литература
Информатика
Русский язык
Английский язык
Немецкий язык
Французcкий язык
Испанский язык
Физика
Химия
Биология
География
Обществознание
Литература
История
сайты - меню - вход - новости




Каталог заданий.
Ли­те­ра­ту­ра XX века
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 13 № 11

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в четвёртой стро­фе дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

 

1) гипербола

2) инверсия

3) ирония

4) эпитет

5) звукопись


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А. А. Блок, 1908


2
Задание 13 № 28

Текст сти­хо­тво­ре­ния де­лит­ся на двустишия, каж­дое из ко­то­рых со­дер­жит за­кон­чен­ную мысль. Ука­жи­те термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют эле­мен­ты смыс­ло­во­го чле­не­ния сти­хо­твор­но­го текста, объединённые общей риф­мов­кой и пред­став­ля­ю­щие собой ритмико-синтаксическое целое.


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойкой.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

С. А. Есенин, 1925


3
Задание 13 № 45

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк, иг­ра­ю­щее важ­ную ор­га­ни­зу­ю­щую роль в стихе (непробудной — чудной; мглой — бо­е­вой и т. п.)?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

На поле Куликовом

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

А. А. Блок, 1908


4
Задание 13 № 97

Укажите термин, обо­зна­ча­ю­щий со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (утешно — грешный; сюда — навсегда).


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

...Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

А. А. Ахматова, 1917


5
Задание 13 № 131

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют­ся об­раз­ные определения, яв­ля­ю­щи­е­ся ча­стью ав­тор­ской си­сте­мы изобразительно-выразительных средств (например, «их па­мя­ти святой»).


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

Есть имена и есть такие даты, —

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты, —

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

А. Т. Твардовский, 1966


6
Задание 13 № 165

В сти­хо­тво­ре­нии много противопоставлений, ха­рак­тер­ных для по­э­ти­ки М. И. Цве­та­е­вой (чужбина — родина; даль — близь). Ука­жи­те термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся этот приём


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Родина

О, неподатливый язык!

Чего бы попросту — мужик,

Пойми, певал и до меня:

«Россия, родина моя!»

Но и с калужского холма

Мне открывалася она —

Даль, тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирождённая, как боль,

Настолько родина и столь —

Рок, что повсюду, через всю

Даль — всю её с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись Домой!»

Со всех — до горних звезд —

Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,

Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля —

Гордыня, родина моя!

М. И. Цветаева, 1932


7
Задание 13 № 182

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся троп, ос­но­ван­ный на пе­ре­но­се свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на дру­гие («любовь пространства», «будущего зов»).


Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

 

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

 

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак, 1956


8
Задание 13 № 522

Из при­ве­ден­но­го ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приемов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в чет­вер­той стро­фе дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (укажите их но­ме­ра в по­ряд­ке возрастания).

 

1) гипербола

2) инверсия

3) ирония

4) эпитет

5) звукопись


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А. А. Блок, 1908

Источник: Демонстрационная вер­сия ЕГЭ—2013 по литературе.

9
Задание 13 № 539

Как на­зы­ва­ет­ся об­раз­ное определение, слу­жа­щее сред­ством ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти («на земле угрюмой»)?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

 

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать. 

 

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

 

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

 

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

 

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

 

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

 

Знаю я, что в-той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924


10
Задание 13 № 556

Назовите прием оду­хо­тво­ре­ния яв­ле­ний природы, при­шед­ший из фольк­лор­ной тра­ди­ции («И вихрь, сви­стя­щий в голых прутьях,/ поет пре­да­нье старины»).


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

 

 

Русь

Ты и во сне необычайна. Твоей

одежды не коснусь. Дремлю — и за

дремотой тайна, И в тайне — ты

почиешь, Русь.

 

Русь, опоясана реками И дебрями

окружена, С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

 

Где разноликие народы Из края в

край, из дола в дол Ведут ночные

хороводы Под заревом горящих сел.

 

Где ведуны с ворожеями Чаруют

злаки на полях, И ведьмы тешатся с

чертями В дорожных снеговых

столбах.

