Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 10 № 8900
i

Про­чи­тай­те при­ведённое ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Лю­бить иных — тяжёлый крест,

А ты пре­крас­на без из­ви­лин,

И пре­ле­сти твоей сек­рет

Раз­гад­ке жизни рав­но­си­лен.

 

Вес­ною слы­шен шорох снов

И ше­лест но­во­стей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воз­дух, бес­ко­ры­стен.  

 

Легко проснуть­ся и про­зреть,

Сло­вес­ный сор из серд­ца вы­трясть

И жить, не за­со­ря­ясь впредь,

Всё это — не боль­шая хит­рость.

 

Б. Л. Па­стер­нак, 1931

На­зо­ви­те про­из­ве­де­ние оте­че­ствен­ной или за­ру­беж­ной по­э­зии (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром видны раз­мыш­ле­ния о сущ­но­сти любви. Со­по­ставь­те вы­бран­ное Вами про­из­ве­де­ние со сти­хо­тво­ре­ни­ем Б. Л. Па­стер­на­ка.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Имен­но в лю­бов­ных сти­хах пол­нее рас­кры­ва­ет­ся ха­рак­тер ли­ри­че­ско­го героя Бо­ри­са Па­стер­на­ка, имен­но здесь он почти тож­де­ствен ав­то­ру. В сти­хо­тво­ре­нии «Лю­бить иных  — тя­же­лый крест» Па­стер­нак счи­та­ет лю­бов­ное со­сто­я­ние самым цен­ным, что есть у че­ло­ве­ка, ибо толь­ко в любви люди про­яв­ля­ют самые луч­шие свои ка­че­ства. «Лю­бить иных  — тя­же­лый крест...»  — гимн любви, ее чи­сто­те и кра­со­те, ее не­за­ме­ни­мо­сти и не­объ­яс­ни­мо­сти.

По­доб­ное зву­ча­ние при­об­ре­та­ет лю­бовь в сти­хо­тво­ре­нии Алек­сандра Блока «Вхожу я в тёмные храмы...». Лю­бовь к жен­щи­не на­столь­ко силь­на, что ли­ри­че­ский герой на­чи­на­ет чув­ство­вать под­со­зна­тель­ную за­ви­си­мость от этой эмо­ции. Он не мыс­лит себя вне любви:

О, Свя­тая, как лас­ко­вы свечи,

Как от­рад­ны Твои черты!

Мне не слыш­ны ни вздо­хи, ни речи,

Но я верю: Милая  — Ты.

В от­ли­чие от Па­стер­на­ка лю­би­мая Блока пред­ста­ет перед ним в об­ра­зе Ве­ли­ча­вой Веч­ной Жены. Воз­вы­шен­ность, свя­тость, порой не­до­ся­га­е­мость при­су­щи бло­ков­ско­му об­ра­зу. У Па­стер­на­ка же лю­би­мая «пре­крас­на без из­ви­лин». Кра­со­та жен­щи­ны в про­сто­те,  — счи­та­ет поэт. Но при этом ге­ро­и­ня иде­а­ли­зи­ру­ет­ся. Не­воз­мож­но по­нять ее и раз­га­дать, по­это­му «пре­ле­сти ее сек­рет Раз­гад­ке жизни рав­но­си­лен».

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
1. Со­по­став­ле­ние пер­во­го вы­бран­но­го про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом
На­зва­но про­из­ве­де­ние, и ука­зан его автор, про­из­ве­де­ние убе­ди­тель­но со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за2
На­зва­но толь­ко про­из­ве­де­ние без ука­за­ния ав­то­ра, или ука­зан толь­ко автор без ука­за­ния на­зва­ния про­из­ве­де­ния, про­из­ве­де­ние убе­ди­тель­но со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за,

ИЛИ на­зва­но про­из­ве­де­ние, и/⁠или ука­зан его автор, про­из­ве­де­ние по­верх­ност­но, фор­маль­но2 со­по­став­ле­но с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за

1
Не на­зва­но про­из­ве­де­ние, и не ука­зан его автор,

И/ИЛИ не про­ве­де­но со­по­став­ле­ние про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за

0
2. При­вле­че­ние тек­ста про­из­ве­де­ния при со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го), оба тек­ста при­вле­ка­ют­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют4
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го), но текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., а текст дру­го­го — на уров­не его пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

3
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ют­ся тек­сты двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го) на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний об их со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.), ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

ИЛИ текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., а текст дру­го­го про­из­ве­де­ния не при­вле­ка­ет­ся, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские ошиб­ки

