Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д5 C2 № 2755
i

Поз­воль­те по­лю­бо­пыт­ство­вать: вы давно с моим Ев­ге­ни­ем зна­ко­мы?

— С ны­неш­ней зимы.

— Так-⁠с. И поз­воль­те вас ещё спро­сить, — но не при­сесть ли нам? — поз­воль­те вас спро­сить, как отцу, со всею от­кро­вен­но­стью: ка­ко­го вы мне­ния о моём Ев­ге­нии?

— Ваш сын — один из самых за­ме­ча­тель­ных людей, с ко­то­ры­ми я когда-⁠либо встре­чал­ся, — с жи­во­стью от­ве­тил Ар­ка­дий.

Глаза Ва­си­лия Ива­но­ви­ча вне­зап­но рас­кры­лись, и щёки его слабо вспых­ну­ли. Ло­па­та вы­ва­ли­лась из его рук.

— Итак, вы по­ла­га­е­те... — начал он.

— Я уве­рен, — под­хва­тил Ар­ка­дий, — что сына ва­ше­го ждёт ве­ли­кая бу­дущ­ность, что он про­сла­вит ваше имя. Я убе­дил­ся в этом с пер­вой нашей встре­чи.

— Как... как это было? — едва про­го­во­рил Ва­си­лий Ива­но­вич. Вос­тор­жен­ная улыб­ка раз­дви­ну­ла его ши­ро­кие губы и уже не схо­ди­ла с них.

— Вы хо­ти­те знать, как мы встре­ти­лись?

— Да... и во­об­ще...

Ар­ка­дий начал рас­ска­зы­вать и го­во­рить о Ба­за­ро­ве ещё с боль­шим жаром, с боль­шим увле­че­ни­ем, чем в тот вечер, когда он тан­це­вал ма­зур­ку с Один­цо­вой.

Ва­си­лий Ива­но­вич его слу­шал, слу­шал, смор­кал­ся, катал пла­ток в обеих руках, каш­лял, еро­шил свои во­ло­сы  — и на­ко­нец не вы­тер­пел: на­гнул­ся к Ар­ка­дию и по­це­ло­вал его в плечо.

— Вы меня со­вер­шен­но осчаст­ли­ви­ли, — про­мол­вил он, не пе­ре­ста­вая улы­бать­ся: — я дол­жен вам ска­зать, что я... бо­го­тво­рю моего сына; о моей ста­ру­хе я уже не го­во­рю: из­вест­но — мать! Но я не смею при нём вы­ска­зы­вать свои чув­ства, по­то­му что он этого не любит. Он враг всех из­ли­я­ний; мно­гие его даже осуж­да­ют за такую твёрдость его нрава и видят в ней при­знак гор­до­сти или бес­чув­ствия; но по­доб­ных ему людей не при­хо­дит­ся ме­рить обык­но­вен­ным ар­ши­ном, не прав­да ли? Да вот, на­при­мер: дру­гой на его месте тянул бы да тянул с своих ро­ди­те­лей; а у нас, по­ве­ри­те ли, он от­ро­ду лиш­ней ко­пей­ки не взял, ей-⁠богу!

— Он бес­ко­рыст­ный, чест­ный че­ло­век, — за­ме­тил Ар­ка­дий.

— Имен­но бес­ко­рыст­ный. А я, Ар­ка­дий Ни­ко­ла­ич, не толь­ко бо­го­тво­рю его, я гор­жусь им, и всё моё че­сто­лю­бие со­сто­ит в том, чтобы со вре­ме­нем в его био­гра­фии сто­я­ли сле­ду­ю­щие слова: «Сын про­сто­го штаб-⁠ле­ка­ря, ко­то­рый, од­на­ко, рано умел раз­га­дать его и ни­че­го не жалел для его вос­пи­та­ния...»

Голос ста­ри­ка пе­ре­рвал­ся.