 

Где буйно заметает вьюга До крыши

— утлое жилье, И девушка на злого

друга Под снегом точит лезвее.

 

Где все пути и все распутья Живой клюкой

измождены, И вихрь, свистящий в голых

прутьях, Поет преданья старины...

 

Так — я узнал в моей дремоте Страны

родимой нищету, И в лоскутах ее

лохмотий Души скрываю наготу.

 

Тропу печальную, ночную Я до

погоста протоптал, И там, на

кладбище ночуя, Подолгу песни

распевал.

 

И сам не понял, не измерил, Кому я

песни посвятил, 

В какого бога страстно верил, Какую

девушку любил.

 

Живую душу укачала, Русь, на

своих просторах, ты, И вот — она

не запятнала Первоначальной

чистоты.

 

Дремлю — и за дремотой тайна, И в

тайне почивает Русь, Она и в снах

необычайна. Ее одежды не коснусь.

A. Л. Блок, 1906


11
Задание 13 № 573

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приема, ос­но­ван­но­го на по­вто­ре­нии одинако¬вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке («А я се­реб­рюсь и сверкаю!»).


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

Кто создан из камня, кто создан из глины,

— А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

 

Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и надгробные плиты...

— В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!

 

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти? —

Земною не сделаешь солью.

 

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!

М. Л. Цветаева, 1920


12
Задание 13 № 607

Философское сти­хо­тво­ре­ние Б. Л. Па­стер­на­ка за­вер­ша­ет­ся строкой, яв­ля­ю­щей­ся афо­ри­стич­ным на­род­ным изречением. Как на­зы­ва­ют такое изречение?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

 

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси. 

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

 

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

 

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Б. Л. Пастернак, 1946


13
Задание 13 № 641

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский прием, ос­но­ван­ный на по­вто­ре­нии оди­на­ко­вых глас­ных зву­ков в стро­ке («В мер­ца­ньи крас­ных лампад»)?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

 

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

 

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

А. А. Блок, 1902


14
Задание 13 № 658

Как на­зы­ва­ет­ся сред­ство ху­до­же­ствен­ной выразительности, ос­но­ван­ное на пе­ре­но­се свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на дру­гие («пламень уст», «половодье чувств»)?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

C. A. Есенин, 1921


15
Задание 13 № 736

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в за­клю­чи­тель­ных стро­ках дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния — на­чи­ная со слов «Завтра забудешь...» (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

 

1) сарказм

2) инверсия

3) литота

4) эпитет

5) метафора


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Лиличка!

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.

Комната —

глава в крученыховском аде.

Вспомни —

за этим окном

впервые

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День еще —

выгонишь,

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

давай простимся сейчас.

Все равно

любовь моя —

тяжкая гиря ведь —

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят —

он уйдет,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

В. В. Маяковский, 1916


16
Задание 13 № 788

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в шестой-седьмой стро­фах дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

 

1) метафора

2) гипербола

3) сравнение

4) эпитет

5) анафора


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

Песнь о собаке

 

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

 

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

 

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок. 

 

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

 

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

 

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

 

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

С. А. Есенин, 1915


17
Задание 13 № 805

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в четвёртой стро­фе дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

 

1) метафора

2) оксюморон

3) ирония

4) эпитет

5) анафора


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

В горнице моей светло —

Это от ночной звезды,

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды.

 

Красные цветы мои

В садике завяли все,

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

 

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день:

 

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе.

Н. М. Рубцов, 1965

Пояснение · ·

18
Задание 13 № 959

Как на­зы­ва­ет­ся поэтический прием сопоставления, упо­доб­ле­ния двух пред­ме­тов или яв­ле­ний с целью более яркого, об­раз­но­го раскрытия свойств одного из них («сквозь от­вер­стие облака, как сквозь арку из ка­мен­ных плит», «словно девушка, вспыхнув, оре­ши­на засияла», «золотой, как огонь»)?


Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

 

 

Сентябрь

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

 

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

 

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

Н. Заболоцкий, 1957

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 5.

