Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 4 № 8295
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

— Вот как мы с тобой, — го­во­рил в тот же день после обеда Ни­ко­лай Пет­ро­вич сво­е­му брату, сидя у него в ка­би­не­те, — в от­став­ные люди по­па­ли, пе­сен­ка наша спета. Что ж? Может быть, Ба­за­ров и прав; но мне, при­зна­юсь, одно боль­но: я на­де­ял­ся имен­но те­перь тесно и дру­же­ски сой­тись с Ар­ка­ди­ем, а вы­хо­дит, что я остал­ся на­за­ди, он ушёл вперёд, и по­нять мы друг друга не можем.

— Да по­че­му он ушёл вперёд? И чем он от нас так уж очень от­ли­ча­ет­ся? — с не­тер­пе­ни­ем вос­клик­нул Павел Пет­ро­вич. — Это всё ему в го­ло­ву си­ньор этот вбил, ни­ги­лист этот. Не­на­ви­жу я этого ле­ка­риш­ку; по-⁠моему, он про­сто шар­ла­тан; я уве­рен, что со всеми сво­и­ми ля­гуш­ка­ми он и в фи­зи­ке не­да­ле­ко ушёл.

— Нет, брат, ты этого не го­во­ри: Ба­за­ров умён и знающ.

— И са­мо­лю­бие какое про­тив­ное, — пе­ре­бил опять Павел Пет­ро­вич.

— Да, — за­ме­тил Ни­ко­лай Пет­ро­вич, — он са­мо­лю­бив. Но без этого, видно, нель­зя; толь­ко вот чего я в толк не возь­му. Ка­жет­ся, я всё делаю, чтобы не от­стать от века: кре­стьян устро­ил, ферму завел, так что даже меня во всей гу­бер­нии крас­ным ве­ли­ча­ют; читаю, учусь, во­об­ще ста­ра­юсь стать в уро­вень с со­вре­мен­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, — а они го­во­рят, что пе­сен­ка моя спета. Да что, брат, я сам на­чи­наю ду­мать, что она точно спета.

— Это по­че­му?

— А вот по­че­му. Се­год­ня я сижу да читаю Пуш­ки­на... пом­нит­ся, «Цы­га­не» мне по­па­лись... Вдруг Ар­ка­дий под­хо­дит ко мне и молча, с эта­ким лас­ко­вым со­жа­ле­ни­ем на лице, ти­хонь­ко, как у ребёнка, отнял у меня книгу и по­ло­жил пе­ре­до мной дру­гую, не­мец­кую... улыб­нул­ся, и ушёл, и Пуш­ки­на унёс.

— Вот как! Какую же он книгу тебе дал?

— Вот эту.

И Ни­ко­лай Пет­ро­вич вынул из зад­не­го кар­ма­на сюр­ту­ка пре­сло­ву­тую бро­шю­ру Бюх­не­ра, де­вя­то­го из­да­ния. Павел Пет­ро­вич по­вер­тел её в руках.

— Гм! — про­мы­чал он. — Ар­ка­дий Ни­ко­ла­е­вич за­бо­тит­ся о твоём вос­пи­та­нии. Что ж, ты про­бо­вал чи­тать?

— Про­бо­вал.

— Ну и что же?

— Либо я глуп, либо это всё — вздор. Долж­но быть, я глуп.

— Да ты по-⁠не­мец­ки не забыл? — спро­сил Павел Пет­ро­вич.

— Я по-⁠не­мец­ки по­ни­маю.

Павел Пет­ро­вич опять по­вер­тел книгу в руках и ис­под­ло­бья взгля­нул на брата. Оба по­мол­ча­ли.

И. С. Тур­ге­нев «Отцы и дети»


Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер.

Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­тур­ной пись­мен­ной речи, за­пи­сы­вай­те от­ве­ты ак­ку­рат­но и раз­бор­чи­во.

1.  Что в дан­ном эпи­зо­де внут­рен­не объ­еди­ня­ет Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча с Пав­лом Пет­ро­ви­чем и в чём они раз­лич­ны?

