Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 5 № 8153
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Павел Пет­ро­вич вышел, а Ба­за­ров по­сто­ял перед две­рью и вдруг вос­клик­нул: «Фу ты, черт! как кра­си­во и как глупо! Экую мы ко­ме­дию от­ло­ма­ли! Уче­ные со­ба­ки так на зад­них лапах тан­цу­ют. А от­ка­зать было не­воз­мож­но; ведь он меня, чего доб­ро­го, уда­рил бы, и тогда... (Ба­за­ров по­блед­нел при одной этой мысли; вся его гор­дость так и под­ня­лась на дыбы.) Тогда при­ш­лось бы за­ду­шить его, как ко­тен­ка». Он воз­вра­тил­ся к сво­е­му мик­ро­ско­пу, но серд­це у него рас­ше­ве­ли­лось, и спо­кой­ствие, не­об­хо­ди­мое для на­блю­де­ний, ис­чез­ло. «Он нас уви­дел се­год­ня, — думал он, — но не­уже­ли ж это он за брата так всту­пил­ся? Да и что за важ­ность по­це­луй? Тут что-⁠ни­будь дру­гое есть. Ба! да не влюб­лен ли он сам? Ра­зу­ме­ет­ся, влюб­лен; это ясно как день. Какой пе­ре­плет, по­ду­ма­ешь!.. Сквер­но! — решил он на­ко­нец, — сквер­но, с какой сто­ро­ны ни по­смот­ри. Во-⁠пер­вых, надо будет под­став­лять лоб и во вся­ком слу­чае уехать; а тут Ар­ка­дий... и эта божья ко­ров­ка, Ни­ко­лай Пет­ро­вич. Сквер­но, сквер­но».

День про­шел как-⁠то осо­бен­но тихо и вяло. Фе­неч­ки слов­но на свете не бы­ва­ло; она си­де­ла в своей ком­нат­ке, как мы­шо­нок в норке. Ни­ко­лай Пет­ро­вич имел вид оза­бо­чен­ный. Ему до­нес­ли, что в его пше­ни­це, на ко­то­рую он осо­бен­но на­де­ял­ся, по­ка­за­лась го­лов­ня. Павел Пет­ро­вич по­дав­лял всех, даже Про­ко­фьи­ча, своею ле­де­ня­щею веж­ли­во­стью. Ба­за­ров начал было пись­мо к отцу, да разо­рвал его и бро­сил под стол. «Умру, — по­ду­мал он, — узна­ют; да я не умру. Нет, я еще долго на свете ма­я­чить буду». Он велел Петру прий­ти к нему на сле­ду­ю­щий день чуть свет для важ­но­го дела; Петр во­об­ра­зил, что он хочет взять его с собой в Пе­тер­бург. Ба­за­ров лег позд­но, и всю ночь его му­чи­ли бес­по­ря­доч­ные сны... Один­цо­ва кру­жи­лась перед ним, она же была его мать, за ней хо­ди­ла ко­шеч­ка с чер­ны­ми уси­ка­ми, и эта ко­шеч­ка была Фе­неч­ка; а Павел Пет­ро­вич пред­став­лял­ся ему боль­шим лесом, с ко­то­рым он все-⁠таки дол­жен был драть­ся. Петр раз­бу­дил его в че­ты­ре часа; он тот­час одел­ся и вышел с ним.

И. С. Тур­ге­нев «Отцы и дети»


Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, со­по­ставь­те про­яв­ле­ние пси­хо­ло­гиз­ма в ро­ма­не Тур­ге­не­ва и в про­из­ве­де­нии А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин". В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство в рас­кры­тии темы?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Тур­ге­нев был уве­рен, что «пи­са­тель дол­жен быть пси­хо­лог, но тай­ный». Тур­ге­нев пе­ре­да­ет со­сто­я­ние души ге­ро­ев, их пе­ре­жи­ва­ния через внеш­ние де­та­ли, по­это­му пси­хо­ло­гизм этого пи­са­те­ля и на­зы­ва­ют «тай­ным».

