Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 2 № 780
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Павел Пет­ро­вич вышел, а Ба­за­ров по­сто­ял перед две­рью и вдруг вос­клик­нул: «Фу ты, черт! как кра­си­во и как глупо! Экую мы ко­ме­дию от­ло­ма­ли! Уче­ные со­ба­ки так на зад­них лапах тан­цу­ют. А от­ка­зать было не­воз­мож­но; ведь он меня, чего доб­ро­го, уда­рил бы, и тогда... (Ба­за­ров по­блед­нел при одной этой мысли; вся его гор­дость так и под­ня­лась на дыбы.) Тогда при­ш­лось бы за­ду­шить его, как ко­тен­ка». Он воз­вра­тил­ся к сво­е­му мик­ро­ско­пу, но серд­це у него рас­ше­ве­ли­лось, и спо­кой­ствие, не­об­хо­ди­мое для на­блю­де­ний, ис­чез­ло. «Он нас уви­дел се­год­ня, — думал он, — но не­уже­ли ж это он за брата так всту­пил­ся? Да и что за важ­ность по­це­луй? Тут что-⁠ни­будь дру­гое есть. Ба! да не влюб­лен ли он сам? Ра­зу­ме­ет­ся, влюб­лен; это ясно как день. Какой пе­ре­плет, по­ду­ма­ешь!.. Сквер­но! — решил он на­ко­нец, — сквер­но, с какой сто­ро­ны ни по­смот­ри. Во-⁠пер­вых, надо будет под­став­лять лоб и во вся­ком слу­чае уехать; а тут Ар­ка­дий... и эта божья ко­ров­ка, Ни­ко­лай Пет­ро­вич. Сквер­но, сквер­но».

День про­шел как-⁠то осо­бен­но тихо и вяло. Фе­неч­ки слов­но на свете не бы­ва­ло; она си­де­ла в своей ком­нат­ке, как мы­шо­нок в норке. Ни­ко­лай Пет­ро­вич имел вид оза­бо­чен­ный. Ему до­нес­ли, что в его пше­ни­це, на ко­то­рую он осо­бен­но на­де­ял­ся, по­ка­за­лась го­лов­ня. Павел Пет­ро­вич по­дав­лял всех, даже Про­ко­фьи­ча, своею ле­де­ня­щею веж­ли­во­стью. Ба­за­ров начал было пись­мо к отцу, да разо­рвал его и бро­сил под стол. «Умру, — по­ду­мал он, — узна­ют; да я не умру. Нет, я еще долго на свете ма­я­чить буду». Он велел Петру прий­ти к нему на сле­ду­ю­щий день чуть свет для важ­но­го дела; Петр во­об­ра­зил, что он хочет взять его с собой в Пе­тер­бург. Ба­за­ров лег позд­но, и всю ночь его му­чи­ли бес­по­ря­доч­ные сны... Один­цо­ва кру­жи­лась перед ним, она же была его мать, за ней хо­ди­ла ко­шеч­ка с чер­ны­ми уси­ка­ми, и эта ко­шеч­ка была Фе­неч­ка; а Павел Пет­ро­вич пред­став­лял­ся ему боль­шим лесом, с ко­то­рым он все-⁠таки дол­жен был драть­ся. Петр раз­бу­дил его в че­ты­ре часа; он тот­час одел­ся и вышел с ним.

И. С. Тур­ге­нев «Отцы и дети»


Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фраг­мен­те, и при­су­щи­ми им ка­че­ства­ми лич­но­сти.

КА­ЧЕ­СТВА ЛИЧ­НО­СТИ

A)  Ев­ге­ний Ба­за­ров

Б)  Павел Пет­ро­вич

B)  Ни­ко­лай Пет­ро­вич

ПЕР­СО­НА­ЖИ

1)  мяг­кость, по­э­тич­ность,

2)  гор­дость, вспыль­чи­вость

3)  не­уве­рен­ность, тще­сла­вие

4)  «са­мо­ло­ман­ность», ци­низм

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

А  — 4. Ев­ге­ний Ба­за­ров  — «са­мо­ло­ман­ность», ци­низм. Ба­за­ров Ев­ге­ний Ва­си­лье­вич  — раз­но­чи­нец, сту­дент-⁠медик, «ни­ги­лист». Это дерз­кий, ци­нич­ный, силь­ный че­ло­век. Он уве­рен в право­те своих идей, не при­зна­ет дру­гих мне­ний, идет на­про­лом.

