Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 1422
i

Про­чи­тай­те при­ведённое ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яб­лонь дым.  

Увя­да­нья зо­ло­том охва­чен­ный,

Я не буду боль­ше мо­ло­дым.

 

Ты те­перь не так уж бу­дешь бить­ся,

Серд­це, тро­ну­тое хо­лод­ком,

И стра­на берёзо­во­го ситца

Не за­ма­нит шлять­ся бо­си­ком.

 

Дух бро­дя­жий! ты все реже, реже

Рас­ше­ве­ли­ва­ешь пла­мень уст.

О, моя утра­чен­ная све­жесть,

Буй­ство глаз и по­ло­во­дье чувств.

 

Я те­перь ску­пее стал в же­ла­ньях,

Жизнь моя? иль ты при­сни­лась мне?

Слов­но я ве­сен­ней гул­кой ранью

Про­ска­кал на ро­зо­вом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тлен­ны,

Тихо льет­ся с клёнов ли­стьев медь...

Будь же ты вовек бла­го­сло­вен­но,

Что при­шло про­цвесть и уме­реть.

 

С. А. Есе­нин, 1921

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и за­пя­тых.

 

1.  По­втор.

2.  Срав­не­ние.

3.  Гро­теск.

4.  Ана­фо­ра.

5.  Ри­то­ри­че­ский во­прос.

6.  Ли­то­та.

7.  Эпи­тет.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

По­втор: «Дух бро­дя­жий! ты все реже, реже». По­втор уси­ли­ва­ет эмо­ци­о­наль­но-об­раз­ную вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи.

Ана­фо­ра: «Не жалею, не зову, не плачу». Ана­фо­ра  — по­вто­ре­ние в стро­ке, стихе на­чаль­ных слов, не­су­щих ос­нов­ную смыс­ло­вую на­груз­ку.

Ри­то­ри­че­ский во­прос: «Жизнь моя? иль ты при­сни­лась мне?» Ри­то­ри­че­ский во­прос  — во­прос, не тре­бу­ю­щий от­ве­та, об­ра­щен­ный к чи­та­те­лю или слу­ша­те­лю, чтобы при­влечь их вни­ма­ние к изоб­ра­жа­е­мо­му.

Эпи­тет  — об­раз­ное опре­де­ле­ние: «гул­кой» ранью.

 

Ответ: 1457.

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 13.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5
Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 26. С. А. Есе­нин. Сти­хо­тво­ре­ния
Гость 26.12.2013 09:38

Здрав­ствуй­те!

 

Не яв­ля­ет­ся ли вы­ра­же­ние "как с белых яб­лонь дым" срав­ни­тель­ным обо­ро­том?

 

Спа­си­бо.

Татьяна Стаценко

В дан­ном слу­чае это не пря­мое срав­не­ние, а ме­та­фо­ра.

дальпо чхве 05.05.2016 15:18

здрав­ствуй­те.

"Слов­но я ве­сен­ней гул­кой ранью" не яв­ля­те­ся срав­ни­тель­ным обо­ро­том?

и еще, где ана­фо­ра?

Татьяна Стаценко

Нет, не яв­ля­ет­ся, срав­не­ние пред­по­ла­га­ет на­ли­чие двух обя­за­тель­ных ча­стей: той, что срав­ни­ва­ет­ся, и той, с чем срав­ни­ва­ет­ся. Про­чти­те еще раз:

Жизнь моя? иль ты при­сни­лась мне?

Слов­но я ве­сен­ней гул­кой ранью

Про­ска­кал на ро­зо­вом коне.

Здесь не срав­не­ние. Есть ри­то­ри­че­ский во­прос, а далее сле­ду­ет раз­мыш­ле­ние.

Ана­фо­ра в по­яс­не­нии при­ве­де­на: ча­сти­ца «НЕ» по­вто­ря­ет­ся: не жалею, не зову, не плачу.

