Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 9 № 8614
i

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже ли­ри­че­ское про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ния.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все прой­дет, как с белых яб­лонь дым.  

Увя­да­нья зо­ло­том охва­чен­ный,

Я не буду боль­ше мо­ло­дым.

 

Ты те­перь не так уж бу­дешь бить­ся,

Серд­це, тро­ну­тое хо­лод­ком,

И стра­на бе­ре­зо­во­го ситца

Не за­ма­нит шлять­ся бо­си­ком.

 

Дух бро­дя­жий! ты все реже, реже

Рас­ше­ве­ли­ва­ешь пла­мень уст

О, моя утра­чен­ная све­жесть,

Буй­ство глаз и по­ло­во­дье чувств!

 

Я те­перь ску­пее стал в же­ла­ньях,

Жизнь моя, иль ты при­сни­лась мне?

Слов­но я ве­сен­ней гул­кой ранью

Про­ска­кал на ро­зо­вом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тлен­ны,

Тихо льет­ся с кле­нов ли­стьев медь...

Будь же ты вовек бла­го­сло­вен­но,

Что при­шло про­цвесть и уме­реть.

 

C. A. Есе­нин, 1921

Вы­бе­ри­те ОДНО из за­да­ний (1 или 2) и ука­жи­те его номер. Сфор­му­ли­руй­те пря­мой связ­ный ответ на во­прос в объёме 5–10 пред­ло­же­ний. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои суж­де­ния, опи­ра­ясь на ана­лиз тек­ста про­из­ве­де­ния, не ис­ка­жай­те ав­тор­ской по­зи­ции, не до­пус­кай­те фак­ти­че­ских и ло­ги­че­ских оши­бок. Со­блю­дай­те нормы ли­те­ра­ту­ры.

1.  Что дает ос­но­ва­ние от­не­сти рас­смат­ри­ва­е­мое сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на к фи­ло­соф­ской ли­ри­ке?

2.  Ка­ко­ва роль сим­во­лов в сти­хо­тво­ре­нии С. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу»?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Жизнь че­ло­ве­че­ская быст­ро­теч­на. Но на­сту­па­ет мо­мент, когда че­ло­век вдруг оста­нав­ли­ва­ет­ся в бес­ко­неч­ной суете и за­ду­мы­ва­ет­ся, зачем он жил, что он сде­лал на этой земле. Сти­хо­тво­ре­ния, под­ни­ма­ю­щие эти во­про­сы, от­но­сят к фи­ло­соф­ской ли­ри­ке.

Сти­хо­тво­ре­ние «Не жалею, не зову, не плачу»  — мо­но­лог поэта, ко­то­рый де­лит­ся сво­и­ми са­мы­ми со­кро­вен­ны­ми ду­ма­ми и чув­ства­ми. Ос­нов­ная ин­то­на­ция сти­хо­тво­ре­ния ис­по­ве­даль­ная, до­ве­ри­тель­ная, груст­ная, про­щаль­ная и в то же время бла­го­дар­ная за сча­стье жить на этой земле. Жизнь ко­рот­ка, мо­ло­дость без­воз­врат­но ухо­дит  — об этом поэт жа­ле­ет. Но в сти­хо­тво­ре­нии зву­чат и жиз­не­утвер­жда­ю­щие ноты: ему до­ве­лось ис­пы­тать жизнь с ее ра­до­стя­ми и го­ре­стя­ми  — и это пре­крас­но.

Все мы, все мы в этом мире тлен­ны,

Тихо льет­ся с клёнов ли­стьев медь...

Будь же ты вовек бла­го­сло­вен­но,

Что при­шло про­цвесть и уме­реть,  —

го­во­рит поэт в по­след­ней стро­фе и от этих слов оста­ет­ся ощу­ще­ние покоя и света.

Таким об­ра­зом, сти­хо­тво­ре­ние С. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу» можно от­не­сти к фи­ло­соф­ской ли­ри­ке.

2.  В сти­хо­тво­ре­нии С. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу» идей­ное со­дер­жа­ние пе­ре­да­ет­ся с по­мо­щью об­ра­зов-⁠сим­во­лов. Пер­вый сим­вол  — ро­зо­вый конь:

Слов­но я ве­сен­ней гул­кой ранью

Про­ска­кал на ро­зо­вом коне.

Ро­зо­вый цвет сим­во­ли­зи­ру­ет без­за­бот­ность, а конь  — быст­рый бег мо­ло­до­сти. Белый цвет яб­лонь  — сим­вол весны, про­буж­да­ю­щей­ся при­ро­ды, юно­сти, а зо­ло­тое увя­да­нье  — осень, закат лет:

Всё пройдёт, как с белых яб­лонь дым.

Увя­да­нья зо­ло­том охва­чен­ный,

Я не буду боль­ше мо­ло­дым.