19
Задание 13 № 1044

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в тре­тьей стро­фе сти­хо­тво­ре­ния (номера ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

 

1) эпи­тет

2) ги­пер­бо­ла

3) инверсия

4) сравнение

5) ассонанс


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Рождённые в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота — то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то.

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьётся с криком вороньё, —

Те, кто достойней. Боже, Боже,

Да узрят царствие твоё!

А. А. Блок, 1914

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по ли­те­ра­ту­ре 29.10.2012 ва­ри­ант 1.
Пояснение · ·

20
Задание 13 № 1133

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в стихотворении. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и запятых.

 

1) метафора

2) сравнение

3) анафора

4) ирония

5) аллитерация


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

К ответу!

Гремит и гремит войны барабан.

Зовёт железо в живых втыкать.

Из каждой страны

за рабом раба

бросают на сталь штыка.

За что?

Дрожит земля

голодна,

раздета.

Выпарили человечество кровавой баней

только для того, чтоб кто-то

где-то

разжился Албанией.

Сцепилась злость человечьих свор,

падает на мир за ударом удар

только для того,

чтоб бесплатно

Босфор

проходили чьи-то суда. Скоро у мира

не останется неполоманного ребра.

И душу вытащат.

И растопчут там её

только для того,

чтоб кто-то

к рукам прибрал

Месопотамию.

Во имя чего

сапог

землю растаптывает скрипящ и груб?

кто над небом боёв -

свобода?

Бог?

Рубль!

Когда же встанешь во весь свой рост ты,

отдающий жизнь свою им?

Когда же в лицо им бросишь вопрос: за что воюем?

В. В. Маяковский 1917

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по ли­те­ра­ту­ре 19.03.2013 ва­ри­ант ЛИ1401.

21
Задание 13 № 1150

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных И. А. Бу­ни­ным во второй строфе стихотворения. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке возрастания без про­бе­лов и запятых.

 

1) сравнение

2) гипербола

3) неологизм

4) повтор

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

В горах

 

Поэзия темна, в словах невыразима: Как взволновал

меня вот этот дикий скат. Пустой кремнистый дол, загон

овечьих стад, Пастушеский костёр и горький запах

дыма!

 

Тревогой странною и радостью томимо, Мне сердце

говорит: «Вернись, вернись назад!»-Дым на меня

пахнул, как сладкий аромат, И с завистью, с тоской я

проезжаю мимо.

 

Поэзия не в том, совсем не в том, что свет Поэзией

зовет. Она в моём наследстве. Чем я богаче им, тем

больше я поэт.

 

Я говорю себе, почуяв тёмный след

Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве:

— Нет в мире разных душ и времени в нём нет!

И.А. Бунин, 1916

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по ли­те­ра­ту­ре 19.03.2013 ва­ри­ант ЛИ1402.

22
Задание 13 № 1167

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом во вто­рой стро­фе стихотворения. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке возрастания без про­бе­лов и запятых.

 

1) эпитет

2) сравнение

3) гротеск

4) звукопись

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Звёзды

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

 

Частые звёздочки, звёздочки тесные!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные.

Силу великую знания жгучего?

 

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звёзды небесные, звёзды далёкие!

С. А. Есенин, 1911

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по ли­те­ра­ту­ре 07.02.2013 ва­ри­ант 1.

23
Задание 13 № 1184

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных И. А. Буниным в первой строфе сти­хо­тво­ре­ния «Вечер» (но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния).

 

1) неологизм

2) метафора

3) ирония

4) повтор

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно —

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

И. А. Бунин, 1909

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по ли­те­ра­ту­ре 07.02.2013 ва­ри­ант 2.

24
Задание 13 № 1201

Из приведённого ниже пе­реч­ня выберите три на­зва­ния художественных средств, ис­поль­зо­ван­ных поэтом в по­след­ней строфе дан­но­го стихотворения. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке возрастания без про­бе­лов и запятых.

 

1) неологизм

2) эпитет

3) повтор

4) гипербола

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Сегодня мне письма не принесли:

Забыл он написать или уехал;

Весна, как трель серебряного смеха,

Качаются в заливе корабли.