2.  Кри­тик Д. И. Пи­са­рев, раз­мыш­ляя над во­про­сом об идей­ном за­мыс­ле ро­ма­на И. С. Тур­ге­не­ва «Отцы и дети» писал: «...Роман этот, оче­вид­но, со­став­ля­ет во­прос и вызов, об­ра­щен­ный к мо­ло­до­му по­ко­ле­нию стар­шею ча­стью об­ще­ства... Тур­ге­нев... об­ра­ща­ет­ся к мо­ло­до­му по­ко­ле­нию и гром­ко пред­ла­га­ет ему во­прос: «Что вы за люди?» Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, под­твер­ди­те или опро­верг­ни­те эту точку зре­ния.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Ни­ко­лай Пет­ро­вич и Павел Пет­ро­вич Кир­са­но­вы  — пред­ста­ви­те­ли ли­бе­раль­но на­стро­ен­но­го дво­рян­ства, не­ко­гда счи­тав­ше­го­ся про­грес­сив­ным, но по­сте­пен­но те­ря­ю­ще­го свои по­зи­ции пред новым за­рож­да­ю­щим­ся раз­но­чин­ством. Они оба при­на­ж­де­жат к ла­ге­рю «отцов», про­ти­во­по­став­лен­но­му в ро­ма­не «детям». Вот по­че­му они оба не по­ни­ма­ют ни книж­ки, ко­то­рую пред­ло­жил для чте­ния Ар­ка­дий, ни по­че­му сын с новым при­я­те­лем Пуш­ки­на не чи­та­ют. Они не хотят ми­рить­ся с тем, что их жизнь по­сте­пен­но ухо­дит в про­шлое, а на смену им идет новое по­ко­ле­ние со сво­и­ми взгля­да­ми. Ни­ко­лай Пет­ро­вич более мяг­кий, тер­пи­мее от­но­сит­ся к окру­жа­ю­щим. От­ли­ча­ет­ся, на­при­мер, их от­но­ше­ние к Ев­ге­нию Ба­за­ро­ву. Павел Пет­ро­вич го­во­рит: «Не­на­ви­жу я этого ле­ка­риш­ку... он про­сто шар­ла­тан». Ни­ко­лай Пет­ро­вич же счи­та­ет иначе: «Ба­за­ров умён и знающ». Не­смот­ря на то, что взгля­ды Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча и Ба­за­ро­ва рас­хо­дят­ся, он пы­та­ет­ся по­нять ми­ро­воз­зре­ние Ба­за­ро­ва, по­то­му что хочет разо­брать­ся и в том, по­че­му ни­ги­лист Ба­за­ров дорог Ар­ка­дию.

2.  Следя за судь­ба­ми пер­со­на­жей, мы чув­ству­ем при­сут­ствие на стра­ни­цах ро­ма­на са­мо­го Тур­ге­не­ва. Автор глу­бо­ко пе­ре­жи­ва­ет все то, о чем пишет. Од­на­ко от­но­ше­ние его к про­ис­хо­дя­ще­му в ро­ма­не не­од­но­знач­но. Так, в при­ведённом от­рыв­ке уста­ми стар­ших Кир­са­но­вых вы­ска­зы­ва­ет­ся дво­я­кое мне­ние по от­но­ше­нию к Ба­за­ро­ву: с одной сто­ро­ны, от­ме­ча­ет­ся, что он «умён и знающ», с дру­гой  — ли­бе­ра­лов за­де­ва­ет са­мо­лю­бие Ба­за­ро­ва и его про­грес­сив­ность. Дей­стви­тель­но, пи­са­тель хочет разо­брать­ся, какое оно, новое по­ко­ле­ние. Вряд ли роман можно на­звать вы­зо­вом, по­то­му что в ходе по­вест­во­ва­ния нель­зя не от­ме­тить и яв­но­го ав­тор­ско­го со­чув­ствия Ев­ге­нию, но вот во­прос, об­ра­щен­ный к мо­ло­до­му по­ко­ле­нию, роман, без­услов­но, со­дер­жит. По­это­му мне­ние Д. И. Пи­са­ре­ва впол­не оправ­да­но.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рииБаллы
1. По­ни­ма­ние пред­ло­жен­но­го тек­ста и при­вле­че­ние его для