Это не­труд­но за­ме­тить и в при­ведённом от­рыв­ке тек­ста. По по­ступ­кам Ба­за­ро­ва и его не­мно­го­чис­лен­ным внут­рен­ним мо­но­ло­гам, почти ре­мар­кам, можно про­сле­дить, на­сколь­ко герой по­трясён и вы­ве­ден из рав­но­ве­сия слу­чив­шим­ся: «Ба­за­ров по­блед­нел при одной этой мысли; вся его гор­дость так и под­ня­лась на дыбы». Ев­ге­нию не­свой­ствен­ны бур­ные эмо­ции. Сама агрес­сив­ность его по­ве­де­ния обу­слов­ле­на осо­бой внут­рен­ней слож­но­стью ха­рак­те­ра героя. Ха­рак­тер рас­кры­ва­ет­ся через порт­ре­ты и пей­за­жи, через по­ступ­ки и дей­ствия. И в этом Тур­ге­нев бли­зок к А. С. Пуш­ки­ну.

В ро­ма­не «Ев­ге­ний Оне­гин» пей­заж в рас­кры­тии об­ра­за Та­тья­ны иг­ра­ет важ­ную роль. Для Пуш­ки­на бли­зость героя к род­ной при­ро­де  — по­ка­за­тель его внут­рен­ней чи­сто­ты и пре­вос­ход­ства. На фоне при­ро­ды ри­су­ет­ся Та­тья­на. Так, с по­мо­щью опо­сре­до­ван­ной ха­рак­те­ри­сти­ки через пей­заж рас­кры­ва­ет­ся его лю­би­мая ге­ро­и­ня. С по­мо­щью де­та­лей Пуш­кин пе­ре­даёт и внут­рен­ние пе­ре­жи­ва­ния Та­тья­ны:

...Про­хо­дит дол­гое мол­ча­нье,

И тихо на­ко­нец она:

«До­воль­но; встань­те. Я долж­на

Вам объ­яс­нить­ся от­кро­вен­но.

По­че­му Та­тья­на от­ве­ча­ет не сразу? Оче­вид­но, не­про­сто даётся ей ответ. По­то­му и го­во­рит тихо, ве­ро­ят­но.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить, что Тур­ге­нев и Пуш­кин об­ра­ща­лись к сход­ным спо­со­бам изоб­ра­же­ния ге­ро­ев.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­по­став­ле­ние пер­во­го вы­бран­но­го про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом
На­зва­но про­из­ве­де­ние, и ука­зан его автор, про­из­ве­де­ние убе­ди­тель­но со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за2
На­зва­но толь­ко про­из­ве­де­ние без ука­за­ния ав­то­ра, или ука­зан толь­ко автор без ука­за­ния на­зва­ния про­из­ве­де­ния, про­из­ве­де­ние убе­ди­тель­но со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за,

ИЛИ на­зва­но про­из­ве­де­ние, и/⁠или ука­зан его автор, про­из­ве­де­ние по­верх­ност­но, фор­маль­но2 со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за

1
Не на­зва­но про­из­ве­де­ние, и не ука­зан его автор,

И/ИЛИ не про­ве­де­но со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за

0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния при со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го), оба тек­ста при­вле­ка­ют­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го), но текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., а текст дру­го­го — на уров­не его пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

3
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го) на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний об их со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.), ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

ИЛИ текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., а текст дру­го­го про­из­ве­де­ния не при­вле­ка­ет­ся, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

2
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.), а текст дру­го­го про­из­ве­де­ния для со­по­став­ле­ния не при­вле­ка­ет­ся, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция од­но­го из про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го или вы­бран­но­го) ис­ка­же­на (при любых уров­нях при­вле­че­ния тек­ста, опи­сан­ных для 4, 3 и 2 бал­лов)

И/ИЛИ до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний не при­вле­ка­ет­ся текст ни од­но­го про­из­ве­де­ния

И/ИЛИ ис­ка­же­на ав­тор­ская по­зи­ция двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го)

И/ИЛИ до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская и/⁠или ре­че­вая) — сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/⁠от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл8

 

__________________________

2 Фор­маль­ным со­по­став­ле­ни­ем счи­та­ет­ся слу­чай, когда эк­за­ме­ну­е­мый огра­ни­чи­ва­ет­ся по­вто­ре­ни­ем слов из фор­му­ли­ров­ки за­да­ния для обо­зна­че­ния ас­пек­та со­по­став­ле­ния.

Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 3. И. С. Тур­ге­нев. Роман «Отцы и дети»
1
Тип 1 № 778
i

Каков жанр про­из­ве­де­ния, из ко­то­ро­го взят фраг­мент?


