Литература XX века
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок.
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Опять, как в годы золотые, Три стёртых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, — Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, — Не пропадёшь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле — Одной слезой река шумней А ты всё та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. |
А. А. Блок, 1908
Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.
Дадим определение анафоре.
Анафора — одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов или одинаковых синтаксических построений в начале стихотворных строк и строф или отдельных фраз в прозаическом художественном произведении.
Данная стилистическая фигура используется в шестой строфе.
Ответ: шестая.
Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слёзы первые любви!
Автор в этих строках прибегает к сравнению. Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Ответ: сравнение.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) гипербола
2) инверсия
3) ирония
4) эпитет
5) звукопись
Инверсия — это одна из часто встречающихся стилистических фигур, оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в грамматическом предложении, нарушающей обычный порядок; подлежащее — после сказуемого, определение — после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т. п.
Эпитет — это слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета, он определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки.
Звукопись — это использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи. Применение звукописи проявляется в самых разнообразных формах: в виде аллитерации, звукоподражания, инструментовки стиха и т. д.
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ответ: 245.
Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).
Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение.
Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
Ответ: ямб.
Что придаёт центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?
Россия Блока предстает перед нами в образе девушки. Именно это сопоставление придает образу неповторимую художественную яркость и глубину.
Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты всё та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей... —
говорит поэт. Тяготы женской доли сопоставляются со страданиями народа, и потому сердце поэта скорбит вместе с Родиной. Но все равно поэт верит, что Россия не пропадет, возродится, какие бы испытания ни выпали на ее долю.
В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А. А. Блока?
Сопоставим стихотворение Блока «Россия» со стихотворением Лермонтова «Родина».
Лермонтов не мыслил себя без родины, без России. А Россию не мыслил без русского народа.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой, —
признается поэт в стихотворении «Родина». Эта любовь шла от самого сердца, которому были бесконечно дороги и «степей холодное молчанье», и «лесов безбрежных колыханье», и «разливы рек ее, подобные морям», и «дрожащие огни печальных деревень». Но взгляд поэта на любимую родину вовсе не был идеализированным. Именно потому свою любовь к родине Лермонтов называл «странною» — в ней соединились счастье и боль, стремление сделать все возможное для родной земли и сознание собственного бессилия.
Подобными настроениями пронизано и стихотворение Блока.
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу… —
восклицает поэт. Ему, так же как и Лермонтову, прекрасно знакомы все тяготы жизни своего народа, его страдания, и потому сердце поэта скорбит вместе с Родиной. Но все равно поэт верит, что Россия не пропадет, возродится, какие бы испытания не выпали на ее долю.
Тема Родины раскрывается и в поэзии Марины Цветаевой. Судьба поэтессы сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Но где бы она не находилась, она всегда тосковала о России.
В стихотворении «Родина» М. Цветаевой мы видим, что лирическая героиня гордится своей родиной и готова воспевать ее, даже если ценой этой песни будет собственная жизнь:
…Сей руки своей лишусь,—
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе…
Для всех поэтов Родина – это святое, без чего нет жизни.
А. А. Блок являлся представителем течения «символизм».
Символизм — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символы, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
Ответ: символизм.
Обращаясь к клёну, «приморозившему ногу», лирический герой стихотворения «очеловечивает» его. Как называется этот приём?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойкой. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метель о лете. Сам себе казался я таким же клёном, Только не опавшим, а вовсю зелёным. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал берёзку. |
С. А. Есенин, 1925
Укажите название стилистического приёма, заключающегося в использовании одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа («Утонул в сугробе, приморозил ногу»).
Такой стилистический приём называется «ассонанс». Дадим определение.
Ассонанс — это повторение гласных звуков в высказывании.
Ответ: ассонанс.
Как называется образное определение, являющееся средством художественной выразительности («клён заледенелый» , «под метелью белой»)?
Такое образное определение называется эпитетом. Дадим определение.
Эпитет — слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета, он определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки.
Ответ: эпитет.
Текст стихотворения делится на двустишия, каждое из которых содержит законченную мысль. Укажите термин, которым обозначают элементы смыслового членения стихотворного текста, объединённые общей рифмовкой и представляющие собой ритмико-синтаксическое целое.
Таким термином является строфа. Дадим определение.
Строфа — сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.
Ответ: строфа.
Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина.
Это стихотворение написано размером «хорей». Дадим определение.
Хорей — двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги.
Ответ: хорей.
В чём, по вашему мнению, секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения?
Сергей Есенин один из наиболее мелодичных поэтов. Многие его стихотворения были переложены на музыку. Стихотворение «Клён ты мой опавший…» особенное по своей форме, оно состоит не из четверостиший, а из двустиший. Оно посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной.