При­ведённые при­ме­ры под­твер­жда­ют, что об­ра­зы-сим­во­лы рас­кры­ва­ют идей­ный смысл сти­хо­тво­ре­ния: быст­ро про­хо­дит жизнь, не­за­мет­но без­за­бот­ность мо­ло­до­сти сме­ня­ет­ся зре­ло­стью, когда на­чи­на­ешь все чаще и чаще ду­мать о «за­ка­те жизни».

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рииБаллы
1. По­ни­ма­ние пред­ло­жен­но­го тек­ста и при­вле­че­ние его для

ар­гу­мен­та­ции

Ответ сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии пред­ло­жен­но­го тек­ста, для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т. п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют

2

Ответ сви­де­тель­ству­ет о по­ни­ма­нии пред­ло­жен­но­го тек­ста, для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уров­не пе­ре­ска­за или общих рас­суж­де­ний о его со­дер­жа­нии, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на

И/ИЛИ до­пу­ще­на одна фак­ти­че­ская ошиб­ка

1

Ответ со­дер­жа­тель­но не со­от­несён с по­став­лен­ной за­да­чей,

И/ИЛИ суж­де­ния не ар­гу­мен­ти­ро­ва­ны пред­ло­жен­ным тек­стом,

И/ИЛИ ав­тор­ская по­зи­ция ис­ка­же­на1,

И/ИЛИ до­пу­ще­ны две или более фак­ти­че­ские ошиб­ки

0
2. Ло­гич­ность, со­блю­де­ние ре­че­вых и грам­ма­ти­че­ских норм

От­сут­ству­ют ло­ги­че­ские, ре­че­вые, грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки

2

До­пу­ще­но не более одной ошиб­ки каж­до­го вида (ло­ги­че­ская

и/⁠или ре­че­вая и/⁠или грам­ма­ти­че­ская) — сум­мар­но не более трёх оши­бок

1

До­пу­ще­ны две или более ошиб­ки од­но­го вида (не­за­ви­си­мо от на­ли­чия/⁠от­сут­ствия оши­бок дру­гих видов)

0
Мак­си­маль­ный балл4

 

__________________________

1 Под ис­ка­же­ни­ем ав­тор­ской по­зи­ции по­ни­ма­ет­ся гру­бое ис­ка­же­ние наи­бо­лее важ­ных идей про­из­ве­де­ния, общих ав­тор­ских оце­нок.

Раздел кодификатора ФИПИ:
Раздел кодификатора ФИПИ (2024 г.): 26. С. А. Есе­нин. Сти­хо­тво­ре­ния
1
Тип 6 № 9220
i

Каж­дая строч­ка сти­хо­тво­ре­ния С. Есе­ни­на на­пол­не­на лич­ны­ми пе­ре­жи­ва­ни­я­ми, про­ник­ну­ты­ми на­стро­е­ни­ем гру­сти. Имен­но это поз­во­ля­ет опре­де­лить жан­ро­вую раз­но­вид­ность сти­хо­тво­ре­ния как _______. Стро­ки сти­хо­тво­ре­ния, в ко­то­рых поэт по­ни­ма­ет, что из­ме­нил­ся сам, яв­ля­ют­ся _______ , цен­траль­ным пе­ре­лом­ным мо­мен­том со­дер­жа­ния.


2
Тип 7 № 655
i

На­зо­ви­те жанр клас­си­че­ской по­э­зии, при­зна­ки ко­то­ро­го (фи­ло­соф­ское раз­мыш­ле­ние, ове­ян­ное свет­лой гру­стью) при­сут­ству­ют в пред­ло­жен­ном сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есе­ни­на.


3
Тип 8 № 9550
i

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те все на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии. Но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1.  По­втор.

2.  Эпи­фо­ра.

3.  Гро­теск.

4.  Ана­фо­ра.

5.  Ри­то­ри­че­ский во­прос.

6.  Ме­та­фо­ра.

7.  Ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние.


Аналоги к заданию № 1405: 9550 Все


4

На­зо­ви­те про­из­ве­де­ние оте­че­ствен­ной или за­ру­беж­ной по­э­зии (с ука­за­ни­ем ав­то­ра), в ко­то­ром рас­кры­та фи­ло­соф­ская тема. Со­по­ставь­те вы­бран­ное Вами про­из­ве­де­ние со сти­хо­тво­ре­ни­ем Есе­ни­на.


5
Тип Д8 № 659
i

Ука­жи­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу...» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).


6
Тип Д10 C3 № 662
i

Что дает ос­но­ва­ние от­не­сти рас­смат­ри­ва­е­мое сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на к фи­ло­соф­ской ли­ри­ке?


7
Тип Д11 C4 № 663
i

Какие фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния рус­ских по­этов со­звуч­ны про­бле­ма­ти­ке есе­нин­ско­го сти­хо­тво­ре­ния? (Свой ответ обос­нуй­те).