литература
Информатика
Русский язык
Английский язык
Немецкий язык
Французcкий язык
Испанский язык
Физика
Химия
Биология
География
Обществознание
Литература
История
сайты - меню - вход - новости




Каталог заданий.
Ли­те­ра­ту­ра XX века

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 15 № 15

Что придаёт цен­траль­но­му об­ра­зу сти­хо­тво­ре­ния ху­до­же­ствен­ную яр­кость и глубину?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А. А. Блок, 1908


2
Задание 15 № 32

В чём, по ва­ше­му мнению, сек­рет му­зы­каль­но­сти и эмо­ци­о­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти есе­нин­ско­го стихотворения?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойкой.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

С. А. Есенин, 1925

Пояснение · ·

3
Задание 15 № 49

Что даёт ос­но­ва­ние от­не­сти рас­смат­ри­ва­е­мое сти­хо­тво­ре­ние А. А. Блока к фи­ло­соф­ской лирике?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

На поле Куликовом

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

А. А. Блок, 1908


4
Задание 15 № 101

Каким пред­ста­ет внут­рен­ний облик ли­ри­че­ской ге­ро­и­ни в сти­хо­тво­ре­нии А. А. Ах­ма­то­вой «...Мне голос был. Он звал утешно...»?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

...Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

А. А. Ахматова, 1917


5
Задание 15 № 135

В чём ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния видит вину сво­е­го поколения?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

Есть имена и есть такие даты, —

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты, —

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

А. Т. Твардовский, 1966


6
Задание 15 № 169

Как вы по­ни­ма­е­те смысл за­клю­чи­тель­ной стро­фы стихотворения?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Родина

О, неподатливый язык!

Чего бы попросту — мужик,

Пойми, певал и до меня:

«Россия, родина моя!»

Но и с калужского холма

Мне открывалася она —

Даль, тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирождённая, как боль,

Настолько родина и столь —

Рок, что повсюду, через всю

Даль — всю её с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись Домой!»

Со всех — до горних звезд —

Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,

Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля —

Гордыня, родина моя!

М. И. Цветаева, 1932


7
Задание 15 № 186

Какой смысл вло­жил поэт в за­клю­чи­тель­ные стро­ки стихотворения?


Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

 

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

 

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак, 1956


8
Задание 15 № 526

Что при­да­ет цен­траль­но­му об­ра­зу сти­хо­тво­ре­ния ху­до­же­ствен­ную яр­кость и глубину?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А. А. Блок, 1908

Источник: Демонстрационная вер­сия ЕГЭ—2013 по литературе.

9
Задание 15 № 543

Каким пред­ста­ет внут­рен­ний мир ли­ри­че­ско­го героя в сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есенина?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

 

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать. 

 

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

 

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

 

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

 

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

 

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

 

Знаю я, что в-той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924


10
Задание 15 № 560

Каким пред­став­ля­ет в сти­хо­тво­ре­нии А. А. Блока «Русь» образ Родины?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

 

 

Русь

Ты и во сне необычайна. Твоей

одежды не коснусь. Дремлю — и за

дремотой тайна, И в тайне — ты

почиешь, Русь.

 

Русь, опоясана реками И дебрями

окружена, С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

 

Где разноликие народы Из края в

край, из дола в дол Ведут ночные

хороводы Под заревом горящих сел.

 

Где ведуны с ворожеями Чаруют

злаки на полях, И ведьмы тешатся с

чертями В дорожных снеговых

столбах.

 

Где буйно заметает вьюга До крыши

— утлое жилье, И девушка на злого

друга Под снегом точит лезвее.

 

Где все пути и все распутья Живой клюкой

измождены, И вихрь, свистящий в голых

прутьях, Поет преданья старины...

 

Так — я узнал в моей дремоте Страны

родимой нищету, И в лоскутах ее

лохмотий Души скрываю наготу.

 

Тропу печальную, ночную Я до

погоста протоптал, И там, на

кладбище ночуя, Подолгу песни

распевал.