Сегодня мне письма не принесли...

 

Он был со мной ещё совсем недавно,

Такой влюбленный, ласковый и мой,

Но это было белою зимой,

Теперь весна, и грусть весны отравна,

Он был со мной ещё совсем недавно...

 

Я слышу: лёгкий трепетный смычок,

Как от предсмертной боли, бьётся, бьётся

И страшно мне, что сердце разорвётся,

Не допишу я этих нежных строк...

А. А. Ахматова, 1912

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по ли­те­ра­ту­ре 03.04.2013 ва­ри­ант ЛИ1501.

25
Задание 13 № 1218

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных Б. Л. Па­стер­на­ком в четвёртой стро­фе дан­но­го стихотворения. (но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния)

 

1) сравнение

2) гипербола

3) гротеск

4) метафора

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Когда разгуляется

Большое озеро как блюдо.

За ним - скопленье облаков,

Нагромождённых белой грудой

Суровых горных ледников.

 

По мере смены освещенья

И лес меняет колорит.

То весь горит, то чёрной тенью

Насевшей копоти покрыт.

 

Когда в исходе дней дождливых

Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава!

 

Стихает ветер, даль расчистив,

Разлито солнце по земле.

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

 

В церковной росписи оконниц

Так в вечность смотрят изнутри

В мерцающих венцах бессонниц

Святые, схимники, цари.

 

Как будто внутренность собора —

Простор земли, и чрез окно

Далёкий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.

 

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Б. Л. Пастернак, 1956

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по ли­те­ра­ту­ре 03.04.2013 ва­ри­ант ЛИ1502.
Пояснение · ·

26
Задание 13 № 1235

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в стихотворении. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке возрастания без про­бе­лов и запятых.

 

1) метафора

2) гротеск

3) анафора

4) повтор

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

На меня нацелилась груша да черёмуха —

Силою рассыпчатой бьёт в меня без промаха.

 

Кисти вместе с звёздами, звёзды вместе с кистями, —

Что за двоевластье там? В чьём соцветьи истина?

 

С цвету ли, с размаха ли — бьёт воздушно-целыми

В воздух, убиваемый кистенями белыми.

 

И двойного запаха сладость неуживчива:

Борется и тянется − смешана, обрывчива.

О. Э. Мандельштам, 1937

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ли­те­ра­ту­ре 29.04.2013 ва­ри­ант ЛИ1601.

27
Задание 13 № 1252

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных М. И. Цве­та­е­вой в сти­хо­тво­ре­нии «Я счаст­ли­ва жить об­раз­цо­во и просто...». (но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния)

 

1) неологизм

2) анафора

3) сравнение

4) повтор

5) эпитет


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Я счастлива жить образцово и просто —

Как солнце, как маятник, как календарь.

Быть светской пустынницей стройного роста,

Премудрой — как всякая Божия тварь.

 

Знать: дух — мой сподвижник и дух — мой вожатый!

Входить без доклада, как луч и как взгляд.

Жить так, как пишу: образцово и сжато —

Как Бог повелел и друзья не велят.

М. И. Цветаева, 1919

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ли­те­ра­ту­ре 29.04.2013 ва­ри­ант ЛИ1602.

28
Задание 13 № 1354

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в тре­тьей стро­фе дан­но­го стихотворения. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и запятых.

 

1) эпитет

2) ри­то­ри­че­ское восклицание

3) сравнение

4) гипербола

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

 

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

А. А. Блок, 1902

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

29
Задание 13 № 1371

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в седь­мой и вось­мой стро­фах дан­но­го стихотворения. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и запятых.

 

1) ирония

2) звукопись

3) неологизм

4) олицетворение

5) повтор


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.

 

 

Памяти матери

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой...

 

 

 

Из песни

— Ты откуда эту песню,

Мать, на старость запасла

Неоткуда — всё оттуда,

Где у матери росла.

 

Всё из той своей родимой

Приднепровской стороны,

Из далёкой-предалёкой

Деревенской старины.

