СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Ли­те­ра­ту­ра XX века

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 10 № 8

На­зо­ви­те мо­дер­нист­ское по­э­ти­че­ское те­че­ние на­ча­ла XX века, одним из ярких пред­ста­ви­те­лей ко­то­ро­го яв­лял­ся А. А. Блок.


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А. А. Блок, 1908

1
Задание 11 № 9

Ука­жи­те номер стро­фы (по­ряд­ко­вое чис­ли­тель­ное в име­ни­тель­ном па­де­же), в ко­то­рой поэт ис­поль­зу­ет ана­фо­ру.

Пояснение · · Видеокурс ·

2
Задание 12 № 10

Ука­жи­те приём, к ко­то­ро­му при­бе­га­ет автор в стро­ках:

 

Мне избы серые твои,

Твои мне песни вет­ро­вые, —

Как слёзы пер­вые любви!

Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задание 13 № 11

Из при­ведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в четвёртой стро­фе дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния).

 

1) ги­пер­бо­ла

2) ин­вер­сия

3) иро­ния

4) эпи­тет

5) зву­ко­пись


4
Задание 14 № 12

Ука­жи­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. А. Блока «Рос­сия» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).


5
Задание 15 № 15

Что придаёт цен­траль­но­му об­ра­зу сти­хо­тво­ре­ния ху­до­же­ствен­ную яр­кость и глу­би­ну?


6
Задание 16 № 16

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов вос­со­здан образ Рос­сии и в чём их сход­ство и раз­ли­чие со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Блока?


2
Задание 10 № 25

Об­ра­ща­ясь к клёну, «при­мо­ро­зив­ше­му ногу», ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния «оче­ло­ве­чи­ва­ет» его. Как на­зы­ва­ет­ся этот приём?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойкой.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

С. А. Есенин, 1925

1
Задание 11 № 26

Ука­жи­те на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приёма, за­клю­ча­ю­ще­го­ся в ис­поль­зо­ва­нии оди­на­ко­вых глас­ных зву­ков, уси­ли­ва­ю­ще­го вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи и рас­счи­тан­но­го на слу­хо­вое вос­при­я­тие об­ра­за («Уто­нул в су­гро­бе, при­мо­ро­зил ногу»).

Пояснение · · Видеокурс ·

2
Задание 12 № 27

Как на­зы­ва­ет­ся об­раз­ное опре­де­ле­ние, яв­ля­ю­ще­е­ся сред­ством ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти («клён за­ле­де­не­лый» , «под ме­те­лью белой»)?


3
Задание 13 № 28

Текст сти­хо­тво­ре­ния де­лит­ся на дву­сти­шия, каж­дое из ко­то­рых со­дер­жит за­кон­чен­ную мысль. Ука­жи­те тер­мин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют эле­мен­ты смыс­ло­во­го чле­не­ния сти­хо­твор­но­го тек­ста, объ­единённые общей риф­мов­кой и пред­став­ля­ю­щие собой рит­ми­ко-син­так­си­че­ское целое.


4
Задание 14 № 29

Ука­жи­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на.

Пояснение · · Видеокурс ·

5
Задание 15 № 32

В чём, по ва­ше­му мне­нию, сек­рет му­зы­каль­но­сти и эмо­ци­о­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти есе­нин­ско­го сти­хо­тво­ре­ния?

Пояснение · · Видеокурс ·

6
Задание 16 № 33

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к теме общ­но­сти че­ло­ве­ка и при­ро­ды и в чём их про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию С. А. Есе­ни­на?


3
Задание 10 № 42

На­зо­ви­те по­э­ти­че­ское те­че­ние, в русле ко­то­ро­го раз­ви­ва­лось ран­нее твор­че­ство А. А. Блока.


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

На поле Куликовом

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

А. А. Блок, 1908

1
Задание 11 № 43

Сти­хо­тво­ре­ние на­чи­на­ет и за­вер­ша­ет кар­ти­на гроз­но­го не­бес­но­го зна­ме­ния. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся по­доб­ный тип ком­по­зи­ции?