 

И сам не понял, не измерил, Кому я

песни посвятил, 

В какого бога страстно верил, Какую

девушку любил.

 

Живую душу укачала, Русь, на

своих просторах, ты, И вот — она

не запятнала Первоначальной

чистоты.

 

Дремлю — и за дремотой тайна, И в

тайне почивает Русь, Она и в снах

необычайна. Ее одежды не коснусь.

A. Л. Блок, 1906


11
Задание 15 № 577

Каким пред­ста­ет внут­рен­ний мир ли­ри­че­скои ге­ро­и­ни сти­хо­тво­ре­ния М. И. Цветаевой? (Свой ответ обоснуйте.)


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

Кто создан из камня, кто создан из глины,

— А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

 

Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и надгробные плиты...

— В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!

 

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти? —

Земною не сделаешь солью.

 

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!

М. Л. Цветаева, 1920


12
Задание 15 № 611

Почему раз­мыш­ле­ния Б. Л. Па­стер­на­ка о лич­но­сти и судь­бе со­про­вож­да­ют мно­го­чис­лен­ные об­ра­зы и детали, свя­зан­ные с миром театра?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

 

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси. 

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

 

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

 

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Б. Л. Пастернак, 1946


13
Задание 15 № 645

Какой пред­став­ля­ет в сти­хо­тво­ре­нии А. А. Блока «идеальная» возлюбленная?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

 

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

 

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

А. А. Блок, 1902


14
Задание 15 № 662

Что дает ос­но­ва­ние от­не­сти рас­смат­ри­ва­е­мое сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на к фи­ло­соф­ской лирике?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

C. A. Есенин, 1921


15
Задание 15 № 740

Как раз­лич­ные по­э­ти­че­ские при­е­мы по­мо­га­ют со­здать образ ли­ри­че­ско­го героя этого стихотворения?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Лиличка!

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.

Комната —

глава в крученыховском аде.

Вспомни —

за этим окном

впервые

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День еще —

выгонишь,

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

давай простимся сейчас.

Все равно

любовь моя —

тяжкая гиря ведь —

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят —

он уйдет,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

В. В. Маяковский, 1916


16
Задание 15 № 792

Как раз­лич­ные по­э­ти­че­ские при­е­мы по­мо­га­ют ав­то­ру вы­ра­зить пафос стихотворения?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

Песнь о собаке

 

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

 

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

 

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок. 

 

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

 

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

 

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

 

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

С. А. Есенин, 1915


17
Задание 15 № 809

Какова роль об­ра­за звез­ды в этом стихотворении?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

В горнице моей светло —

Это от ночной звезды,

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды.

 

Красные цветы мои

В садике завяли все,

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

 

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день:

 

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе.

Н. М. Рубцов, 1965


18
Задание 15 № 1048

Почему своих со­вре­мен­ни­ков А. А. Блок на­зы­ва­ет «детьми страш­ных лет России»?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Рождённые в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота — то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то.

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьётся с криком вороньё, —

Те, кто достойней. Боже, Боже,

Да узрят царствие твоё!

А. А. Блок, 1914


19
Задание 15 № 1137

Какие свой­ства души ли­ри­че­ско­го героя рас­кры­ва­ют­ся в его взвол­но­ван­ном об­ра­ще­нии к современникам?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

К ответу!

Гремит и гремит войны барабан.

Зовёт железо в живых втыкать.

Из каждой страны

за рабом раба

бросают на сталь штыка.

За что?

Дрожит земля

голодна,

раздета.

Выпарили человечество кровавой баней

только для того, чтоб кто-то

где-то

разжился Албанией.

Сцепилась злость человечьих свор,

падает на мир за ударом удар

только для того,

чтоб бесплатно

Босфор

проходили чьи-то суда. Скоро у мира

не останется неполоманного ребра.

И душу вытащат.

И растопчут там её

только для того,

чтоб кто-то

к рукам прибрал

Месопотамию.

Во имя чего

сапог

землю растаптывает скрипящ и груб?

кто над небом боёв -

свобода?

Бог?

Рубль!

