СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Ли­те­ра­ту­ра XX века

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 14 № 12

Укажите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. А. Блока «Россия» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А. А. Блок, 1908

1
Задание 10 № 8

Назовите мо­дер­нист­ское по­э­ти­че­ское те­че­ние на­ча­ла XX века, одним из ярких пред­ста­ви­те­лей ко­то­ро­го яв­лял­ся А. А. Блок.


2
Задание 11 № 9

Укажите номер стро­фы (порядковое чис­ли­тель­ное в име­ни­тель­ном падеже), в ко­то­рой поэт ис­поль­зу­ет анафору.

Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задание 12 № 10

Укажите приём, к ко­то­ро­му при­бе­га­ет автор в строках:

 

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы пер­вые любви!

Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 13 № 11

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в четвёртой стро­фе дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

 

1) гипербола

2) инверсия

3) ирония

4) эпитет

5) звукопись


5
Задание 15 № 15

Что придаёт цен­траль­но­му об­ра­зу сти­хо­тво­ре­ния ху­до­же­ствен­ную яр­кость и глубину?


6
Задание 16 № 16

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов вос­со­здан образ Рос­сии и в чём их сход­ство и раз­ли­чие со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Блока?


2
Задание 14 № 29

Укажите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есенина.


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойкой.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

С. А. Есенин, 1925

1
Задание 10 № 25

Обращаясь к клёну, «приморозившему ногу», ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния «очеловечивает» его. Как на­зы­ва­ет­ся этот приём?


2
Задание 11 № 26

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приёма, за­клю­ча­ю­ще­го­ся в ис­поль­зо­ва­нии оди­на­ко­вых глас­ных звуков, уси­ли­ва­ю­ще­го вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи и рас­счи­тан­но­го на слу­хо­вое вос­при­я­тие об­ра­за («Утонул в сугробе, при­мо­ро­зил ногу»).

Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задание 12 № 27

Как на­зы­ва­ет­ся об­раз­ное определение, яв­ля­ю­ще­е­ся сред­ством ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти («клён заледенелый» , «под ме­те­лью белой»)?


4
Задание 13 № 28

Текст сти­хо­тво­ре­ния де­лит­ся на двустишия, каж­дое из ко­то­рых со­дер­жит за­кон­чен­ную мысль. Ука­жи­те термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют эле­мен­ты смыс­ло­во­го чле­не­ния сти­хо­твор­но­го текста, объединённые общей риф­мов­кой и пред­став­ля­ю­щие собой ритмико-синтаксическое целое.


5
Задание 15 № 32

В чём, по ва­ше­му мнению, сек­рет му­зы­каль­но­сти и эмо­ци­о­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти есе­нин­ско­го стихотворения?

Пояснение · · Видеокурс ·

6
Задание 16 № 33

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к теме общ­но­сти че­ло­ве­ка и при­ро­ды и в чём их про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию С. А. Есенина?

Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задание 14 № 46

Укажите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. А. Блока.


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

На поле Куликовом

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

А. А. Блок, 1908

1
Задание 10 № 42

Назовите по­э­ти­че­ское течение, в русле ко­то­ро­го раз­ви­ва­лось ран­нее твор­че­ство А. А. Блока.


2
Задание 11 № 43

Стихотворение на­чи­на­ет и за­вер­ша­ет кар­ти­на гроз­но­го не­бес­но­го знамения. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся по­доб­ный тип композиции?


3
Задание 12 № 44

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приёма, ос­но­ван­но­го на со­сед­стве оди­на­ко­вых глас­ных звуков, уси­ли­ва­ю­ще­го вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи и рас­счи­тан­но­го на слу­хо­вое вос­при­я­тие об­ра­за («И, слов­но об­ла­ком суровым»).


4
Задание 13 № 45

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк, иг­ра­ю­щее важ­ную ор­га­ни­зу­ю­щую роль в стихе (непробудной — чудной; мглой — бо­е­вой и т. п.)?


5
Задание 15 № 49

Что даёт ос­но­ва­ние от­не­сти рас­смат­ри­ва­е­мое сти­хо­тво­ре­ние А. А. Блока к фи­ло­соф­ской лирике?


6
Задание 16 № 50

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к теме рус­ской ис­то­рии и в чём их про­из­ве­де­ния со­по­ста­ви­мы с приведённым сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Блока?


4
Задание 14 № 98

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. А. Ах­ма­то­вой «...Мне голос был. Он звал утешно...»?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

...Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

А. А. Ахматова, 1917

1
Задание 10 № 94

Назовите сред­ство ху­до­же­ствен­ной выразительности, к ко­то­ро­му не­од­но­крат­но при­бе­га­ет А. А. Ах­ма­то­ва в своём сти­хо­тво­ре­нии («край глухой и грешный», «чёрный стыд» и т. п.).


2
Задание 11 № 95

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся оди­на­ко­вое на­ча­ло смеж­ных строк в ли­ри­че­ском про­из­ве­де­нии (Оставь свой край глу­хой и грешный, / Оставь Рос­сию навсегда)?


3
Задание 12 № 96

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха (Не осквер­нил­ся скорб­ный дух)?


4
Задание 13 № 97

Укажите термин, обо­зна­ча­ю­щий со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (утешно — грешный; сюда — навсегда).


5
Задание 15 № 101

Каким пред­ста­ет внут­рен­ний облик ли­ри­че­ской ге­ро­и­ни в сти­хо­тво­ре­нии А. А. Ах­ма­то­вой «...Мне голос был. Он звал утешно...»?


6
Задание 16 № 102

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся в своём твор­че­стве к пат­ри­о­ти­че­ской теме и что сбли­жа­ет их про­из­ве­де­ния со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Ахматовой?


5
Задание 14 № 132

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. Т. Твар­дов­ско­го «...Есть имена и есть такие даты...»?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

Есть имена и есть такие даты, —

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты, —

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

А. Т. Твардовский, 1966

1
Задание 10 № 128

Ука­жи­те те­ма­ти­че­скую раз­но­вид­ность ли­ри­ки, к ко­то­рой от­но­сит­ся при­ведённое сти­хо­тво­ре­ние.


2
Задание 11 № 129

«Есть имена и есть такие даты...» Какой приём ис­поль­зо­ван в пер­вой стро­ке сти­хо­тво­ре­ния?

Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задание 12 № 130

В сло­во­со­че­та­нии «сла­во­сло­вья му­зы­кою гром­кой» ис­поль­зо­ва­но сред­ство ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти, в ос­но­ве ко­то­ро­го — пе­ре­нос свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на дру­гие. Как оно на­зы­ва­ет­ся?


4
Задание 13 № 131

Ука­жи­те тер­мин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют­ся об­раз­ные опре­де­ле­ния, яв­ля­ю­щи­е­ся ча­стью ав­тор­ской си­сте­мы изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств (на­при­мер, «их па­мя­ти свя­той»).


5
Задание 15 № 135

В чём ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния видит вину сво­е­го поколения?


6
Задание 16 № 136

Чем близ­ки сти­хо­тво­ре­нию А. Т. Твар­дов­ско­го про­из­ве­де­ния рус­ских поэтов, об­ра­щав­ших­ся к теме ис­то­ри­че­ской памяти?


Пройти тестирование по этим заданиям