СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 9 № 168

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей пред­став­ле­ны противоречивые, мя­ту­щи­е­ся герои и что их сбли­жа­ет с ге­ро­ем лер­мон­тов­ско­го романа?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

 

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажжённые, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределённого, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...

И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлечённой мысли. И к чему это ведёт?.. В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.

 

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1
Задание 1 № 155

Укажите главу ро­ма­на «Герой на­ше­го времени», из ко­то­рой взят дан­ный фрагмент.


2
Задание 2 № 156

Назовите фа­ми­лию героя, раз­мыш­ле­ния ко­то­ро­го пе­ре­да­ны ав­то­ром в приведённом эпизоде.


3
Задание 3 № 157

Фрагмент в ос­нов­ном пред­став­ля­ет собой развёрнутое рассуждение, об­ла­да­ю­щее внут­рен­ней ло­ги­кой и смыс­ло­вой законченностью. Как оно называется?

Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 4 № 158

В на­ча­ле эпи­зо­да даётся опи­са­ние ноч­ной станицы. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся по­доб­ное описание?


5
Задание 5 № 159

«Их стра­сти и на­деж­ды давно угас­ли вме­сте с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса бес­печ­ным странником!» Какой приём ис­поль­зо­вал здесь автор?


6
Задание 6 № 160

Какое ху­до­же­ствен­ное сред­ство ис­поль­зо­ва­но в речи героя, раз­мыш­ля­ю­ще­го о своей пер­вой молодости: «то мрачные, то радужные образы»?


7
Задание 7 № 161

Герой раз­мыш­ля­ет над «вечными» во­про­са­ми бытия, фор­му­ли­ру­ет об­ще­че­ло­ве­че­ские проблемы. К какой жан­ро­вой раз­но­вид­но­сти ро­ма­на от­но­сит­ся «Герой на­ше­го времени»?


8
Задание 8 № 167

Какую оцен­ку даёт герой (а вме­сте с ним автор) сво­е­му поколению?

Пояснение.

М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» размышляет о судьбах своего поколения, поколения эпохи «безвременья», жестокого подавления личности. В период гонений и преследования любого свободомыслия люди пассивно принимали общественные перемены, ни к чему не стремились, а просто плыли по течению, прожигая свою жизнь на светских балах и тратя ее на разные сомнительные развлечения. Однако всегда, во все времена жили бунтари, которые выступали против этого, хотя зачастую были обречены на одиночество. Таким является лермонтовский Печорин.

Терзаем противоречиями герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, который чувствуя в себе силы и желания послужить на благо Отечества, остаётся невостребованным обществом, гонимым людьми ничтожными, не способными к прогрессу.

В романе «Преступление и наказание» Достоевского мятущаяся душа Раскольникова, осознающего всю несправедливость мира, приводит его к сомнительной теории наполеонизма, принёсшей ему ещё более глубокие страдания и противоречия.

В героях Лермонтова, Грибоедова, Достоевского нельзя не заметить общего: все они умнее и нравственно выше своего окружения, это не даёт им спокойно прожигать жизнь, а направляет на поиски, хотя порой эти поиски заканчиваются плачевно для них же самих.