 

Там считалось, что прощалась

Навек с матерью родной,

Если замуж выходила

Девка на берег другой.

 

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой.

 

Давней молодости слёзы,

Не до тех девичьих слёз,

Как иные перевозы

В жизни видеть привелось.

 

Как с земли родного края

Вдаль спровадила пора.

Там текла река другая —

Шире нашего Днепра.

 

В том краю леса темнее,

Зимы дольше и лютей,

Даже снег визжал больнее

Под полозьями саней.

 

Но была, пускай не пета,

Песня в памяти жива.

Были эти на край света

Завезённые слова.

 

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой...

 

Отжитое — пережито,

А с кого какой же спрос?

Да уже неподалёку

И последний перевоз.

 

Перевозчик-водогребщик,

Старичок седой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой.

А. Т. Твардовский, 1965

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.

30
Задание 13 № 1388

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом во фрагменте, на­чи­на­ю­щем­ся со слов «Дым та­бач­ный воз­дух выел» и за­кан­чи­ва­ю­щем­ся сло­ва­ми «...руки твои, исступлённый, гладил». Но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) символ

2) метафора

3) инверсия

4) ирония

5) звукопись


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.

 

 

Лиличка!

Вместо письма

 

Дым табачный воздух выел.

Комната —

глава в крученыховском аде.

Вспомни —

за этим окном

впервые

руки твои, исступлённый, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День ещё —

выгонишь,

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

дай простимся сейчас.

Всё равно

любовь моя —

тяжкая гиря ведь —

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят —

он уйдёт,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей, мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролёт не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметённый карнавал

растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

В. В. Маяковский, 1916

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 3.

31
Задание 13 № 1405

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в стихотворении. (но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния)

 

1) повтор

2) эпифора

3) гротеск

4) анафора

5) ри­то­ри­че­ский вопрос


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с клёнов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

С. А. Есенин, 1921

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
Пояснение · ·

32
Задание 13 № 1439

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в дан­ном стихотворении. (но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния)

 

1) гротеск

2) неологизм

3) эпитет

4) аллитерация

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

 

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

 

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

 

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

А. А. Ахматова, 1912

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.
Пояснение · ·

33
Задание 13 № 1473

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в стихотворении. Но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) ри­то­ри­че­ский вопрос

2) звукопись

3) эпитет

4) гротеск

5) сравнение


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

 

Умрёшь — начнёшь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

А. Л. Блок, 1912

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.

34
Задание 13 № 1490

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом во вто­рой стро­фе стихотворения. Но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) инверсия

2) метафора

3) анафора

4) сравнение

5) гротеск


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Любить иных — тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

 

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

 

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это — не большая хитрость.

Б. Л. Пастернак, 1931

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.

35
Задание 13 № 1507

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в четвёртой стро­фе дан­но­го стихотворения. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке возрастания без про­бе­лов и запятых.

 

1) ги­пер­бо­ла

2) ин­вер­сия

3) иро­ния

4) эпи­тет

5) звукопись


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слёзы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А. А. Блок, 1908

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по литературе.

36
Задание 13 № 1524

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в стихотворении. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и запятых.

 

1) метафора

2) гипербола

3) гротеск

4) эпитет

5) инверсия


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Вот оно, глупое счастье, С белыми

окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихо закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью берёзы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветёт

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт.

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок...

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!

С. Л. Есенин, 1918

 

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ли­те­ра­ту­ре 28.10.2013 ва­ри­ант ЛИ10101.

37
Задание 13 № 1541

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных А. Т. Твар­дов­ским в дан­ном стихотворении. Но­ме­ра вы­бран­ных от­ве­тов за­пи­ши­те в таблицу.

 

1) неологизм

2) анафора

3) звукопись

4) инверсия

5) гротеск


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Когда пройдёшь путём колонн

В жару, и в дождь, и в снег,

Тогда поймёшь.

Как сладок сон.

Как радостен ночлег.

 

Когда путём войны пройдёшь,

Ещё поймёшь порой,

Как хлеб хорош

И как хорош

Глоток воды сырой.