2
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции текст од­но­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за про­из­ве­де­ния или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии (без ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п.), а текст дру­го­го про­из­ве­де­ния для со­по­став­ле­ния не при­вле­ка­ет­ся, ав­тор­ская по­зи­ция ис­ход­но­го и вы­бран­но­го про­из­ве­де­ний не ис­ка­же­на

ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция од­но­го из про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го или вы­бран­но­го) ис­ка­же­на (при любых уров­нях при­вле­че­ния тек­ста, опи­сан­ных для 4, 3 и 2 бал­лов)

И/ИЛИ до­пу­ще­ны три фак­ти­че­ские ошиб­ки

1
При со­по­став­ле­нии для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний не при­вле­ка­ет­ся текст ни од­но­го про­из­ве­де­ния

И/ИЛИ ис­ка­же­на ав­тор­ская по­зи­ция двух про­из­ве­де­ний (ис­ход­но­го и вы­бран­но­го)

И/ИЛИ до­пу­ще­ны че­ты­ре или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
3. Ло­гич­ность и со­блю­де­ние ре­че­вых норм
От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые ошиб­ки2
До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская и/⁠или ре­че­вая) — сум­мар­но не более двух оши­бок1
До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/⁠от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)0
Мак­си­маль­ный балл8

 

__________________________

2 Фор­маль­ным со­по­став­ле­ни­ем счи­та­ет­ся слу­чай, когда эк­за­ме­ну­е­мый огра­ни­чи­ва­ет­ся по­вто­ре­ни­ем слов из фор­му­ли­ров­ки за­да­ния для обо­зна­че­ния ас­пек­та со­по­став­ле­ния.

Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 42. Б. Л. Па­стер­нак. Сти­хо­тво­ре­ния
1

Во вто­рой стро­фе сти­хо­тво­ре­ния Б. Па­стер­на­ка зву­ко­вой ряд ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ча­стым упо­треб­ле­ни­ем зву­ков Х, С, Ш. Так, приём _____ по­мо­га­ет со­здать ощу­ще­ние ти­ши­ны и спо­кой­ствия. Лю­бовь, по мне­нию ____ героя, за­клю­ча­ет­ся в про­сто­те и лег­ко­сти.


2
Тип 7 № 1453
i

К ка­ко­му роду ли­те­ра­ту­ры от­но­сит­ся это про­из­ве­де­ние?


3
Тип 8 № 1456
i

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в пер­вых двух стро­фах сти­хо­тво­ре­ния. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и за­пя­тых.

 

1.  Ин­вер­сия.

2.  Ме­та­фо­ра.

3.  Ана­фо­ра.

4.  Срав­не­ние.

5.  Гро­теск.

6.  Эпи­фо­ра.

7.  Ме­то­ни­мия.


4
Тип 9 № 8516
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

1.  Какие ду­шев­ные от­кры­тия при­нес­ла лю­бовь герою этого сти­хо­тво­ре­ния?

2.  Как в сти­хо­тво­ре­нии ме­та­фо­ры по­мо­га­ют пе­ре­дать идею про­из­ве­де­ния?


5
Тип 10 № 8127
i

На­зо­ви­те сти­хо­тво­ре­ние оте­че­ствен­но­го или за­ру­беж­но­го поэта (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром зву­чат раз­мыш­ле­ния о сущ­но­сти любви. Со­по­ставь­те вы­бран­ное Вами про­из­ве­де­ние со сти­хо­тво­ре­ни­ем Б. Л. Па­стер­на­ка.


6
Тип Д8 № 1457
i

Ука­жи­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние Б. Л. Па­стер­на­ка «Лю­бить иных  — тяжёлый крест...» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).


7
Тип Д10 C3 № 1460
i

Какие ду­шев­ные от­кры­тия при­нес­ла лю­бовь герою этого сти­хо­тво­ре­ния?


8
Тип Д11 C4 № 1461
i

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к раз­мыш­ле­ни­ям о сущ­но­сти любви и в чём их про­из­ве­де­ния близ­ки или кон­траст­ны сти­хо­тво­ре­нию Б. Л. Па­стер­на­ка?


9
Тип Д8 № 1491
i

Ука­жи­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние Б. Л. Па­стер­на­ка «Лю­бить иных  — тяжёлый крест...» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).


10
Тип Д10 C3 № 1494
i

Какие ду­шев­ные от­кры­тия при­нес­ла лю­бовь герою этого сти­хо­тво­ре­ния?


11
Тип Д11 C4 № 1495
i

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к раз­мыш­ле­ни­ям о сущ­но­сти любви и в чём их про­из­ве­де­ния близ­ки или кон­траст­ны сти­хо­тво­ре­нию Б. Л. Па­стер­на­ка?