СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
Литература
Cайты, меню, вход, новости


Каталог заданий.
Ли­те­ра­ту­ра второй по­ло­ви­ны XIX века

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 7 № 5903

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Движущей силой действия в художественном произведении является _________. Базаров и Павел Петрович Кирсанов являются ___________ по своим взглядам, образу жизни.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Базаров помолчал.

— Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, — проговорил он с расстановкой, — тогда я изменю своё мнение о самом себе. Ненавидеть! Да вот, например, ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, — она такая славная, белая, — вот, сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать... А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?

— Полно, Евгений... послушать тебя сегодня, поневоле согласишься с теми, которые упрекают нас в отсутствии принципов.

— Ты говоришь, как твой дядя. Принципов вообще нет — ты об этом не догадался до сих пор! — а есть ощущения. Всё от них зависит.

— Как так?

— Да так же. Например, я: я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения. Это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу.

— Что ж? и честность — ощущение?

— Ещё бы!

— Евгений! — начал печальным голосом Аркадий.

— А? что? не по вкусу? — перебил Базаров. — Нет, брат! Решился всё косить — валяй и себя по ногам!.. Однако мы довольно философствовали. «Природа навевает молчание сна», — сказал Пушкин.

— Никогда он ничего подобного не сказал, — промолвил Аркадий.

— Ну, не сказал, так мог и должен был сказать, в качестве поэта. Кстати, он, должно быть, в военной службе служил.

— Пушкин никогда не был военным!

— Помилуй, у него на каждой странице: на бой, на бой! за честь России!

— Что ты это за небылицы выдумываешь! Ведь это клевета наконец.

— Клевета? Эка важность! Вот вздумал каким словом испугать! Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.

— Давай лучше спать! — с досадой проговорил Аркадий.

— С величайшим удовольствием, — ответил Базаров.

Но ни тому, ни другому не спалось. Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча.

— Посмотри, — сказал вдруг Аркадий, — сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полётом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мёртвое — сходно с самым весёлым и живым.

— О друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул Базаров, — об одном прошу тебя: не говори красиво.

— Я говорю, как умею... Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего её не высказать?

— Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво неприлично.

— Что же прилично? Ругаться?

— Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

— Как ты назвал Павла Петровича?

— Я его назвал, как следует, — идиотом.

— Это, однако, нестерпимо! — воскликнул Аркадий.

— Ага! родственное чувство заговорило, — спокойно промолвил Базаров. — Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадёт, вор, — это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой — и не гений... возможно ли это?

— Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, — возразил запальчиво Аркадий. — Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нём.

— Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, — преклоняюсь и умолкаю.

— Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся.

— Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько — до положения риз, до истребления.

— Но ведь этак, пожалуй, мы кончим тем...

— Что подерёмся? — подхватил Базаров. — Что ж? Здесь, на сене, в такой идиллической обстановке, вдали от света и людских взоров — ничего. Но ты со мной не сладишь. Я тебя сейчас схвачу за горло...

Базаров растопырил свои длинные и жёсткие пальцы... Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться... Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость...

 

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

1
Задание 1 № 1344

К какому роду литературы относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

2
Задание 2 № 1345

Укажите жанр названного произведения И. С. Тургенева.

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

3
Задание 3 № 1346

Назовите средство характеристики героя, строящееся на описании его внешнего облика: «Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость».

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

4
Задание 4 № 1347

Установите соответствие между персонажами и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ   ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) Евгений Базаров

Б) Аркадий Кирсанов

B) Павел Петрович

 

1) «мякенький, либеральный барич»

2) «самоломаный»

3) «добрый малый, но ... человек отставной»

4) «самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен»

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ
   
Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

5
Задание 5 № 1348

Как называлась система взглядов «новых людей», основанная на отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

6
Задание 6 № 1349

Как называется использованная в данном фрагменте форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

7
Задания Д7 № 1350

Герои спорят о различных вещах, придерживаясь разных точек зрения. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов.

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

8
Задание 8 № 1356

Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущность их характеров?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

9
Задание 9 № 1357

В каких произведениях русских писателей XIX века герои полемизируют друг с другом и в чём их споры можно сопоставить со спором Базарова и Аркадия?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

2
Задание 7 № 5904

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Описание мыслей Андрея Болконского обозначается в литературе термином «_________ _____». В размышлениях князя содержится ____________ вопрос, не требующий ответа: «Но кому скажу я это?»


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему.

Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нём ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.

Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:

— Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин. — И он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.