Когда же встанешь во весь свой рост ты,

отдающий жизнь свою им?

Когда же в лицо им бросишь вопрос: за что воюем?

В. В. Маяковский 1917


20
Задание 15 № 1154

Как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­наль­ной стро­ки стихотворения?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

В горах

 

Поэзия темна, в словах невыразима: Как взволновал

меня вот этот дикий скат. Пустой кремнистый дол, загон

овечьих стад, Пастушеский костёр и горький запах

дыма!

 

Тревогой странною и радостью томимо, Мне сердце

говорит: «Вернись, вернись назад!»-Дым на меня

пахнул, как сладкий аромат, И с завистью, с тоской я

проезжаю мимо.

 

Поэзия не в том, совсем не в том, что свет Поэзией

зовет. Она в моём наследстве. Чем я богаче им, тем

больше я поэт.

 

Я говорю себе, почуяв тёмный след

Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве:

— Нет в мире разных душ и времени в нём нет!

И.А. Бунин, 1916


21
Задание 15 № 1171

Какие свой­ства души героя рас­кры­ва­ют­ся в его монологе, об­ра­щен­ном к звёздам?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Звёзды

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

 

Частые звёздочки, звёздочки тесные!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные.

Силу великую знания жгучего?

 

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звёзды небесные, звёзды далёкие!

С. А. Есенин, 1911


22
Задание 15 № 1188

Что дает ос­но­ва­ние от­не­сти сти­хо­тво­ре­ние И. А. Бу­ни­на «Вечер» к фи­ло­соф­ским произведениям?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно —

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

И. А. Бунин, 1909


23
Задание 15 № 1205

Как об­раз­ный строй сти­хо­тво­ре­ния А. А. Ах­ма­то­вой передаёт внут­рен­нее со­сто­я­ние героини?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Сегодня мне письма не принесли:

Забыл он написать или уехал;

Весна, как трель серебряного смеха,

Качаются в заливе корабли.

Сегодня мне письма не принесли...

 

Он был со мной ещё совсем недавно,

Такой влюбленный, ласковый и мой,

Но это было белою зимой,

Теперь весна, и грусть весны отравна,

Он был со мной ещё совсем недавно...

 

Я слышу: лёгкий трепетный смычок,

Как от предсмертной боли, бьётся, бьётся

И страшно мне, что сердце разорвётся,

Не допишу я этих нежных строк...

А. А. Ахматова, 1912


24
Задание 15 № 1222

Как на­зва­ние сти­хо­тво­ре­ния Б. Л. Па­стер­на­ка свя­за­но с его содержанием?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Когда разгуляется

Большое озеро как блюдо.

За ним - скопленье облаков,

Нагромождённых белой грудой

Суровых горных ледников.

 

По мере смены освещенья

И лес меняет колорит.

То весь горит, то чёрной тенью

Насевшей копоти покрыт.

 

Когда в исходе дней дождливых

Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава!

 

Стихает ветер, даль расчистив,

Разлито солнце по земле.

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

 

В церковной росписи оконниц

Так в вечность смотрят изнутри

В мерцающих венцах бессонниц

Святые, схимники, цари.

 

Как будто внутренность собора —

Простор земли, и чрез окно

Далёкий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.

 

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Б. Л. Пастернак, 1956

Пояснение · ·

25
Задание 15 № 1239

Как в сти­хо­тво­ре­нии О. Э. Ман­дель­шта­ма от­ра­зи­лось свое­об­ра­зие ав­тор­ско­го вос­при­я­тия мира природы?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

На меня нацелилась груша да черёмуха —

Силою рассыпчатой бьёт в меня без промаха.

 

Кисти вместе с звёздами, звёзды вместе с кистями, —

Что за двоевластье там? В чьём соцветьи истина?

 

С цвету ли, с размаха ли — бьёт воздушно-целыми

В воздух, убиваемый кистенями белыми.

 

И двойного запаха сладость неуживчива:

Борется и тянется − смешана, обрывчива.