ар­гу­мен­та­ции

Ответ сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии пред­ло­жен­но­го тек­ста, для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют

2

Ответ сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии пред­ло­жен­но­го тек­ста, для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

1

Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей,

И/ИЛИ суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны пред­ло­жен­ным тек­стом,

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
2. Ло­гич­ность, со­блю­де­ние ре­че­вых и грам­ма­ти­че­ских норм

От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые, грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки

2

До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская

и/или ре­че­вая и/или грам­ма­ти­че­ская) — сум­мар­но не более трёх оши­бок

1

До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)

0
Мак­си­маль­ный балл4

 

__________________________

1 Под ис­ка­же­ни­ем ав­тор­ской по­зи­ции по­ни­ма­ет­ся гру­бое ис­ка­же­ние наи­бо­лее важ­ных идей про­из­ве­де­ния, общих ав­тор­ских оце­нок.

Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 3. И. С. Тур­ге­нев. Роман «Отцы и дети»
1
Тип 1 № 1898
i

Ука­жи­те жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние И. С. Тур­ге­не­ва «Отцы и дети».


2
Тип 2 № 1901
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Отцов и детей» и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в таб­ли­це.

ПЕР­СО­НА­ЖИ

А)  Ев­ге­ний Ба­за­ров

Б)  Павел Пет­ро­вич

В)  Ни­ко­лай Пет­ро­вич

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1)  иг­ра­ет на ви­о­лон­че­ли

2)  устра­и­ва­ет бал в го­ро­де ***

3)  ис­сле­ду­ет живую при­ро­ду

4)  об­ща­ясь с му­жи­ка­ми, ню­ха­ет оде­ко­лон

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ

Аналоги к заданию № 1901: 9107 Все


3
Тип 3 № 5909
i

За­пол­ни­те про­пус­ки в при­ведённом ниже тек­сте со­от­вет­ству­ю­щи­ми тер­ми­на­ми. В бланк от­ве­тов №1 впи­ши­те без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов два тер­ми­на в той же форме и по­сле­до­ва­тель­но­сти, что и в тек­сте.

 

В ро­ма­не «Отцы и дети» автор при­бе­га­ет к _________________ для изоб­ра­же­ния внут­рен­ней, ду­шев­ной жизни пер­со­на­жей, в том числе  — с по­мо­щью внеш­них «под­ска­зок»: «с не­тер­пе­ни­ем вос­клик­нул», «пе­ре­бил опять», «ис­под­ло­бья взгля­нул», ха­рак­те­ри­зуя по­ве­де­ние ге­ро­ев во время __________.


4
Тип 5 № 9109
i

Опи­ра­ясь на при­ведённый фраг­мент, со­по­ставь­те кон­фликт отцов и детей у Тур­ге­не­ва и в про­из­ве­де­нии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума». В чём про­яв­ля­ет­ся сход­ство в рас­кры­тии темы?


Аналоги к заданию № 8184: 9100 9105 9109 ... Все


5
Тип Д1 № 1899
i

На­зо­ви­те фа­ми­лию, ко­то­рую носят Ар­ка­дий, Ни­ко­лай Пет­ро­вич и Павел Пет­ро­вич.


6
Тип Д7 № 1904
i

Ука­жи­те тер­мин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся изоб­ра­же­ние внут­рен­ней, ду­шев­ной жизни пер­со­на­жей, в том числе  — с по­мо­щью внеш­них «под­ска­зок» («с не­тер­пе­ни­ем вос­клик­нул», «пе­ре­бил опять», «ис­под­ло­бья взгля­нул»).


7
Тип Д5 C2 № 1910
i

Что в дан­ном эпи­зо­де внут­рен­не объ­еди­ня­ет Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча с Пав­лом Пет­ро­ви­чем и в чём они раз­лич­ны?


8
Тип Д6 C1 № 1911
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей отоб­ра­же­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния раз­лич­ных по­ко­ле­ний и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «От­ца­ми и детьми»?


Аналоги к заданию № 14: 1911 Все