 

Когда пройдёшь таким путём

Не день, не два, солдат.

Еще поймёшь.

Как дорог дом,

Как отчий угол свят.

 

Когда — науку всех наук

— В бою постигнешь бой,

— Ещё поймёшь,

Как дорог друг,

Как дорог каждый свой —

 

И про отвагу, долг и честь

Не будешь зря твердить.

Они в тебе,

Какой ты есть,

Каким лишь можешь быть.

 

Таким, с которым, коль дружить

И дружбы не терять,

Как говорится,

Можно жить

И можно умирать.

А. Т. Твардовский, 1943

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ли­те­ра­ту­ре 28.10.2013 ва­ри­ант ЛИ10102.

38
Задание 13 № 1803

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в стихотворении.

 

1) неологизм

2) метафора

3) рефрен

4) гротеск

5) инверсия


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

 

Мгновения

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймёшь, наверное, —

свистят они,

как пули у виска,

мгновения,

мгновения,

мгновения.

У каждого мгновенья свой резон,

свои колокола,

своя отметина,

Мгновенья раздают — кому позор,

кому бесславье, а кому бессмертие.

Мгновения спрессованы в года,

Мгновения спрессованы в столетия.

И я не понимаю иногда,

где первое мгновенье,

где последнее.

Из крохотных мгновений соткан дождь.

Течёт с небес вода обыкновенная.

И ты порой почти полжизни ждёшь,

когда оно придёт, твоё мгновение.

Придёт оно, большое, как глоток,

глоток воды во время зноя летнего.

А в общем,

надо просто помнить долг

от первого мгновенья

до последнего.

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймёшь, наверное, –

свистят они,

как пули у виска,

мгновения,

мгновения,

мгновения.

(Р. И. Рождественский, 1973)

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по ли­те­ра­ту­ре 18.02.2014 ва­ри­ант ЛИ10501.
Пояснение · ·

39
Задание 13 № 1891

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

 

1) повтор

2) олицетворение

3) анафора

4) гротеск

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

Безмолвна неба синева,

Деревья в мареве уснули.

Сгорела вешняя трава

В высоком пламени июля.

 

Ещё совсем недавно тут

Туман клубился на рассвете,

Но высох весь глубокий пруд,

По дну пруда гуляет ветер.

 

В степи поодаль есть родник,

Течёт в траве он струйкой ясной,

Весь зной степной к нему приник

И пьёт, и пьёт, но всё напрасно:

 

Ключа студёная вода

Бежит, как и весной бежала.

Неужто он сильней пруда:

Пруд был велик, а этот жалок?

 

Но подожди судить. Кто знает?

Он только с виду мал и тих.

Те воды, что его питают,

Ты видел их? Ты мерил их?

В.А. Солоухин, 1953

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по ли­те­ра­ту­ре 20.03.2014 ва­ри­ант ЛИ10401.
Пояснение · ·

40
Задание 13 № 1908

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии «Слова». Но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) инверсия

2) неологизм

3) эпитет

4) олицетворение

5) гипербола


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

 

Слова

Красиво падала листва,

Красиво плыли пароходы.

Стояли ясные погоды,

И праздничные торжества

Справлял сентябрь первоначальный,

Задумчивый, но не печальный.

 

И понял я, что в мире нет

Затёртых слов или явлений.

Их существо до самых недр

Взрывает потрясённый гений.

И ветер необыкновенней,

Когда он ветер, а не ветр.

 

Люблю обычные слова,

Как неизведанные страны.

Они понятны лишь сперва,

Потом значенья их туманны.

Их протирают, как стекло,

И в этом наше ремесло.

Д. С. Самойлов, 1961

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по ли­те­ра­ту­ре 20.03.2014 ва­ри­ант ЛИ10402.

41
Задание 13 № 1954

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии (цифры ука­жи­те в любом порядке).

 

1) неологизм

2) сравнение

3) эпитет

4) ирония

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

Ночь на родине

 

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений!

 

Тихо так, как будто никогда

Здесь крыши сёл не слыхивали грома!