О. Э. Мандельштам, 1937


26
Задание 15 № 1256

Что, на Ваш взгляд, озна­ча­ет стрем­ле­ние ав­то­ра сти­хо­тво­ре­ния жить и пи­сать «образцово»?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Я счастлива жить образцово и просто —

Как солнце, как маятник, как календарь.

Быть светской пустынницей стройного роста,

Премудрой — как всякая Божия тварь.

 

Знать: дух — мой сподвижник и дух — мой вожатый!

Входить без доклада, как луч и как взгляд.

Жить так, как пишу: образцово и сжато —

Как Бог повелел и друзья не велят.

М. И. Цветаева, 1919


27
Задание 15 № 1358

Каково внут­рен­нее со­сто­я­ние ли­ри­че­ско­го героя, ожи­да­ю­ще­го Пре­крас­ную Даму?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

 

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

А. А. Блок, 1902

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

28
Задание 15 № 1375

Какие чув­ства ли­ри­че­ско­го героя нашли от­ра­же­ние в сти­хо­тво­ре­нии «Памяти матери»?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.

 

 

Памяти матери

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой...

 

 

 

Из песни

— Ты откуда эту песню,

Мать, на старость запасла

Неоткуда — всё оттуда,

Где у матери росла.

 

Всё из той своей родимой

Приднепровской стороны,

Из далёкой-предалёкой

Деревенской старины.

 

Там считалось, что прощалась

Навек с матерью родной,

Если замуж выходила

Девка на берег другой.

 

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой.

 

Давней молодости слёзы,

Не до тех девичьих слёз,

Как иные перевозы

В жизни видеть привелось.

 

Как с земли родного края

Вдаль спровадила пора.

Там текла река другая —

Шире нашего Днепра.

 

В том краю леса темнее,

Зимы дольше и лютей,

Даже снег визжал больнее

Под полозьями саней.

 

Но была, пускай не пета,

Песня в памяти жива.

Были эти на край света

Завезённые слова.

 

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой...

 

Отжитое — пережито,

А с кого какой же спрос?

Да уже неподалёку

И последний перевоз.

 

Перевозчик-водогребщик,

Старичок седой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой.

А. Т. Твардовский, 1965

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.

29
Задание 15 № 1392

Назовите клас­си­че­ский ли­ри­че­ский жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся дан­ное стихотворение.


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.

 

 

Лиличка!

Вместо письма

 

Дым табачный воздух выел.

Комната —

глава в крученыховском аде.

Вспомни —

за этим окном

впервые

руки твои, исступлённый, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День ещё —

выгонишь,

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

дай простимся сейчас.

Всё равно

любовь моя —

тяжкая гиря ведь —

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят —

он уйдёт,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей, мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролёт не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметённый карнавал

растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

В. В. Маяковский, 1916

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 3.

30
Задание 15 № 1409

Почему раз­мыш­ле­ния поэта о про­ща­нии с молодостью, так тра­гич­но зву­ча­щие в стихотворении, за­вер­ша­ют­ся свет­ло и спокойно?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с клёнов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

С. А. Есенин, 1921

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.

31
Задание 15 № 1443

Каково эмо­ци­о­наль­ное со­сто­я­ние ли­ри­че­ской ге­ро­и­ни сти­хо­тво­ре­ния «Я на­учи­лась просто, мудро жить...» и как оно вы­ра­же­но в тексте?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

 

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

 

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

 

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

А. А. Ахматова, 1912

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.

32
Задание 15 № 1477

Каким на­стро­е­ни­ем окра­ше­но ав­тор­ское раз­мыш­ле­ние о бытии в сти­хо­тво­ре­нии «Ночь, улица, фонарь, аптека...»?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

 

Умрёшь — начнёшь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

А. Л. Блок, 1912

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.

33
Задание 15 № 1494

Какие ду­шев­ные от­кры­тия при­нес­ла лю­бовь герою этого стихотворения?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Любить иных — тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

 

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

 

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это — не большая хитрость.

Б. Л. Пастернак, 1931

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.

34
Задание 15 № 1511

Каким чув­ством про­ник­ну­то об­ра­ще­ние поэта к России?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слёзы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А. А. Блок, 1908

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по литературе.

