СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 1 № 155

Укажите главу ро­ма­на «Герой на­ше­го времени», из ко­то­рой взят дан­ный фрагмент.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

 

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажжённые, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределённого, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...

И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлечённой мысли. И к чему это ведёт?.. В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.

 

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1
Задание 2 № 156

Назовите фа­ми­лию героя, раз­мыш­ле­ния ко­то­ро­го пе­ре­да­ны ав­то­ром в приведённом эпизоде.


2
Задание 3 № 157

Фрагмент в ос­нов­ном пред­став­ля­ет собой развёрнутое рассуждение, об­ла­да­ю­щее внут­рен­ней ло­ги­кой и смыс­ло­вой законченностью. Как оно называется?

Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задание 4 № 158

В на­ча­ле эпи­зо­да даётся опи­са­ние ноч­ной станицы. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся по­доб­ное описание?


4
Задание 5 № 159

«Их стра­сти и на­деж­ды давно угас­ли вме­сте с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса бес­печ­ным странником!» Какой приём ис­поль­зо­вал здесь автор?


5
Задание 6 № 160

Какое ху­до­же­ствен­ное сред­ство ис­поль­зо­ва­но в речи героя, раз­мыш­ля­ю­ще­го о своей пер­вой молодости: «то мрачные, то радужные образы»?


6
Задание 7 № 161

Герой раз­мыш­ля­ет над «вечными» во­про­са­ми бытия, фор­му­ли­ру­ет об­ще­че­ло­ве­че­ские проблемы. К какой жан­ро­вой раз­но­вид­но­сти ро­ма­на от­но­сит­ся «Герой на­ше­го времени»?


7
Задание 8 № 167

Какую оцен­ку даёт герой (а вме­сте с ним автор) сво­е­му поколению?


8
Задание 9 № 168

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей пред­став­ле­ны противоречивые, мя­ту­щи­е­ся герои и что их сбли­жа­ет с ге­ро­ем лер­мон­тов­ско­го романа?

Пояснение.

Данный фраг­мент взят из главы ро­ма­на «Герой на­ше­го времени», ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «Фаталист».

 

Ответ: Фаталист.