Не встрепенётся ветер у пруда,

И на дворе не зашуршит солома,

 

И редок сонный коростеля крик...

Вернулся я – былое не вернётся!

Ну что же? Пусть хоть это остаётся,

Продлится пусть хотя бы этот миг,

 

Когда души не трогает беда,

И так спокойно двигаются тени,

И тихо так, как будто никогда

Уже не будет в жизни потрясений,

 

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром...

Н. М. Рубцов, 1967

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по ли­те­ра­ту­ре 20.12.2013 ва­ри­ант ЛИ10201.

42
Задание 13 № 1971

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в стихотворении. Но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) неологизм

2) сравнение

3) эпитет

4) ирония

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

Дай выстрадать стихотворенье!

Дай вышагать его! Потом,

Как потрясённое растенье,

Я буду шелестеть листом.

 

Я только завтра буду мастер,

И только завтра я пойму,

Какое привалило счастье

Глупцу, шуту, бог весть кому, —

 

Большую повесть поколенья

Шептать, нащупывая звук,

Шептать, дрожа от изумленья

И слёзы слизывая с губ.

Д.С. Самойлов, 1968

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по ли­те­ра­ту­ре 20.12.2013 ва­ри­ант ЛИ10202.
Пояснение · ·

43
Задание 13 № 1988

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии. Но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) инверсия

2) неологизм

3) сравнение

4) олицетворение

5) старославянизм


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

ДАЙ БОГ!

Дай бог слепцам глаза вернуть

и спины выпрямить горбатым.

Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,

но быть нельзя чуть-чуть распятым.

 

Дай бог не вляпаться во власть

и не геройствовать подложно,

и быть богатым — но не красть,

конечно, если так возможно.

 

Дай бог быть тёртым калачом,

не сожранным ничьею шайкой,

ни жертвой быть, ни палачом,

ни барином, ни попрошайкой.

 

Дай бог поменьше рваных ран,

когда идёт большая драка.

Дай бог побольше разных стран,

не потеряв своей, однако.

 

Дай бог, чтобы твоя страна

тебя не пнула сапожищем.

Дай бог, чтобы твоя жена

тебя любила даже нищим.

 

Дай бог лжецам замкнуть уста,

глас божий слыша в детском крике.

Дай бог живым узреть Христа,

пусть не в мужском, так в женском лике.

 

Не крест — бескрестье мы несём,

а как сгибаемся убого.

Чтоб не извериться во всем,

Дай бог ну хоть немного Бога!

 

Дай бог всего, всего, всего

и сразу всем — чтоб не обидно...

Дай бог всего, но лишь того,

за что потом не станет стыдно.

Е. А. Евтушенко, 1996

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ли­те­ра­ту­ре 28.04.2014 ва­ри­ант ЛИ10301А.
Пояснение · ·

44
Задание 13 № 2005

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных В.С. Вы­соц­ким в своём сти­хо­тво­ре­нии. Но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) ри­то­ри­че­ский вопрос

2) гротеск

3) метафора

4) эпитет

5) неологизм


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

О фатальных датах и цифрах

 

Кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт,

А если в точный срок, — так в полной мере.

На цифре 26 один шагнул под пистолет,

Другой же — в петлю слазил в «Англетере».

 

А в тридцать три Христу... (Он был поэт, он говорил:

«Да не убий!» Убьёшь — везде найду, мол.)

Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,

Чтоб не писал и чтобы меньше думал.

 

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, —

Вот и сейчас — как холодом подуло:

Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль

И Маяковский лёг виском на дуло.

 

Задержимся на цифре 37! Коварен бог —

Ребром вопрос поставил: или — или!

На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,

А нынешние — как-то проскочили.

 

Дуэль не состоялась или — перенесена,

А в тридцать три распяли, но — не сильно,

А в тридцать семь — не кровь, да что там кровь! — и седина

Испачкала виски не так обильно.

 

«Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа?»

Терпенье, психопаты и кликуши!

Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души.

 

На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е», —

Укоротить поэта! — вывод ясен, —

И нож в него! — но счастлив он висеть на острие,

Зарезанный за то, что был опасен!

