СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 8 № 64

В чём смысл со­сед­ства двух сцен — «сазаньего боя» и раз­го­во­ра по душам между отцом и сыном?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

 

Леса, пронзительно брунжа, зачертила воду, за ней косым зеленоватым полотном вставала вода. Пантелей Прокофьевич перебирал обрубковатыми пальцами держак черпала.

— Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанёт!

— Небось!

Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.

— Давит, аж рука занемела... Нет, погоди!

— Держи, Гришка!

— Держу-у-у!

— Гляди под баркас не пущай!.. Гляди!

Переводя дух, подвёл Григорий к баркасу лежавшего на боку сазана. Старик сунулся было с черпалом, но сазан, напрягая последние силы, вновь ушёл в глубину.

— Голову его подымай! Нехай глотнет ветру, он посмирнеет.

Выводив, Григорий снова подтянул к баркасу измученного сазана. Зевая широко раскрытым ртом, тот ткнулся носом в шершавый борт и стал, переливая шевелящееся оранжевое золото плавников.

— Отвоевался! — крякнул Пантелей Прокофьевич, поддевая его черпаком.

Посидели ещё с полчаса. Стихал сазаний бой.

-Сматывай, Гришка. Должно, последнего запрягли, ишо не дождёмся.

Собрались. Григорий оттолкнулся от берега. Проехали половину пути. По лицу отца Григорий видел, что хочет тот что-то сказать, но старик молча поглядывал на размётанные под горой дворы хутора.

— Ты, Григорий, вот что... — нерешительно начал он, теребя завязки лежавшего под ногами мешка, — примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой...

Григорий густо покраснел, отвернулся. Воротник рубахи, врезаясь в мускулистую прижжённую солнце- гревом шею, выдавил белую полоску.

— Ты гляди, парень, — уже жёстко и зло продолжал старик, — я с тобой не так загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, а я наперёд упреждаю: примечу — запорю!

Пантелей Прокофьевич ссучил пальцы в узловатый кулак, — жмуря выпуклые глаза, глядел, как с лица сына сливала кровь.

— Наговоры, — глухо, как из воды, буркнул Григорий и прямо в синеватую переносицу поглядел отцу.

— Ты помалкивай.

— Мало что люди гутарют...

— Цыц, сукин сын!

Григорий слёг над веслом. Баркас заходил скачками. Завитушками заплясала люлюкающая за кормой вода.

До пристани молчали оба. Уже подъезжая к берегу, отец напомнил:

— Гляди не забудь, а нет — с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!

Промолчал Григорий. Примыкая баркас, спросил:

— Рыбу бабам отдать?

— Понеси купцам продай, — помягчел старик, — на табак разживёшься.

Покусывая губы, шёл Григорий позади отца. «Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище», — думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок.

 

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

1
Задание 1 № 52

Укажите ли­те­ра­тур­ное направление, для ко­то­ро­го характерно объ­ек­тив­ное изображение дей­стви­тель­но­сти и в русле ко­то­ро­го развивалось твор­че­ство М. А. Шолохова.


2
Задание 2 № 53

Какое слово до­бав­ля­ют к слову «роман», ха­рак­те­ри­зуя жанр шо­ло­хов­ско­го «Тихого Дона»?


3
Задание 3 № 54

Текст фраг­мен­та представляет собой по пре­иму­ще­ству разговор отца и сына Мелеховых. Как на­зы­ва­ет­ся такая форма об­ще­ния между персонажами?


4
Задание 4 № 55

Создавая образ Пан­те­лея Прокофьевича, автор при­бе­га­ет к эле­мен­там описания внеш­но­сти героя («жмуря вы­пук­лые глаза», «в си­не­ва­тую переносицу», «крутой от­цов­ский затылок»). Как на­зы­ва­ет­ся такое сред­ство характеристики персонажа?


5
Задание 5 № 56

Укажите термин, ко­то­рым обозначается вы­ра­зи­тель­ная подробность, не­су­щая в тек­сте определённую смыс­ло­вую нагрузку (например, «обрубковатые» паль­цы старика Мелехова).


6
Задание 6 № 57

За внеш­ни­ми описаниями ге­ро­ев проглядывает их внут­рен­нее состояние («Григорий густо покраснел, отвернулся...»). Как на­зы­ва­ет­ся способ отоб­ра­же­ния внутренней жизни персонажей, их переживаний, со­мне­ний и т.п. в ху­до­же­ствен­ном произведении?

Пояснение · · Видеокурс ·

7
Задание 7 № 58

Полюбив за­муж­нюю Аксинью, Гри­го­рий бро­са­ет вызов окружающим. Как на­зы­ва­ет­ся острое столкновение, не­при­ми­ри­мое противоречие, сти­му­ли­ру­ю­щее раз­ви­тие сюжета?

Пояснение · · Видеокурс ·

8
Задание 9 № 65

В каких про­из­ве­де­ни­ях русской клас­си­ки нашла своё отоб­ра­же­ние тема «отцов и детей» и в чём эти про­из­ве­де­ния перекликаются с шо­ло­хов­ским «Тихим Доном»?

Пояснение.

Можно про­ве­сти па­рал­лель между сазаном, ко­то­рый в не­рав­ной схват­ке сра­жа­ет­ся за свою свободу, за свою жизнь, и Григорием, ко­то­рый вы­ры­ва­ет­ся из-под ро­ди­тель­ской опеки. Для Гри­го­рия связь с Ак­си­ньей — такая же потребность, как вода для сазана, но се­мей­ные устои и слово отца — закон ненарушаемый, он силь­нее же­ла­ний и стем­ле­ний героя. Как бы Гри­го­рий ни бо­рол­ся с мне­ни­ем отца, ему придётся по­ко­рить­ся и жить, как принято. Как сазан бо­рет­ся за свою жизнь до по­след­ней секунды,так и Гри­го­рий до­би­ва­ет­ся любви Аксиньи.