35
Задание 15 № 1528

Почему пред­став­лен­ная по­этом кар­ти­на на­зва­на «милым, глу­пым счастьем»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Вот оно, глупое счастье, С белыми

окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихо закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью берёзы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветёт

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт.

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок...

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!

С. Л. Есенин, 1918

 


36
Задание 15 № 1545

| Каким предстаёт облик рус­ско­го сол­да­та в сти­хо­тво­ре­нии А. Т. Твардовского?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Когда пройдёшь путём колонн

В жару, и в дождь, и в снег,

Тогда поймёшь.

Как сладок сон.

Как радостен ночлег.

 

Когда путём войны пройдёшь,

Ещё поймёшь порой,

Как хлеб хорош

И как хорош

Глоток воды сырой.

 

Когда пройдёшь таким путём

Не день, не два, солдат.

Еще поймёшь.

Как дорог дом,

Как отчий угол свят.

 

Когда — науку всех наук

— В бою постигнешь бой,

— Ещё поймёшь,

Как дорог друг,

Как дорог каждый свой —

 

И про отвагу, долг и честь

Не будешь зря твердить.

Они в тебе,

Какой ты есть,

Каким лишь можешь быть.

 

Таким, с которым, коль дружить

И дружбы не терять,

Как говорится,

Можно жить

И можно умирать.

А. Т. Твардовский, 1943


37
Задание 15 № 1807

Что даёт ос­но­ва­ние от­не­сти сти­хо­тво­ре­ние «Мгновения» к фи­ло­соф­ской лирике?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

 

Мгновения

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймёшь, наверное, —

свистят они,

как пули у виска,

мгновения,

мгновения,

мгновения.

У каждого мгновенья свой резон,

свои колокола,

своя отметина,

Мгновенья раздают — кому позор,

кому бесславье, а кому бессмертие.

Мгновения спрессованы в года,

Мгновения спрессованы в столетия.

И я не понимаю иногда,

где первое мгновенье,

где последнее.

Из крохотных мгновений соткан дождь.

Течёт с небес вода обыкновенная.

И ты порой почти полжизни ждёшь,

когда оно придёт, твоё мгновение.

Придёт оно, большое, как глоток,

глоток воды во время зноя летнего.

А в общем,

надо просто помнить долг

от первого мгновенья

до последнего.

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймёшь, наверное, –

свистят они,

как пули у виска,

мгновения,

мгновения,

мгновения.

(Р. И. Рождественский, 1973)


38
Задание 15 № 1895

Что даёт ос­но­ва­ние от­не­сти сти­хо­тво­ре­ние В. А. Со­ло­ухи­на к фи­ло­соф­ской лирике?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

Безмолвна неба синева,

Деревья в мареве уснули.

Сгорела вешняя трава

В высоком пламени июля.

 

Ещё совсем недавно тут

Туман клубился на рассвете,

Но высох весь глубокий пруд,

По дну пруда гуляет ветер.

 

В степи поодаль есть родник,

Течёт в траве он струйкой ясной,

Весь зной степной к нему приник

И пьёт, и пьёт, но всё напрасно:

 

Ключа студёная вода

Бежит, как и весной бежала.

Неужто он сильней пруда:

Пруд был велик, а этот жалок?

 

Но подожди судить. Кто знает?

Он только с виду мал и тих.

Те воды, что его питают,

Ты видел их? Ты мерил их?

В.А. Солоухин, 1953


39
Задание 15 № 1912

Что даёт ос­но­ва­ние от­не­сти сти­хо­тво­ре­ние Д. Самойлова к фи­ло­соф­ской лирике?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

 

Слова

Красиво падала листва,

Красиво плыли пароходы.

Стояли ясные погоды,

И праздничные торжества

Справлял сентябрь первоначальный,

Задумчивый, но не печальный.

 

И понял я, что в мире нет

Затёртых слов или явлений.

Их существо до самых недр

Взрывает потрясённый гений.