 

Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, —

Томитесь, как наложницы в гареме:

Срок жизни увеличился — и, может быть, концы

Поэтов отодвинулись на время!

В. С. Высоцкий, 1971

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ли­те­ра­ту­ре 28.04.2014 ва­ри­ант ЛИ10302А.
Пояснение · ·

45
Задание 13 № 2022

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных в стихотворении. Но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) гипербола

2) метафора

3) повтор

4) эпитет

5) сравнение


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

Зимняя песня

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звёздами нежно украшена

Тихая зимняя ночь.

 

Светятся тихие, светятся чудные,

Слышится шум полыньи...

Были пути мои трудные, трудные.

Где ж вы, печали мои?

 

Скромная девушка мне улыбается,

Сам я улыбчив и рад!

Трудное, трудное — всё забывается,

Светлые звёзды горят!

 

— Кто мне сказал, что во мгле заметеленной

Глохнет покинутый луг?

Кто мне сказал, что надежды потеряны?

Кто это выдумал, друг?

 

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звёздами нежно украшена

Тихая зимняя ночь...

Н. М. Рубцов, 1965

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.

46
Задание 13 № 2405

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те 3 на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии (цифры ука­жи­те в любом порядке)

 

1) гротеск

2) инверсия

3) аллитерация

4) метафора

5) сравнение


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

 

 

***

 

Когда я мрачен или весел,

Я ничего не напишу.

Своим душевным равновесьем,

Признаться стыдно, дорожу.

 

Пускай, кто думает иначе,

К столу бежит, а не идёт,

И там безумствует, и плачет,

И на себе рубашку рвёт.

 

А я домой с вечерних улиц

Не тороплюсь, не тороплюсь.

Уравновешенный безумец,

Того мгновения дождусь,

 

Когда большие гири горя,

Тоски и тяжести земной,

С моей душой уже не споря,

Замрут на линии одной.

(А. С. Кушнер, 1962)

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ли­те­ра­ту­ре 21.11.2014 Ва­ри­ант ЛИ10101.
Пояснение · ·

47
Задание 13 № 2422

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных К. Я. Ван­шен­ки­ным в своём сти­хо­тво­ре­нии (цифры ука­жи­те в любом порядке)

 

1) ри­то­ри­че­ское восклицание

2) сравнение

3) неологизм

4) гротеск

5) эпитет


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

 

 

Вл. Соколову

 

Зимний лес! От края и до края

Он застыл смолистою стеной,

Сердце беспокойное смущая

Неправдоподобной тишиной.

 

Он меня гнетёт своим величьем,

Полным отрешеньем от всего

И высокомерным безразличьем

К жизни за пределами его.

 

Будто нет весёлого сиянья

Городов, затерянных вдали,

Будто нет ни счастья, ни страданья,

Будто нет вращения Земли.

 

Лишь порой взлетает ворон круто,

Потревожив царственную ель,

И бушует целую минуту

Маленькая тихая метель.

(К. Я. Ваншенкин, 1955))

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ли­те­ра­ту­ре 21.11.2014 Ва­ри­ант ЛИ10102.

48
Задание 13 № 2456

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии (цифры ука­жи­те в любом порядке).

 

1) звукопись

2) метафора

3) сравнение

4) гипербола

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

 

 

В этом доме опустелом

Лишь подобье тишины.

Тень, оставленная телом,

Бродит зыбко вдоль стены.

 

Чуть струится в длинных шторах

Дух тепла – бродячий дух.

Переходит в скрип и шорох

Недосказанное вслух.

 

И спохватишься порою,

И найдёшь в своей судьбе:

Будто всё твоё с тобою,

Да не весь ты при себе.

 

Время сердца не обманет:

Где ни странствуй, отлучась,

Лишь сильней к себе потянет

Та, оставленная, часть.

 

(А. Т. Прасолов, 1968))

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ли­те­ра­ту­ре 28.01.2015 Ва­ри­ант ЛИ10202.
Пояснение · ·

Пройти тестирование по этим заданиям