Б  — 2. Павел Пет­ро­вич  — гор­дость, вспыль­чи­вость. Кир­са­нов Павел Пет­ро­вич  — дядя Ар­ка­дия Кир­са­но­ва, ари­сто­крат, при­дер­жи­ва­ет­ся ли­бе­раль­ных взгля­дов. Ему 45 лет, «весь облик... изящ­ный и по­ро­ди­стый, со­хра­нил юно­ше­скую строй­ность и... стрем­ле­ние вверх, прочь от земли...». В мо­ло­до­сти герой пе­ре­жил лич­ную драму. Бле­стя­щая ка­рье­ра и успе­хи в об­ще­стве Павла Кир­са­но­ва были пре­рва­ны тра­ги­че­ской лю­бо­вью героя, ко­то­рая за­кон­чи­лась ги­бе­лью его воз­люб­лен­ной, кня­ги­ни Р. После этого по­тря­се­ния Павел от­ка­зы­ва­ет­ся от на­дежд на сча­стье. Он ре­ша­ет по­свя­тить себя ис­пол­не­нию нрав­ствен­но­го и граж­дан­ско­го долга. Павел Кир­са­нов пе­ре­ез­жа­ет в де­рев­ню к брату, где пы­та­ет­ся по­мочь ему в ве­де­нии хо­зяй­ства. Кроме того, он ак­тив­но участ­ву­ет в по­ли­ти­че­ской жизни, вы­сту­пая сто­рон­ни­ком ли­бе­раль­ных идей. В спо­рах  — «схват­ках» с Ба­за­ро­вым Павел за­щи­ща­ет вы­со­кие идеи. Он ра­ту­ет за идею до­сто­ин­ства и прав лич­но­сти, за са­мо­ува­же­ние, честь и сво­бо­ду каж­до­го че­ло­ве­ка. По­ми­мо этого, герой утвер­жда­ет цен­ность кре­стьян­ской об­щи­ны и пат­ри­ар­халь­ной семьи. Все это, по убеж­де­нию Павла Кир­са­но­ва, долж­но пре­вра­тить Рос­сию в про­грес­сив­ную, ци­ви­ли­зо­ван­ную стра­ну. Этот герой убеж­ден­но от­ста­и­ва­ет свои идеи: он вы­зы­ва­ет Ба­за­ро­ва на дуэль. Идеи Павла не­со­мнен­но хо­ро­ши, но очень да­ле­ки от ре­аль­ной жизни. Его жиз­нен­ные иде­а­лы не спо­соб­ны сде­лать счаст­ли­вым даже са­мо­го героя: он так и оста­ет­ся не­счаст­ным и оди­но­ким. Павел Кир­са­нов  — че­ло­век не­сбыв­ших­ся меч­та­ний и не­со­сто­яв­шей­ся судь­бы. В фи­на­ле ро­ма­на он живет в Гер­ма­нии, стра­не про­грес­са и ци­ви­ли­за­ции, но он по-⁠преж­не­му оди­нок и не­сча­стен.

В  — 1. Ни­ко­лай Пет­ро­вич  — мяг­кость, по­э­тич­ность. Ни­ко­лай Пет­ро­вич  — отец Ар­ка­дия Кир­са­но­ва. Это че­ло­век уже не­мо­ло­дой, пе­ре­жив­ший не­ма­ло бед­ствий, но не слом­лен­ный ими. Иде­а­лист с ро­ман­ти­че­ски­ми вку­са­ми и на­клон­но­стя­ми, он на свой лад стре­мит­ся осу­ще­ствить в своей жизни идеал, на­по­ми­на­ю­щий идеал Лаврец­ко­го из «Дво­рян­ско­го гнез­да»,  — тру­дит­ся, пы­та­ет­ся пре­об­ра­зо­вать в духе вре­ме­ни по­ме­щи­чье хо­зяй­ство, уста­нав­ли­ва­ет новые от­но­ше­ния с кре­стья­на­ми, ищет сча­стья в любви и ду­хов­ной опоры в ис­кус­стве. Ни­ко­лай Пет­ро­вич об­ри­со­ван с оче­вид­ной ав­тор­ской сим­па­ти­ей  — сла­бый, но доб­рый, чут­кий, де­ли­кат­ный и бла­го­род­ный, он ло­я­лен и доб­ро­же­ла­те­лен в своем от­но­ше­нии к мо­ло­де­жи, ко­то­рая пы­та­ет­ся мыс­лить и жить не так, как жили отцы. Но такое от­но­ше­ние не встре­ча­ет адек­ват­но­го от­кли­ка. Ба­за­ров вос­при­ни­ма­ет Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча как «че­ло­ве­ка от­став­но­го» («его пе­сен­ка спета»). Даже соб­ствен­ный сын, ко­то­ро­го Ни­ко­лай Пет­ро­вич любит и на сбли­же­ние с ко­то­рым он воз­ла­га­ет боль­шие на­деж­ды, с юно­ше­ской бес­такт­но­стью пы­та­ет­ся «пе­ре­вос­пи­тать» отца в «ни­ги­ли­сти­че­ском духе» и часто боль­но ранит его этой бес­такт­но­стью. Но крот­кое тер­пе­ние Ни­ко­лай Пет­ро­вич и есте­ствен­ная эво­лю­ция Ар­ка­дия де­ла­ют свое дело: в конце ро­ма­на отец и сын сбли­жа­ют­ся, объ­еди­ня­ясь в общем деле, и оба до­сти­га­ют се­мей­но­го сча­стья. Так осу­ществ­ля­ет­ся общий закон тур­ге­нев­ско­го ро­ма­на, со­глас­но ко­то­ро­му люди «зо­ло­той се­ре­ди­ны» воз­на­граж­да­ют­ся бла­го­по­лу­чи­ем за уме­рен­ность своих тре­бо­ва­ний к жизни.