Стихотворение написано хореем, рифма парная. Эмоциональность стихотворения подтверждается восклицательным междометием ах. Также используются устаревшие слова и просторечия: чтой-то, нынче, до дома. В стихотворении много глаголов и перечислений, что говорит о повышенной динамике событий. Большое количество деепричастных оборотов: нагнувшись, выйдя на дорогу, утратив скромность, одуревши в доску. Кроме скрытых сравнений в произведении есть и явное: как жену чужую. Риторические вопросы к клену говорят о крайней степени потерянности лирического героя. Он пытается понять, кто он, что сделал в этой жизни? Автор приходит к выводу о бесполезности существования, ведь он всю жизнь считал себя «вовсю зеленым», а на самом деле он давно «опавший». Все эти средства и помогают создать необыкновенно выразительное, мелодичное произведение.
Не согласен с данным пояснением, где изложено, будто автор приходит к выводу о бесполезности существования, потому что он сам есть "...давно опавший» клён.
В стихотворении говорится, что "...сам себе казался таким же клёном, ...вовсю зеленым."
Но из слов далее "только не опавшим" нисколько не следует, что он эти слова относит к себе, то есть именно он и есть "...ДАВНО ОПАВШИЙ». К стати, слово "давно" даже не употреблено в произведении.
Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чём их произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина?
Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:
Сам себе казался я таким же клёном…
В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви:
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало…
…Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова…
Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):
Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык ...
Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.
Прием «очеловечивания» неодушевленных предметов называется олицетворение. Дадим определение.
Олицетворение — это один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.
Ответ: олицетворение.
Назовите поэтическое течение, в русле которого развивалось раннее творчество А. А. Блока.
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла. За тишиною непробудной За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой. Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей. Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжёл, как перед боем. Теперь твой час настал. — Молись! |
А. А. Блок, 1908
Стихотворение начинает и завершает картина грозного небесного знамения. Каким термином обозначается подобный тип композиции?
Подобный тип композиции называется «кольцо» или «обрамление». В основе кольцевой композиции лежит принцип обрамления, повторения в конце произведения каких-либо элементов его начала.
Ответ: кольцо|кольцевая|обрамление|кольцевой
Укажите название стилистического приёма, основанного на соседстве одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа («И, словно облаком суровым»).
Такой стилистический приём называется «ассонанс». Дадим определение.
Ассонанс — повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, главным образом гласные, звуки.
Ответ: ассонанс.
Как называется созвучие концов стихотворных строк, играющее важную организующую роль в стихе (непробудной — чудной; мглой — боевой и т. п.)?
Такое созвучие концов называется рифмой. Дадим определение.
Рифма — совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха. Полное созвучие или точная рифма определяется совпадением последнего гласного в слове (начиная со слога, на который падает последнее ударение в стихе) и следующих за ним согласных.
Ответ: рифма.
Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока.
Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение.
Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
Ответ: ямб.
Что даёт основание отнести рассматриваемое стихотворение А. А. Блока к философской лирике?
Главное событие, которое могло бы стать ведущей темой стихотворения, Александр Блок не описывает, но его образ подчиняет себе всё его содержание. Это событие видится и в звучании темы, и в стремлении автора показать его величие, подчеркнуть его неповторимый смысл. Образ предстоящей битвы присутствует и в настроении ожидания, грозном, тревожном и всеобъемлющем. Описание предгрозовой «мглы» и «туч», предвещающих природный катаклизм («битву чудную»), открывает и завершает стихотворение.
Куликовская битва олицетворяет собой новый мощный этап в истории Руси, тот, с которого может начаться её возрождение, её путь в будущее, — «начало высоких и мятежных дней». И последующие поколения, с их патриотическим настроем, с их неувядаемой исторической памятью, отдают дань уважения героям, своим славным предшественникам, отстоявшим интересы Руси в те славные, пусть и трагические дни.
Всё это и даёт нам право отнести стихотворение к философской лирике.
Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением А. А. Блока?
К теме русской истории обращались Пушкин и Лермонтов, Блок и Маяковский. Героическое прошлое родной страны, своего народа - великий источник патриотизма и веры в особое предназначение России. Подобно Блоку, восхищается Лермонтов поколением своих предшественников, выстоявших на другом поле брани, на Бородинском поле. Оба поэта восклицают: мы гордимся великой историей и верим в светлое будущее своей страны, какие бы суровые испытания не пришлось пережить.
А. А. Блок являлся представителем течения «символизм».
Символизм — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
Ответ: символизм.
Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветём недолго, быстро увядаем... Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Её однообразное теченье... И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует... Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд её мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит. |
М. Ю. Лермонтов, 1829
Назовите средство художественной изобразительности, представляющее собой образное определение («пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой»)?
Такое средство художественной изобразительности называется эпитетом. Дадим определение.
Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным.
Ответ: эпитет.
Укажите название тропа, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другие («злобы яд», «жизни чаша»).
Такой троп называется метафорой. Дадим определение.
Метафора — это троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Ответ: метафора.
Какой приём использует автор, характеризуя своё поколение: «Мы, дети севера, как здешние растенья, / Цветём недолго, быстро увядаем...»?
