СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 8 № 167

Какую оценку даёт герой (а вместе с ним автор) своему поколению?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

 

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажжённые, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределённого, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...

И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлечённой мысли. И к чему это ведёт?.. В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.

 

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1
Задание 1 № 155

Укажите главу романа «Герой нашего времени», из которой взят данный фрагмент.


2
Задание 2 № 156

Назовите фамилию героя, размышления которого переданы автором в приведённом эпизоде.


3
Задание 3 № 157

Фрагмент в основном представляет собой развёрнутое рассуждение, обладающее внутренней логикой и смысловой законченностью. Как оно называется?

Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 4 № 158

В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?


5
Задание 5 № 159

«Их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса беспечным странником!» Какой приём использовал здесь автор?


6
Задание 6 № 160

Какое художественное средство использовано в речи героя, размышляющего о своей первой молодости: «то мрачные, то радужные образы»?


7
Задание 7 № 161

Герой размышляет над «вечными» вопросами бытия, формулирует общечеловеческие проблемы. К какой жанровой разновидности романа относится «Герой нашего времени»?


8
Задание 9 № 168

В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?

Пояснение.

М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» размышляет о судьбах своего поколения, поколения эпохи «безвременья», жестокого подавления личности. В период гонений и преследования любого свободомыслия люди пассивно принимали общественные перемены, ни к чему не стремились, а просто плыли по течению, прожигая свою жизнь на светских балах и тратя ее на разные сомнительные развлечения. Бунтари, которые выступали против этого, были обречены на одиночество. В душе они ощущали страх перед властью, неверие и сомнения. Поколение того времени жило в эпохе отказа от светлых идеалов. В приведённом фрагменте романа приводится рассуждение о том, как мечтатели с пылкими душами превращались в скептиков, «скитающихся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха». Представителем этого поколения становится на страницах романа Печорин, представителем этого поколения по большому счёту является и сам Лермонтов, осуждающий своих ровесников в бездействии и смирении.