 

Ответ: 421.


Аналоги к заданию № 780: 9111 9115 Все

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.2 И.С. Тур­ге­нев. Роман «Отцы и дети»
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 3. И. С. Тур­ге­нев. Роман «Отцы и дети»
1
Тип 1 № 778
i

Каков жанр про­из­ве­де­ния, из ко­то­ро­го взят фраг­мент?


2
Тип 2 № 781
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фраг­мен­те, и их даль­ней­шей судь­бой.

ПЕР­СО­НА­ЖИ

A)  Ев­ге­ний Ба­за­ров

Б)  Павел Пет­ро­вич

B)  Ни­ко­лай Пет­ро­вич

ДАЛЬ­НЕЙ­ШАЯ СУДЬ­БА

1)  от­прав­ля­ет­ся в Дрез­ден

2)  же­нит­ся на Кате

3)  уми­ра­ет от за­ра­же­ния крови

4)  же­нит­ся на Фе­неч­ке

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ

3
Тип 3 № 5954
i

За­пол­ни­те про­пус­ки в при­ведённом ниже тек­сте со­от­вет­ству­ю­щи­ми тер­ми­на­ми. В бланк от­ве­тов №1 впи­ши­те без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов два тер­ми­на в той же форме и по­сле­до­ва­тель­но­сти, что и в тек­сте.

 

Не­ред­ко в рус­ской ли­те­ра­ту­ре пи­са­те­ли ис­поль­зу­ют сны ге­ро­ев. Так с по­мо­щью ______ через кон­крет­ный образ со­зда­ет­ся от­вле­чен­ное по­ня­тие. В при­ведённом фраг­мен­те Ба­за­ров видит сон, где Павел Пет­ро­вич пред­став­ля­ет­ся ему лесом, «с ко­то­рым он все-⁠таки дол­жен был драть­ся». Лес  — ____ чего-⁠то не­зна­ко­мо­го и на­пи­ра­ю­ще­го, с чем придётся сра­жать­ся, чтобы вы­жить.


4
Тип 4 № 8347
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер.

Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­тур­ной пись­мен­ной речи, за­пи­сы­вай­те от­ве­ты ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во.

1.  Какие сред­ства пси­хо­ло­ги­че­ской ха­рак­те­ри­сти­ки и с какой целью ис­поль­зу­ют­ся Тур­ге­не­вым в дан­ном фраг­мен­те?

2.  Кри­тик и пуб­ли­цист В. П. Бу­ре­нин, раз­мыш­ляя над ха­рак­те­ром глав­но­го героя ро­ма­на И. С. Тур­ге­не­ва, писал: «...В вы­да­ю­щем­ся пред­ста­ви­те­ле «детей», Ба­за­ро­ве, он при­знал из­вест­ную нрав­ствен­ную силу, энер­гию ха­рак­те­ра, вы­год­но от­ли­ча­ю­щую этот твер­дый тип ре­а­ли­ста от жи­день­ко­го, бес­ха­рак­тер­но­го и без­воль­но­го типа преж­не­го по­ко­ле­ния; но, при­знав по­ло­жи­тель­ные сто­ро­ны мо­ло­до­го типа, он не мог не раз­вен­чать его, не мог не ука­зать его не­со­сто­я­тель­но­сти перед жиз­нью, перед на­ро­дом». Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, под­твер­ди­те или опро­верг­ни­те эту точку зре­ния.


5
Тип 5 № 8153
i

Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, со­по­ставь­те про­яв­ле­ние пси­хо­ло­гиз­ма в ро­ма­не Тур­ге­не­ва и в про­из­ве­де­нии А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин". В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство в рас­кры­тии темы?


6
Тип Д1 № 779
i

Ка­ко­му со­бы­тию в жизни Ба­за­ро­ва и Павла Пет­ро­ви­ча не­по­сред­ствен­но пред­ше­ству­ет дан­ный эпи­зод?


7
Тип Д7 № 784
i

Как на­зы­ва­ет­ся одна из форм ино­ска­за­ния, в ко­то­рой кон­крет­ный образ ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­же­ния от­вле­чен­но­го по­ня­тия или со­сто­я­ния (сон Ба­за­ро­ва: об­ра­зы «ко­шеч­ки», «леса»)?


8
Тип Д5 C2 № 790
i

Какие сред­ства пси­хо­ло­ги­че­ской ха­рак­те­ри­сти­ки и с какой целью ис­поль­зу­ют­ся Тур­ге­не­вым в дан­ном фраг­мен­те?


9
Тип Д6 C1 № 791
i

В чем осо­бен­ность пси­хо­ло­гиз­ма Тур­ге­не­ва и кто из рус­ских клас­си­ков бли­зок ему по спо­со­бам изоб­ра­же­ния лич­но­сти героя?