 

И. С. Тур­ге­нев «Отцы и дети»


Как рас­кры­ва­ет­ся ха­рак­тер Ва­си­лия Ива­но­ви­ча в пред­ло­жен­ном для ана­ли­за фраг­мен­те?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В дан­ном фраг­мен­те ро­ма­на Тур­ге­не­ва перед нами Ва­си­лий Ива­но­вич пред­стаёт как на­сто­я­щий отец, лю­бя­щий сво­е­го сына. У него чут­кое и доб­рое серд­це, он гор­дит­ся своим сыном, по­ни­ма­ет: Ев­ге­ний – че­ло­век не­обык­но­вен­ный («по­доб­ных ему людей не при­хо­дит­ся ме­рить обык­но­вен­ным ар­ши­ном»). А это поз­во­ля­ет го­во­рить о нём не толь­ко как о сер­деч­ном и чув­стви­тель­ном ро­ди­те­ле, но и о мыс­ля­щем, про­зор­ли­вом че­ло­ве­ке. По­ло­жи­тель­ная ха­рак­те­ри­сти­ка Ев­ге­ния Ар­ка­ди­ем про­буж­да­ет в стар­шем Ба­за­ро­ве ис­крен­нюю ра­дость. В от­ли­чие от твер­до­ха­рак­тер­но­го сына отец об­ла­да­ет очень чув­стви­тель­ной и впе­чат­ли­тель­ной на­ту­рой. Она от­ра­жа­ет­ся в его ми­ми­ке, эмо­ци­о­наль­ных же­стах и вы­ска­зы­ва­ни­ях. Ва­си­лия Ива­но­ви­ча, без со­мне­ния, можно на­звать ис­тин­ным отцом. В своей душе он ле­ле­ет мечту об успеш­ном бу­ду­щем сво­е­го лю­би­мо­го сына. А Ар­ка­дий даёт ему воз­мож­ность окон­ча­тель­но убе­дить­ся в ре­аль­но­сти осу­ществ­ле­ния его же­ла­ния.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­от­вет­ствие от­ве­та за­да­нию
Ответ на во­прос дан и сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния2
Ответ со­дер­жа­тель­но со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей, но не поз­во­ля­ет су­дить о по­ни­ма­нии тек­ста при­ведённого фраг­мен­та/сти­хо­тво­ре­ния1
Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния для ар­гу­мен­та­ции
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют2
Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на,

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

1
Суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны тек­стом про­из­ве­де­ния,

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская, и/или ре­че­вая) — сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл6

 

__________________________

1 Под ис­ка­же­ни­ем ав­тор­ской по­зи­ции по­ни­ма­ет­ся гру­бое ис­ка­же­ние наи­бо­лее важ­ных идей про­из­ве­де­ния, общих ав­тор­ских оце­нок.

1
Тип 4 № 8376
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер.

Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­тур­ной пись­мен­ной речи, за­пи­сы­вай­те от­ве­ты ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во.

1.  Как рас­кры­ва­ет­ся ха­рак­тер Ва­си­лия Ива­но­ви­ча в пред­ло­жен­ном для ана­ли­за фраг­мен­те?

2.  Кри­тик Д. И. Пи­са­рев, раз­мыш­ляя над во­про­сом об идей­ном за­мыс­ле ро­ма­на И. С. Тур­ге­не­ва, писал: «...В ро­ма­не Тур­ге­не­ва идеи и стрем­ле­ния мо­ло­до­го по­ко­ле­ния от­ра­зи­лись так, как по­ни­ма­ет их само мо­ло­дое по­ко­ле­ние... а ста­рик и юноша почти ни­ко­гда не схо­дят­ся между собою в убеж­де­ни­ях и сим­па­ти­ях». Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, под­твер­ди­те или опро­верг­ни­те эту точку зре­ния.


2
Тип 5 № 8184
i

Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, со­по­ставь­те кон­фликт отцов и детей у Тур­ге­не­ва и в про­из­ве­де­нии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума». В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство в рас­кры­тии темы?


Аналоги к заданию № 8184: 9100 9105 9109 ... Все


3
Тип Д6 C1 № 2758
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей рас­ска­зы­ва­ет­ся о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях ро­ди­те­лей с детьми и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с тур­ге­нев­ски­ми «От­ца­ми и детьми»?