Владислав Цой 16.05.2016 23:20

По­вто­ре­ние в па­рал­лель­ных рядах будет яв­лять­ся ана­фа­рой. В этом стихе мы имеем дело толь­ко с по­вто­ром, но не с ана­фо­рой: "Не жалею, не зову, не плачу". И всё-таки срав­не­ние имеет место быть, так как под­ра­зу­ме­ва­ет­ся сход­ство между чув­ства­ми, пе­ре­жи­ты­ми ли­ри­че­ским ге­ро­ем, ко­то­рые со вре­ме­нем прой­дут, "как с белых яб­лонь дым".

Татьяна Стаценко

Ви­ди­мо, Вы пред­по­ла­га­е­те, что некий дым, ко­то­рый по­че­му-то есть на яб­ло­нях, "пройдёт"??? А что это за дым? Может, всё же здесь под­ра­зу­ме­ва­ет­ся белый яб­ло­не­вый цвет, ко­то­рый после цве­те­ния опа­да­ет? Вот с этой по­зи­ции я и счи­таю, что всё же это ме­та­фо­ра - скры­тое срав­не­ние. Что ка­са­ет­ся ана­фо­ры, то раз­но­вид­но­стей ана­фо­ры много, в том числе и лек­си­че­ская ана­фо­ра, о ко­то­рой идёт речь в по­яс­не­нии.

Алексей Маркин 04.12.2016 19:01

Где ана­фо­ра? Что за не­су­раз­ное объ­яс­не­ние

Татьяна Стаценко

го­то­ва об­су­дить вашу вер­сию

Алёна Кеся 16.01.2018 12:34

не со­всем кор­рект­ное у вас объ­яс­не­ние. По­че­му-то в не­сколь­ких ис­точ­ни­ках с ана­ли­зом са­мо­го сти­хо­тво­ре­ния фи­гу­ри­ру­ет такое объ­яс­не­ние "В стро­ке «Не жалею, не зову, не плачу…» автор при­ме­ня­ет гра­да­цию – трое­крат­ный по­втор от­ри­ца­ния, уси­ли­ва­ю­щий взвол­но­ван­ность по­э­ти­че­ской речи." И все таки срав­не­ние имеет место быть "В этом про­из­ве­де­ние, как и во всей ли­ри­ке Есе­ни­на, есть мно­же­ство ху­до­же­ствен­но-изоб­ра­зи­тель­ных средств: ме­та­фор («увя­да­нья зо­ло­том», «серд­це, тро­ну­тое хо­лод­ком», «стра­на бе­ре­зо­во­го ситца», «пла­мень уст», «ли­стьев медь»), срав­не­ний («как с белых яб­лонь дым», «слов­но я ве­сен­ней гул­кой ранью про­ска­кал на ро­зо­вом коне»), эпи­те­тов («белых яб­лонь», «бе­ре­зо­вый ситец», «утра­чен­ная све­жесть»)." Ни в одном ис­точ­ни­ке не ука­за­но, что в пер­вой стро­ке ис­поль­зо­ва­на ана­фо­ра.

Татьяна Стаценко

Ува­жа­е­мые поль­зо­ва­те­ли сайта! Очень долго мы пы­та­ем­ся разо­брать­ся с этим за­да­ни­ем. Оно, дей­стви­тель­но, очень не­од­но­знач­ное. Я бы с ра­до­стью со­гла­си­лась с мне­ни­ем, что вы­ра­же­ние «как с белых яб­лонь дым» яв­ля­ет­ся срав­не­ни­ем, но для меня белый дым на яб­ло­нях не яв­ля­ет­ся оче­вид­ным фак­том, чтобы ука­зы­вать на от­кры­тое срав­не­ние. «Белый дым» в зна­че­нии «белый яб­ло­не­вый цвет», ко­то­рый опа­да­ет − это, на мой взгляд, более прав­до­по­доб­ное, хоть и скры­тое срав­не­ние: всё про­хо­дит, как опа­да­ет яб­ло­не­вый цвет − это не­из­беж­но. Имен­но по­это­му я не вношу ис­прав­ле­ния в ком­мен­та­рий. Нет в сти­хо­тво­ре­нии оче­вид­но­го срав­не­ния. Об ана­фо­ре я уже от­ве­ча­ла. Речь здесь идёт о лек­си­че­ской ана­фо­ре − такая су­ще­ству­ет. Го­то­ва об­суж­дать за­да­ние в груп­пе.