И ветер необыкновенней,

Когда он ветер, а не ветр.

 

Люблю обычные слова,

Как неизведанные страны.

Они понятны лишь сперва,

Потом значенья их туманны.

Их протирают, как стекло,

И в этом наше ремесло.

Д. С. Самойлов, 1961


40
Задание 15 № 1958

Что такое, по Н. М. Рубцову, «чувство родины»?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

Ночь на родине

 

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений!

 

Тихо так, как будто никогда

Здесь крыши сёл не слыхивали грома!

Не встрепенётся ветер у пруда,

И на дворе не зашуршит солома,

 

И редок сонный коростеля крик...

Вернулся я – былое не вернётся!

Ну что же? Пусть хоть это остаётся,

Продлится пусть хотя бы этот миг,

 

Когда души не трогает беда,

И так спокойно двигаются тени,

И тихо так, как будто никогда

Уже не будет в жизни потрясений,

 

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром...

Н. М. Рубцов, 1967


41
Задание 15 № 1975

В чём, по мысли Д. С. Самойлова, за­клю­ча­ет­ся вы­со­кая мис­сия поэта?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

Дай выстрадать стихотворенье!

Дай вышагать его! Потом,

Как потрясённое растенье,

Я буду шелестеть листом.

 

Я только завтра буду мастер,

И только завтра я пойму,

Какое привалило счастье

Глупцу, шуту, бог весть кому, —

 

Большую повесть поколенья

Шептать, нащупывая звук,

Шептать, дрожа от изумленья

И слёзы слизывая с губ.

Д.С. Самойлов, 1968


42
Задание 15 № 1992

Какие нрав­ствен­ные прин­ци­пы ис­по­ве­ду­ет ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния Е. А. Евтушенко?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

ДАЙ БОГ!

Дай бог слепцам глаза вернуть

и спины выпрямить горбатым.

Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,

но быть нельзя чуть-чуть распятым.

 

Дай бог не вляпаться во власть

и не геройствовать подложно,

и быть богатым — но не красть,

конечно, если так возможно.

 

Дай бог быть тёртым калачом,

не сожранным ничьею шайкой,

ни жертвой быть, ни палачом,

ни барином, ни попрошайкой.

 

Дай бог поменьше рваных ран,

когда идёт большая драка.

Дай бог побольше разных стран,

не потеряв своей, однако.

 

Дай бог, чтобы твоя страна

тебя не пнула сапожищем.

Дай бог, чтобы твоя жена

тебя любила даже нищим.

 

Дай бог лжецам замкнуть уста,

глас божий слыша в детском крике.

Дай бог живым узреть Христа,

пусть не в мужском, так в женском лике.

 

Не крест — бескрестье мы несём,

а как сгибаемся убого.

Чтоб не извериться во всем,

Дай бог ну хоть немного Бога!

 

Дай бог всего, всего, всего

и сразу всем — чтоб не обидно...

Дай бог всего, но лишь того,

за что потом не станет стыдно.

Е. А. Евтушенко, 1996


43
Задание 15 № 2009

Что, по мысли В. С. Высоцкого, в дей­стви­тель­но­сти пред­опре­де­ля­ет тра­гизм судеб поэтов?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

О фатальных датах и цифрах

 

Кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт,

А если в точный срок, — так в полной мере.

На цифре 26 один шагнул под пистолет,

Другой же — в петлю слазил в «Англетере».

 

А в тридцать три Христу... (Он был поэт, он говорил:

«Да не убий!» Убьёшь — везде найду, мол.)

Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,

Чтоб не писал и чтобы меньше думал.

 

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, —

Вот и сейчас — как холодом подуло:

Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль

И Маяковский лёг виском на дуло.

 

Задержимся на цифре 37! Коварен бог —

Ребром вопрос поставил: или — или!

На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,

А нынешние — как-то проскочили.

 

Дуэль не состоялась или — перенесена,

А в тридцать три распяли, но — не сильно,

А в тридцать семь — не кровь, да что там кровь! — и седина

Испачкала виски не так обильно.

 

«Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа?»

