СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Ли­те­ра­ту­ра XVIII века и первой половины XIX века

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 10 № 76

Укажите клас­си­че­ский ли­ри­че­ский жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пуш­ки­на «Поэту».


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

ПОЭТУ

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

А. С. Пушкин, 1830

1
Задание 11 № 77

Как на­зы­ва­ет­ся троп, в ос­но­ве ко­то­ро­го — пе­ре­нос свойств одних пред­ме­тов или яв­ле­ний на дру­гие («похвал... ми­нут­ный шум»)?


2
Задание 12 № 78

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, за­клю­ча­ю­щий­ся в со­сед­стве оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке («Ты сам свой выс­ший суд»)?


3
Задание 13 № 79

Укажите на­зва­ние сред­ства ху­до­же­ствен­ной изобразительности, пред­став­ля­ю­ще­го собой об­раз­ное опре­де­ле­ние (например: «толпы холодной»).


4
Задание 14 № 80

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но пуш­кин­ское сти­хо­тво­ре­ние «Поэту»?


5
Задание 15 № 83

Что имеет в виду ли­ри­че­ский герой стихотворения, при­зы­вая поэта «не до­ро­жить лю­бо­вию народной»?


6
Задание 16 № 84

Кто из рус­ских ли­ри­ков об­ра­щал­ся к теме вы­со­ко­го на­зна­че­ния поэта и в чём их про­из­ве­де­ния со­звуч­ны пуш­кин­ско­му сти­хо­тво­ре­нию «Поэту»?


2
Задание 10 № 94

Назовите сред­ство ху­до­же­ствен­ной выразительности, к ко­то­ро­му не­од­но­крат­но при­бе­га­ет А. А. Ах­ма­то­ва в своём сти­хо­тво­ре­нии («край глухой и грешный», «чёрный стыд» и т. п.).


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

...Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

А. А. Ахматова, 1917

1
Задание 11 № 95

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся оди­на­ко­вое на­ча­ло смеж­ных строк в ли­ри­че­ском про­из­ве­де­нии (Оставь свой край глу­хой и грешный, / Оставь Рос­сию навсегда)?


2
Задание 12 № 96

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха (Не осквер­нил­ся скорб­ный дух)?


3
Задание 13 № 97

Укажите термин, обо­зна­ча­ю­щий со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (утешно — грешный; сюда — навсегда).


4
Задание 14 № 98

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. А. Ах­ма­то­вой «...Мне голос был. Он звал утешно...»?


5
Задание 15 № 101

Каким пред­ста­ет внут­рен­ний облик ли­ри­че­ской ге­ро­и­ни в сти­хо­тво­ре­нии А. А. Ах­ма­то­вой «...Мне голос был. Он звал утешно...»?


6
Задание 16 № 102

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся в своём твор­че­стве к пат­ри­о­ти­че­ской теме и что сбли­жа­ет их про­из­ве­де­ния со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Ахматовой?


3
Задание 10 № 111

Назовите ли­ри­че­ский жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся приведённое сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пушкина.


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

И. И. Пущину

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

А С. Пушкин, 1826

1
Задание 11 № 112

Назовите сред­ство ху­до­же­ствен­ной выразительности, к ко­то­ро­му не­од­но­крат­но при­бе­га­ет автор сти­хо­тво­ре­ния («друг бесценный», «ясных дней»).


2
Задание 12 № 113

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха («Печальным сне­гом занесённый»)?

Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задание 13 № 114

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние оди­на­ко­вых слов в на­ча­ле сти­хо­твор­ных строк:

Да голос мой душе твоей

Да оза­рит он за­то­че­нье


4
Задание 14 № 115

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пуш­ки­на «И. И. Пущину»?


5
Задание 15 № 118

Как в сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пуш­ки­на пе­ре­да­на мысль о «бесценности» под­лин­ной дружбы?


6
Задание 16 № 119

Кто из рус­ских пи­са­те­лей об­ра­щал­ся в своём твор­че­стве к теме друж­бы и что сбли­жа­ет их про­из­ве­де­ния со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. С. Пушкина?

Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 10 № 145

Три стро­фы сти­хо­тво­ре­ния на­чи­на­ют­ся одним и тем же словом. Как на­зы­ва­ет­ся такое ху­до­же­ствен­ное средство?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

А. А. Фет, 1843

1
Задание 11 № 146

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся оду­шев­ле­ние природы, её «очеловечивание» в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии («...лес проснулся...»).


2
Задание 12 № 147

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха и свя­зан­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков («на меня ве­се­льем веет»)?


3
Задание 13 № 148

Укажите на­зва­ние со­зву­чия кон­цов сти­хо­твор­ных строк, иг­ра­ю­ще­го важ­ную роль в ор­га­ни­за­ции стиха (страстью — счастью; снова — го­то­ва и т.п.).


4
Задание 14 № 149

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. А. Фета?

Пояснение · · Видеокурс ·

5
Задание 15 № 152

К какой те­ма­ти­че­ской раз­но­вид­но­сти ли­ри­ки можно от­не­сти приведённое сти­хо­тво­ре­ние А. А. Фета и почему?

Пояснение · · Видеокурс ·

6
Задание 16 № 153

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся в своей ли­ри­ке к сход­ным мо­ти­вам и в чём их про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Фета?


5
Задание 10 № 587

 

В на­ча­ле сти­хо­тво­ре­ния да­ет­ся опи­са­ние пустыни. Как на­зы­ва­ет­ся по­доб­ное опи­са­ние в ху­до­же­ствен­ном произведении?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Анчар

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

 

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

 

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою. 

 

К нему и птица не летит

И тигр нейдет — лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

 

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

 

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

 

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

 

Принес — и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

 

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

A. C. Пушкин, 1828

1
Задание 11 № 588

Какой прием ис­поль­зу­ет поэт в фразе «Анчар, как гроз­ный часовой, стоит...»?


2
Задание 12 № 589

Как на­зы­ва­ет­ся об­раз­ное определение, слу­жа­щее сред­ством ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти («вихорь черный», «песок горючий» и т. п.)?


3
Задание 13 № 590

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приема, при­да­ю­ще­го стиху осо­бую зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность («И тот по­слуш­но в путь потек»).


4
Задание 14 № 591

Укажите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А.С. Пуш­ки­на «Анчар» (ответ дайте в име­ни­тель­ном па­де­же без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

Пояснение · · Видеокурс ·

5
Задание 15 № 594

Как в пуш­кин­ском сти­хо­тво­ре­нии со­от­но­сят­ся два со­дер­жа­тель­ных пла­ста — опи­са­ние ан­ча­ра и рас­сказ о ги­бе­ли раба?


6
Задание 16 № 595

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной ли­ри­ки мир при­ро­ды срав­ни­ва­ет­ся с миром че­ло­ве­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний и в чем эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ским «Анчаром»?


Пройти тестирование по этим заданиям