1
Тип 6 № 7983
i

За­пол­ни­те про­пус­ки в сле­ду­ю­щем от­рыв­ке. В от­ве­те за­пи­ши­те два тер­ми­на в по­ряд­ке их сле­до­ва­ния в пред­ло­же­ни­ях без про­бе­лов, за­пя­тых и дру­гих до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов.

 

Каж­дая строч­ка сти­хо­тво­ре­ния С. Есе­ни­на на­пол­не­на лич­ны­ми пе­ре­жи­ва­ни­я­ми, про­ник­ну­ты­ми на­стро­е­ни­ем гру­сти. Имен­но это поз­во­ля­ет опре­де­лить жан­ро­вую раз­но­вид­ность сти­хо­тво­ре­ния как _______. Стро­ки сти­хо­тво­ре­ния, в ко­то­рых поэт по­ни­ма­ет, что из­ме­нил­ся сам, яв­ля­ют­ся _______, цен­траль­ным пе­ре­лом­ным мо­мен­том со­дер­жа­ния.


2
Тип 7 № 1402
i

На­зо­ви­те жанр клас­си­че­ской по­э­зии, черты ко­то­ро­го при­сут­ству­ют в сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу...».


3
Тип 8 № 1405
i

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии. Но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1.  По­втор.

2.  Эпи­фо­ра.

3.  Гро­теск.

4.  Ана­фо­ра.

5.  Ри­то­ри­че­ский во­прос.

6.  Ме­та­фо­ра.

7.  Ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние.


Аналоги к заданию № 1405: 9550 Все


4
Тип 9 № 7986
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

1.  По­че­му раз­мыш­ле­ния поэта о про­ща­нии с мо­ло­до­стью, так тра­гич­но зву­ча­щие в сти­хо­тво­ре­нии, за­вер­ша­ют­ся свет­ло и спо­кой­но?

2.  Ка­ко­ва роль сим­во­лов в сти­хо­тво­ре­нии С. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу»?


5

На­зо­ви­те сти­хо­тво­ре­ние оте­че­ствен­но­го или за­ру­беж­но­го поэта (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром зву­чит мотив быст­ро­теч­но­сти жизни. Со­по­ставь­те вы­бран­ное Вами про­из­ве­де­ние со сти­хо­тво­ре­ни­ем С. Есе­ни­на.


6
Тип Д8 № 1406
i

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу...»? (Дайте ответ без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп.)


7
Тип Д10 C3 № 1409
i

По­че­му раз­мыш­ле­ния поэта о про­ща­нии с мо­ло­до­стью, так тра­гич­но зву­ча­щие в сти­хо­тво­ре­нии, за­вер­ша­ют­ся свет­ло и спо­кой­но?


8
Тип Д11 C4 № 1410
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит мотив быст­ро­теч­но­сти жизни и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию С. А. Есе­ни­на?


9
Тип Д8 № 1423
i

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу...»? (Дайте ответ без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп.)


10
Тип Д10 C3 № 1426
i

По­че­му раз­мыш­ле­ния поэта о про­ща­нии с мо­ло­до­стью, так тра­гич­но зву­ча­щие в сти­хо­тво­ре­нии, за­вер­ша­ют­ся свет­ло и спо­кой­но?


11
Тип Д11 C4 № 1427
i

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит мотив быст­ро­теч­но­сти жизни и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию С. А. Есе­ни­на?