си­че­ской ана­фо­ры, огра­ни­чи­ва­ют­ся син­так­си­че­ской.

При­ме­ры лек­си­че­ской ана­фо­ры можно найти и в сти­хо­тво­ре­ни­ях Тют­че­ва, Фета.

На­при­мер, у Тют­че­ва:

«Су­мрак тихий, су­мрак сон­ный»,

где по­вто­ре­ни­ем слова «су­мрак» под­дер­жи­ва­ет­ся опре­де­лен­ное ме­ло­ди­че­ское воз­дей­ствие стиха.

Анна Седельникова 03.06.2016 16:35

1. "Су­мрак тихий, су­мрак сон­ный" - это лек­си­че­ский по­втор.

 

Я при­шел к тебе с при­ве­том,

Рас­ска­зать, что солн­це вста­ло,

Что оно го­ря­чим све­том

По ли­стам за­тре­пе­та­ло;

Рас­ска­зать, что лес проснул­ся,

Весь проснул­ся, вет­кой каж­дой,

Каж­дой пти­цей встре­пе­нул­ся

И ве­сен­ней полон жаж­дой;

Рас­ска­зать, что с той же стра­стью,

Как вчера, при­шел я снова,

Что душа все так же сча­стью

И тебе слу­жить го­то­ва;

Рас­ска­зать, что ото­всю­ду

На меня ве­се­льем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но толь­ко песня зреет.

 

Вот здесь по­вто­ре­ние слова "рас­ска­зать" - ана­фо­ра, по­то­му что ана­фо­ра - это еди­но­на­ча­тие.

 

"Не жалею, не зову, не плачу" - что тут на­чи­на­ет­ся с ча­сти­цы "не"?

 

2. Если Вы утвер­жда­е­те, что этот вид ана­фо­ры не про­хо­дят в школе, зачем да­вать его здесь? По-моему,эк­за­мен про­ве­ря­ет зна­ния, по­лу­чен­ные в школе, а этот сайт при­зван по­мочь к эк­за­ме­ну под­го­то­вить­ся. Не­со­сты­ко­воч­ка у Вас.

Татьяна Стаценко

Да это же не мы даём, это да­ва­ли на эк­за­ме­не в 2013 году на Урале.

Наталья Мануйлова 04.02.2017 23:35

И я не со­глас­на с тем, что это ана­фо­ра.

Но ладно. Пред­по­ло­жим, ана­фо­ра.

Как в таком слу­чае от­ли­чать ана­фо­ру от по­вто­ра?

Во мно­гих сти­хо­тво­ре­ни­ях, про­из­ве­де­ни­ях и про­чем есть вы­ска­зы­ва­ния ана­ло­гич­но­го по­стро­е­ния, од­на­ко везде ко­ди­фи­ка­тор за­счи­ты­ва­ет это как по­втор, в по­яс­не­ни­ях тоже дан по­втор.

И как их тогда от­ли­чать, если ЭТО - ана­фо­ра?

Татьяна Стаценко

Вы зна­е­те, да я со­глас­на, что за­да­ние со­став­ле­но не­кор­рект­но. О том, что в сти­хо­тво­ре­нии есть ана­фо­ра, да ещё та­ко­го вида, о какой в школе го­во­рить не при­ня­то, можно го­во­рить бес­ко­неч­но и бес­ко­неч­но с этим не со­гла­шать­ся. Про­чти­те по­яс­не­ния к за­да­нию и от­ве­ты на преды­ду­щие во­про­сы, уже за­дан­ные здесь по этому по­во­ду. Но ва­ри­ан­тов дру­гих от­ве­тов на во­прос за­да­ния нет. Что ж, дей­ствуй­те ме­то­дом ис­клю­че­ния. Вы же не ста­не­те утвер­ждать, что из остав­ших­ся не­на­зван­ны­ми можно вы­брать еще хоть один ва­ри­ант, кроме ана­фо­ры? Эпи­фо­ры в сти­хо­тво­ре­нии нет точно, равно как и гро­тес­ка.

1
Тип 6 № 7983
i

За­пол­ни­те про­пус­ки в сле­ду­ю­щем от­рыв­ке. В от­ве­те за­пи­ши­те два тер­ми­на в по­ряд­ке их сле­до­ва­ния в пред­ло­же­ни­ях без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов.

 

Каж­дая строч­ка сти­хо­тво­ре­ния С. Есе­ни­на на­пол­не­на лич­ны­ми пе­ре­жи­ва­ни­я­ми, про­ник­ну­ты­ми на­стро­е­ни­ем гру­сти. Имен­но это поз­во­ля­ет опре­де­лить жан­ро­вую раз­но­вид­ность сти­хо­тво­ре­ния как _______. Стро­ки сти­хо­тво­ре­ния, в ко­то­рых поэт по­ни­ма­ет, что из­ме­нил­ся сам, яв­ля­ют­ся _______, цен­траль­ным пе­ре­лом­ным мо­мен­том со­дер­жа­ния.


2
Тип 7 № 1402
i

На­зо­ви­те жанр клас­си­че­ской по­э­зии, черты ко­то­ро­го при­сут­ству­ют в сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу...».


3
Тип 8 № 1422
i

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и за­пя­тых.

 

1.  По­втор.

2.  Срав­не­ние.

3.  Гро­теск.

4.  Ана­фо­ра.

5.  Ри­то­ри­че­ский во­прос.

6.  Ли­то­та.

7.  Эпи­тет.


4
Тип 9 № 7986
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

1.  По­че­му раз­мыш­ле­ния поэта о про­ща­нии с мо­ло­до­стью, так тра­гич­но зву­ча­щие в сти­хо­тво­ре­нии, за­вер­ша­ют­ся свет­ло и спо­кой­но?

2.  Ка­ко­ва роль сим­во­лов в сти­хо­тво­ре­нии С. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу»?


5

На­зо­ви­те сти­хо­тво­ре­ние оте­че­ствен­но­го или за­ру­беж­но­го поэта (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром зву­чит мотив быст­ро­теч­но­сти жизни. Со­по­ставь­те вы­бран­ное Вами про­из­ве­де­ние со сти­хо­тво­ре­ни­ем С. Есе­ни­на.


6
Тип Д8 № 1406
i

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу...»? (Дайте ответ без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп.)


7
Тип Д10 C3 № 1409
i

По­че­му раз­мыш­ле­ния поэта о про­ща­нии с мо­ло­до­стью, так тра­гич­но зву­ча­щие в сти­хо­тво­ре­нии, за­вер­ша­ют­ся свет­ло и спо­кой­но?


8
Тип Д11 C4 № 1410
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит мотив быст­ро­теч­но­сти жизни и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию С. А. Есе­ни­на?


9
Тип Д8 № 1423
i

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу...»? (Дайте ответ без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп.)


10
Тип Д10 C3 № 1426
i

По­че­му раз­мыш­ле­ния поэта о про­ща­нии с мо­ло­до­стью, так тра­гич­но зву­ча­щие в сти­хо­тво­ре­нии, за­вер­ша­ют­ся свет­ло и спо­кой­но?


11
Тип Д11 C4 № 1427
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит мотив быст­ро­теч­но­сти жизни и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию С. А. Есе­ни­на?