Терпенье, психопаты и кликуши!

Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души.

 

На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е», —

Укоротить поэта! — вывод ясен, —

И нож в него! — но счастлив он висеть на острие,

Зарезанный за то, что был опасен!

 

Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, —

Томитесь, как наложницы в гареме:

Срок жизни увеличился — и, может быть, концы

Поэтов отодвинулись на время!

В. С. Высоцкий, 1971


44
Задание 15 № 2026

Что даёт ос­но­ва­ние от­не­сти сти­хо­тво­ре­ние Н. М. Руб­цо­ва «Зимняя песня» к фи­ло­соф­ской поэзии?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

Зимняя песня

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звёздами нежно украшена

Тихая зимняя ночь.

 

Светятся тихие, светятся чудные,

Слышится шум полыньи...

Были пути мои трудные, трудные.

Где ж вы, печали мои?

 

Скромная девушка мне улыбается,

Сам я улыбчив и рад!

Трудное, трудное — всё забывается,

Светлые звёзды горят!

 

— Кто мне сказал, что во мгле заметеленной

Глохнет покинутый луг?

Кто мне сказал, что надежды потеряны?

Кто это выдумал, друг?

 

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звёздами нежно украшена

Тихая зимняя ночь...

Н. М. Рубцов, 1965

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.

45
Задание 15 № 2165

Почему ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния стре­мит­ся стать ча­стью природы?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

Доволен я буквально всем!

На животе лежу и ем.

Бруснику, спелую бруснику!

Пугаю ящериц на пне,

Потом валяюсь на спине,

Внимая жалобному крику

Болотной птицы...

Надо мной

Между берёзой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут, как мысли, облака,

Внизу волнуется река,

Как чувство радости беспечной...

Я так люблю осенний лес,

Над ним – сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой весёлый свист,

Но, превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: — Я был в лесу листом!

Сказать: — Я был в лесу дождём!

Поверьте мне: я чист душою...

Н. М. Рубцов, 1971

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервный день. Ва­ри­ант 201.

46
Задание 15 № 2170

В чём смысл на­зва­ния сти­хо­тво­ре­ния Б. А. Ахмадулиной?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

СВЕЧА

Всего-то — чтоб была свеча,

свеча простая, восковая,

и старомодность вековая

так станет в памяти свежа.

 

И поспешит твоё перо

к той грамоте витиеватой,

разумной и замысловатой,

и ляжет на душу добро.

 

Уже ты мыслишь о друзьях

всё чаще, способом старинным,

и сталактитом стеаринным

займёшься с нежностью в глазах.

 

И Пушкин ласково глядит,

и ночь прошла, и гаснут свечи,

и нежный вкус родимой речи

так чисто губы холодит.

Б. А. Ахмадулина, 1960

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервный день. Ва­ри­ант 202.

47
Задание 15 № 2187

Что даёт ос­но­ва­ние от­не­сти сти­хо­тво­ре­ние М. И. Цве­та­е­вой к фи­ло­соф­ской лирике?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

Пусть не помнят юные

О согбенной старости.

Пусть не помнят старые

О блаженной юности.

 

Все уносят волны.

Море — не твое.

На людские головы

Лейся, забытье!

Пешеход морщинистый,

Не любуйся парусом!

Ах, не надо юностью

Любоваться — старости!

 

Кто в песок, кто — в школу.

Каждому свое.

На людские головы

Лейся, забытье!

 

Не учись у старости,

Юность златорунная!

Старость — дело темное,

Темное, безумное.

... На людские головы

Лейся, забытье!

М. И. Цветаева, 1918

Источник: РЕШУ ЕГЭ — Пред­эк­за­ме­на­ци­он­ная ра­бо­та 2014 по литературе.

48
Задание 15 № 2409

Почему поэт так до­ро­жит «своим ду­шев­ным равновесьем»?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

 

 

***

 

Когда я мрачен или весел,

Я ничего не напишу.

Своим душевным равновесьем,

Признаться стыдно, дорожу.