Автор использует приём сравнения. Дадим определение.
Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — это выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Ответ: сравнение.
Укажите размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Монолог».
Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение.
Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
Ответ: ямб.
Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
В 1829 году поэт написал стихотворение «Монолог», которое перекликается с его более поздним произведением «Дума» и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность.
Свои рассуждения Лермонтов начинает, обращаясь к своим сверстникам, с утверждения о том, что «ничтожество есть благо в высшем свете». Поэт возмущён, что свои лучшие молодые годы своей жизни люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь «пасмурна» и «однообразна», хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего «и сердцу тяжко, и душа тоскует». Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом эпохи «безвременья», лицемерить, лгать и развлекаться.
Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением М. Ю. Лермонтова?
Тема личности и эпохи трагически надрывно звучит в стихотворении Лермонтова: нет применения силам, таланту, знаниям молодых людей лермонтовского поколения. Эта тема раскрывается и в творчестве Сергея Есенина. Всё его творчество сосредоточено на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху. Так, в стихотворении «Письмо матери» звучит намёк на то, что в жизни поэта происходили большие и не всегда для него приятные события. Жизнь, по-видимому, сложилась не так, как хотелось. Отсюда такая боль и горечь, прозвучавшая в следующих строках:
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось…
И фраза поэта — «к старому возврата больше нет» — звучит как завершающий аккорд молодости и мечтаний: надежда лирического героя несостоятельна.
В этом стихотворения поэтов разных эпох так созвучны.
Подобные вопросы называются риторическими. Дадим определение.
Риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
Ответ: риторические.
Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение.
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Есть имена и есть такие даты, — Они нетленной сущности полны. Мы в буднях перед ними виноваты, — Не замолить по праздникам вины. И славословья музыкою громкой Не заглушить их памяти святой. И в наших будут жить они потомках, Что, может, нас оставят за чертой. |
А. Т. Твардовский, 1966
«Есть имена и есть такие даты...» Какой приём использован в первой строке стихотворения?
Такой приём называется повтором. Дадим определение.
Повтор — это повторение одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста. Повтор может подчеркивать ключевое значение того или иного слова для характеристики состояния человека или его отношения к чему-либо, эмоционально выделяя или усиливая его. Иногда повтор акцентирует в слове различные оттенки смысла. Разновидностью повтора является анафора.
Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи.
Ответ: повтор|анафора|лексическийповтор.
В словосочетании «славословья музыкою громкой» использовано средство художественной выразительности, в основе которого — перенос свойств одних предметов и явлений на другие. Как оно называется?
Данное средство называется метафорой. Дадим определение.
Метафора — это один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами. Использование метафоры подчёркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.
Ответ: метафора.
Укажите термин, которым обозначаются образные определения, являющиеся частью авторской системы изобразительно-выразительных средств (например, «их памяти святой»).
Такой термин называется эпитетом. Дадим определение.
Эпитет — этох удожественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность; образная, эмоционально-выразительная характеристика предмета, явления, лица или события, выраженная, как правило, прилагательным с иносказательным значением. Эпитет обычно выполняет в предложении синтаксическую функцию определения, поэтому его можно считать образным определением.
Ответ: эпитет.
Каким размером написано стихотворение А. Т. Твардовского «...Есть имена и есть такие даты...»?
Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение.
Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
Ответ: ямб.
В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?
В стихотворении «Есть имена и есть такие даты» поднята проблема исторической памяти и ответственности новых поколений за сохранение своей истории. Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед ними. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом — судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может наслаждаться красотой природы, радоваться праздникам, трудиться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. И она должна быть достойной героев. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому мы обязаны жизнью, и тогда
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
Чем близки стихотворению А. Т. Твардовского произведения русских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти?
Поэт — это тот, кто сопрягает, соединяет далеко отстоящие во времени события и судьбы живой тканью творческого духа. Так рождается ощущение исторической памяти, постигающей бег времени. Об этом пишет Твардовский.
Бег времени — главный символ ахматовской поэзии — череда разрушений и восстановлений. Чем безвыходнее, разрушительнее и губительнее ситуация, складывающаяся во времени, тем властительнее мощь поэтического слова, эту ситуацию преодолевающего и сохраняющего прошлое:
Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли,
Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ,
Одичалые розы пурпурным шиповником стали,
А лицейские гимны все так же заздравно звучат.
Поэтическое слово у А. Ахматовой и есть воплощение памяти. Стихи - это живая связь времен и преодоление исторических переломов.
Данное стихотворение относится к военной или патриотической лирике; оно выразажет патриотизм, любовь к родине и память о прошедшей войне.
Ответ: патриотическая|военная|философская|гражданская
Пройти тестирование по этим заданиям
Наверх
"Россия, нищая Россия"? Разве это не пятая? Или что, название как строфа?
Почитайте определение слова «строфа». «Строфа» и «строка» - это разные вещи.