На лице его было сиянье самодовольства и счастия.

Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.

Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.

«Хорошо бы это было, — подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, — хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после неё там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!.. Но кому я скажу это? Или сила — неопределённая, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, — великое всё или ничего, — говорил он сам себе, — или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладанке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»

Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усиливалось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо — составляли главное основание его горячечных представлений.

Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение.

 

Л. Н. Толстой «Война и мир»

1
Задание 1 № 1446

К какому литературному жанру принадлежит «Война и мир»?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

2
Задание 2 № 1447

Назовите имя и фамилию старого князя — владельца усадьбы Лысые Горы.

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

3
Задание 3 № 1448

Как называется литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Войне и мире»?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.

4
Задание 4 № 1449

Установите соответствие между персонажами «Войны и мира» и связанными с ними сюжетными ситуациями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ   СЮЖЕТНЫЕ СИТУАЦИИ

A) князь Андрей

Б) Пьер

B) Элен

 

1) вынашивает план покушения на Наполеона

2) организует «профранцузский» кружок

3) разочаровывается в Наполеоне, оставив идею «своего Тулона»

4) участвует в переговорах с Наполеоном

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ
   
Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.

5
Задание 5 № 1450

Фраза «Хорошо бы это было... ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье» является началом высказывания князя Андрея, обращённого к самому себе и не произнесённого вслух. Как называется использованный здесь приём?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.

6
Задание 6 № 1451

Как называется приём противопоставления в художественном произведении («ничтожный» Наполеон и «высокое небо»)?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.

7
Задания Д7 № 1452

Как называется вопрос, не требующий ответа: «Но кому скажу я это?»

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.

8
Задание 8 № 1458

Почему данный эпизод в судьбе князя Андрея можно назвать поворотным?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.

9
Задание 9 № 1459

Какие герои русской литературы, подобно князю Андрею, изменяли свои взгляды на жизнь после перенесённых душевных потрясений и в чём этих героев можно сопоставить с Андреем Болконским?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.

3
Задание 7 № 5905

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Обмениваясь репликами, в начале отрывка герои ведут ______. Когда входит Прокофьич, представить его образ читателю помогает составленный автором ______.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.

— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?

— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.

 

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

1
Задание 1 № 1497

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И. С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по литературе.

2
Задание 2 № 1498

К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по литературе.

3
Задание 3 № 1499

Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)?

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по литературе.

4
Задание 4 № 1500

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
A) Евгений Базаров1) получает ранение на дуэли
Б) Николай Кирсанов                            2) женится на сестре Одинцовой
В) Павел Кирсанов3) умирает от тяжёлой болезни
4) делает Фенечку законной женой

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ
   
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по литературе.

5
Задание 5 № 1501

Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по литературе.

6
Задание 6 № 1502

Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по литературе.

7
Задания Д7 № 1503

В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по литературе.

8
Задание 8 № 1509

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по литературе.

9
Задание 9 № 1510

В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно с опоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по литературе.

4
Задание 7 № 5906

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Изображая Глупов и глуповцев, автор прибегает к _______ . Этот вид комического основан на уничтожающей критике пороков современного общества. Излюбленным приемом Салтыкова-Щедрина в этом изображении становится ______.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

Наконец и для них настал черёд встать перед ясные очи его княжеской светлости.

— Что вы за люди? и зачем ко мне пожаловали? — обратился к ним

князь.

— Мы головотяпы! нет нас народа храбрее, — начали было головотяпы, но вдруг смутились.

— Слыхал, господа головотяпы! — усмехнулся князь («и таково ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!» — замечает летописец), — весьма слыхал! И о том знаю, как вы рака с колокольным звоном встречали — довольно знаю! Об одном не знаю, зачем же ко мне-то вы пожаловали?

— А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж себя убивств чинили, много друг дружке разорений и наругательств делали, а всё правды у нас нет. Иди и володей нами!

— А у кого, спрошу вас, вы допрежь сего из князей, братьев моих, с поклоном были?

— А были мы у одного князя глупого, да у другого князя глупого ж — и те володеть нами не похотели!

— Ладно. Володеть вами я желаю, — сказал князь, — а чтоб идти к вам жить — не пойду! Потому вы живёте звериным обычаем: с беспробного золота пенки снимаете, снох портите! А вот посылаю к вам, заместо себя, самого этого новотора-вора: пущай он вами дома правит, а я отсель и им и вами помыкать буду!

Понурили головотяпы головы и сказали:

— Так!