 

Пускай, кто думает иначе,

К столу бежит, а не идёт,

И там безумствует, и плачет,

И на себе рубашку рвёт.

 

А я домой с вечерних улиц

Не тороплюсь, не тороплюсь.

Уравновешенный безумец,

Того мгновения дождусь,

 

Когда большие гири горя,

Тоски и тяжести земной,

С моей душой уже не споря,

Замрут на линии одной.

(А. С. Кушнер, 1962)


49
Задание 15 № 2426

Каким на­стро­е­ни­ем про­ник­ну­то сти­хо­тво­ре­ние К. Я. Ван­шен­ки­на о зим­нем лесе?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

 

 

Вл. Соколову

 

Зимний лес! От края и до края

Он застыл смолистою стеной,

Сердце беспокойное смущая

Неправдоподобной тишиной.

 

Он меня гнетёт своим величьем,

Полным отрешеньем от всего

И высокомерным безразличьем

К жизни за пределами его.

 

Будто нет весёлого сиянья

Городов, затерянных вдали,

Будто нет ни счастья, ни страданья,

Будто нет вращения Земли.

 

Лишь порой взлетает ворон круто,

Потревожив царственную ель,

И бушует целую минуту

Маленькая тихая метель.

(К. Я. Ваншенкин, 1955))


50
Задание 15 № 2460

Какую «часть» себя остав­ля­ет ли­ри­че­ский герой в опу­сте­лом доме?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

 

 

В этом доме опустелом

Лишь подобье тишины.

Тень, оставленная телом,

Бродит зыбко вдоль стены.

 

Чуть струится в длинных шторах

Дух тепла – бродячий дух.

Переходит в скрип и шорох

Недосказанное вслух.

 

И спохватишься порою,

И найдёшь в своей судьбе:

Будто всё твоё с тобою,

Да не весь ты при себе.

 

Время сердца не обманет:

Где ни странствуй, отлучась,

Лишь сильней к себе потянет

Та, оставленная, часть.

 

(А. Т. Прасолов, 1968))


51
Задание 15 № 2760

Почему в стихотворении С.А. Есенина родина названа «кроткой»?


 

РУСЬ


Ах, поля мои, борозды милые,

Хороши вы в печали своей!

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.


Припаду к лапоточкам берестяным,

Мир вам, грабли, коса и соха!

Я гадаю по взорам невестиным

На войне о судьбе жениха.


Помирился я с мыслями слабыми,

Хоть бы стать мне кустом у воды.

Я хочу верить в лучшее с бабами,

Тепля свечку вечерней звезды.


Разгадал я их думы несметные,

Не спугнёт их ни гром и ни тьма.

За сохою под песни заветные

Не причудится смерть и тюрьма.


Они верили в эти каракули,

Выводимые с тяжким трудом,

И от счастья и радости плакали,

Как в засуху над первым дождём.


А за думой разлуки с родимыми

В мягких травах, под бусами рос,

Им мерещился в далях за дымами

Над лугами весёлый покос.


Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

 

(С. А. Есенин, 1914)

 

 

 


52
Задание 15 № 2762

В чём заключается сложность и противоречивость отношения героини к возлюбленному? (По стихотворению М. И. Цветаевой)


 

* * *

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной —

Распущенной — и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.


Мне нравится ещё, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное моё, мой нежный, не

Упоминаете ни днём, ни ночью — всуе…

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!


Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня — не зная сами! —

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами, –

За то, что вы больны — увы! — не мной,

За то, что я больна — увы! — не вами!

(М. И. Цветаева, 1915)

 

 

 


53
Задание 15 № 2991

Каким предстаёт образ лирического героя в стихотворении В.В. Маякоского «Нате!»?


Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после текста

 

 

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.

 

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

 

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

 

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот.

В. Маяковский, 1913

Источник: РЕШУ ЕГЭ

54
Задание 15 № 3003

Какой рисуется природа в стихотворении Н. Заболоцкого «Сентябрь»?


Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

 

 

Сентябрь

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

 

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

 

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

Н. Заболоцкий, 1957

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пройти тестирование по этим заданиям