2
Тип 2 № 780
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фраг­мен­те, и при­су­щи­ми им ка­че­ства­ми лич­но­сти.

КА­ЧЕ­СТВА ЛИЧ­НО­СТИ

A)  Ев­ге­ний Ба­за­ров

Б)  Павел Пет­ро­вич

B)  Ни­ко­лай Пет­ро­вич

ПЕР­СО­НА­ЖИ

1)  мяг­кость, по­э­тич­ность,

2)  гор­дость, вспыль­чи­вость

3)  не­уве­рен­ность, тще­сла­вие

4)  «са­мо­ло­ман­ность», ци­низм

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ

Аналоги к заданию № 780: 9111 9115 Все


3
Тип 3 № 5954
i

За­пол­ни­те про­пус­ки в при­ведённом ниже тек­сте со­от­вет­ству­ю­щи­ми тер­ми­на­ми. В бланк от­ве­тов №1 впи­ши­те без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов два тер­ми­на в той же форме и по­сле­до­ва­тель­но­сти, что и в тек­сте.

 

Не­ред­ко в рус­ской ли­те­ра­ту­ре пи­са­те­ли ис­поль­зу­ют сны ге­ро­ев. Так с по­мо­щью ______ через кон­крет­ный образ со­зда­ет­ся от­вле­чен­ное по­ня­тие. В при­ведённом фраг­мен­те Ба­за­ров видит сон, где Павел Пет­ро­вич пред­став­ля­ет­ся ему лесом, «с ко­то­рым он все-⁠таки дол­жен был драть­ся». Лес  — ____ чего-⁠то не­зна­ко­мо­го и на­пи­ра­ю­ще­го, с чем придётся сра­жать­ся, чтобы вы­жить.


4
Тип 4 № 8347
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер.

Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­тур­ной пись­мен­ной речи, за­пи­сы­вай­те от­ве­ты ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во.

1.  Какие сред­ства пси­хо­ло­ги­че­ской ха­рак­те­ри­сти­ки и с какой целью ис­поль­зу­ют­ся Тур­ге­не­вым в дан­ном фраг­мен­те?

2.  Кри­тик и пуб­ли­цист В. П. Бу­ре­нин, раз­мыш­ляя над ха­рак­те­ром глав­но­го героя ро­ма­на И. С. Тур­ге­не­ва, писал: «...В вы­да­ю­щем­ся пред­ста­ви­те­ле «детей», Ба­за­ро­ве, он при­знал из­вест­ную нрав­ствен­ную силу, энер­гию ха­рак­те­ра, вы­год­но от­ли­ча­ю­щую этот твер­дый тип ре­а­ли­ста от жи­день­ко­го, бес­ха­рак­тер­но­го и без­воль­но­го типа преж­не­го по­ко­ле­ния; но, при­знав по­ло­жи­тель­ные сто­ро­ны мо­ло­до­го типа, он не мог не раз­вен­чать его, не мог не ука­зать его не­со­сто­я­тель­но­сти перед жиз­нью, перед на­ро­дом». Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, под­твер­ди­те или опро­верг­ни­те эту точку зре­ния.


5
Тип Д1 № 779
i

Ка­ко­му со­бы­тию в жизни Ба­за­ро­ва и Павла Пет­ро­ви­ча не­по­сред­ствен­но пред­ше­ству­ет дан­ный эпи­зод?


6
Тип Д7 № 784
i

Как на­зы­ва­ет­ся одна из форм ино­ска­за­ния, в ко­то­рой кон­крет­ный образ ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­же­ния от­вле­чен­но­го по­ня­тия или со­сто­я­ния (сон Ба­за­ро­ва: об­ра­зы «ко­шеч­ки», «леса»)?


7
Тип Д5 C2 № 790
i

Какие сред­ства пси­хо­ло­ги­че­ской ха­рак­те­ри­сти­ки и с какой целью ис­поль­зу­ют­ся Тур­ге­не­вым в дан­ном фраг­мен­те?


8
Тип Д6 C1 № 791
i

В чем осо­бен­ность пси­хо­ло­гиз­ма Тур­ге­не­ва и кто из рус­ских клас­си­ков бли­зок ему по спо­со­бам изоб­ра­же­ния лич­но­сти героя?