— И будете вы платить мне дани многие, — продолжал князь, — у кого овца ярку принесёт, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть мне отдай, другую мне же, третью опять мне, а четвёртую себе оставь. Когда же пойду на войну — и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет!

— Так! — отвечали головотяпы.

— И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех — казнить.

— Так! — отвечали головотяпы.

— А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами.

— Так! — отвечали головотяпы.

Затем приказал князь обнести послов водкою да одарить по пирогу, да по платку алому, и, обложив данями многими, отпустил от себя с честию.

Шли головотяпы домой и воздыхали. «Воздыхали не ослабляючи, вопияли сильно!» — свидетельствует летописец. «Вот она, княжеская правда какова!» — говорили они. И еще говорили: «Такали мы, такали, да и протакали!» <...>

Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. «Так и процвела сия древняя отрасль», — прибавляет летописец.

 

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

1
Задание 1 № 1514

Укажите жанр, к которому обычно относят произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

2
Задание 2 № 1515

Большую часть фрагмента занимает беседа князя с головотяпами. Как называется форма общения персонажей, основанная на обмене репликами?


3
Задание 3 № 1516

Комментарий летописца несёт в себе скрытую авторскую насмешку. Каким термином она обозначается?


4
Задание 4 № 1517

Установите соответствие между тремя персонажами М. Е. Салтыкова-Щедрина и произведениями, в которых они фигурируют. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

 

 

ПЕРСОНАЖИПРОИЗВЕДЕНИЯ
A) Урус-Кучум-Кильдибаев      1) «История одного города»
Б) Старик-рыбак2) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
В) Угрюм-Бурчеев3) «Премудрый пискарь»
4) «Дикий помещик»

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ
   

5
Задание 5 № 1518

Описывая встречу головотяпов с князем, автор многократно использует некоторые слова (например, слово «так»). Как называется данный приём?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

6
Задание 6 № 1519

Укажите должность многочисленных «хозяев», впоследствии управлявших Глуповым.


7
Задания Д7 № 1520

Изображая Глупов и глуповцев, автор прибегает к виду комического, основанному на уничтожающей критике пороков современного общества. Укажите термин, который обозначает этот вид комического.


8
Задание 8 № 1526

Почему описанную во фрагменте сцен — можно назвать трагикомической?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

9
Задание 9 № 1527

В каких произведениях русской литературы раскрываются взаимоотношения народа и власти и в чём эти произведения созвучны «Истории одного города»?


5
Задание 7 № 5907

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Дикой и Кабанова являются хранителями и оплотом «______ _____». Между ними и представителями молодого поколения возникает ___________.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Кабанова. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

 

Феклуша уходит.

 

Пойдём в покои!

Дикой. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?

Дикой. Ещё с утра с самого.Кабанова.Должно быть, денег просили.

Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова. Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому — только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой. Как так нарочно?

Кабанова. Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

 

Глаша входит.

Кабанова. Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова. Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой. Пожалуй.

Кабанова. Милости просим! (Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

 

А.Н. Островский «Гроза»

1
Задание 1 № 1881

Укажите авторское определение жанра пьесы А. Н. Островского «Гроза».

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

2
Задание 2 № 1882

Фамилия Дикого несёт в себе определённую образно-смысловую нагрузку и является средством характеристики персонажа. Как называются подобные фамилии?


3
Задание 3 № 1883

В приведённой сцене герои беседуют друг с другом, обмениваясь репликами. Укажите термин, которым обозначается данная форма общения между персонажами художественного произведения.


4
Задание 4 № 1884

Установите соответствие между тремя персонажами «Грозы» и родом их занятий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

 

ПЕРСОНАЖИ   РОД ЗАНЯТИЙ

А) Дикой

Б) Кудряш

В) Кулигин

 

1) часовщик-самоучка

2) конторщик

3) купец

4) лакей

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ
   

5
Задание 5 № 1885

В приведённой сцене фигурирует Глаша — девка в доме Кабановой. Каким термином обозначается персонаж второго ряда, изредка появляющийся на сцене?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

6
Задание 6 № 1886

Как называются авторские пояснения и замечания по ходу действия («Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним»)?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

7
Задания Д7 № 1887

Взаимоотношения Дикого с окружающими людьми часто носят характер столкновения, непримиримого противостояния. Укажите термин, которым оно обозначается.


8
Задание 8 № 1893

Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова?


9
Задание 9 № 1894

В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?


Пройти тестирование по этим заданиям