2
Задание 12 № 44

Ука­жи­те на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приёма, ос­но­ван­но­го на со­сед­стве оди­на­ко­вых глас­ных зву­ков, уси­ли­ва­ю­ще­го вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи и рас­счи­тан­но­го на слу­хо­вое вос­при­я­тие об­ра­за («И, слов­но об­ла­ком су­ро­вым»).


3
Задание 13 № 45

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк, иг­ра­ю­щее важ­ную ор­га­ни­зу­ю­щую роль в стихе (не­про­буд­ной — чуд­ной; мглой — бо­е­вой и т. п.)?


4
Задание 14 № 46

Ука­жи­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. А. Блока.


5
Задание 15 № 49

Что даёт ос­но­ва­ние от­не­сти рас­смат­ри­ва­е­мое сти­хо­тво­ре­ние А. А. Блока к фи­ло­соф­ской ли­ри­ке?


6
Задание 16 № 50

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к теме рус­ской ис­то­рии и в чём их про­из­ве­де­ния со­по­ста­ви­мы с при­ведённым сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Блока?


4
Задание 10 № 59

Сти­хо­тво­ре­ние на­чи­на­ет­ся с во­про­са, не тре­бу­ю­ще­го от­ве­та и со­дер­жа­ще­го утвер­жде­ние. Как на­зы­ва­ют­ся по­доб­ные во­про­сы?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Монолог

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд её мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

М. Ю. Лермонтов, 1829

1
Задание 11 № 60

На­зо­ви­те сред­ство ху­до­же­ствен­ной изоб­ра­зи­тель­но­сти, пред­став­ля­ю­щее собой об­раз­ное опре­де­ле­ние («пыл­кая лю­бовь сво­бо­ды», «друж­бы слад­кой»)?


2
Задание 12 № 61

Ука­жи­те на­зва­ние тропа, ос­но­ван­но­го на пе­ре­но­се свойств од­но­го пред­ме­та или яв­ле­ния на дру­гие («злобы яд», «жизни чаша»).


3
Задание 13 № 62

Какой приём ис­поль­зу­ет автор, ха­рак­те­ри­зуя своё по­ко­ле­ние: «Мы, дети се­ве­ра, как здеш­ние рас­те­нья, / Цветём не­дол­го, быст­ро увя­да­ем...»?


4
Задание 14 № 63

Ука­жи­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мо­но­лог».


5
Задание 15 № 66

Чем обу­слов­ле­на груст­ная то­наль­ность лер­мон­тов­ско­го «Мо­но­ло­га»?


6
Задание 16 № 67

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к теме лич­но­сти и эпохи и в чём их про­из­ве­де­ния со­по­ста­ви­мы с при­ведённым сти­хо­тво­ре­ни­ем М. Ю. Лер­мон­то­ва?


5
Задание 10 № 128

Ука­жи­те те­ма­ти­че­скую раз­но­вид­ность ли­ри­ки, к ко­то­рой от­но­сит­ся при­ведённое сти­хо­тво­ре­ние.


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

Есть имена и есть такие даты, —

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты, —

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

А. Т. Твардовский, 1966

1
Задание 11 № 129

«Есть имена и есть такие даты...» Какой приём ис­поль­зо­ван в пер­вой стро­ке сти­хо­тво­ре­ния?

Пояснение · · Видеокурс ·

2
Задание 12 № 130

В сло­во­со­че­та­нии «сла­во­сло­вья му­зы­кою гром­кой» ис­поль­зо­ва­но сред­ство ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти, в ос­но­ве ко­то­ро­го — пе­ре­нос свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на дру­гие. Как оно на­зы­ва­ет­ся?


3
Задание 13 № 131

Ука­жи­те тер­мин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют­ся об­раз­ные опре­де­ле­ния, яв­ля­ю­щи­е­ся ча­стью ав­тор­ской си­сте­мы изоб­ра­зи­тель­но-вы­ра­зи­тель­ных средств (на­при­мер, «их па­мя­ти свя­той»).


4
Задание 14 № 132

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. Т. Твар­дов­ско­го «...Есть имена и есть такие даты...»?


5
Задание 15 № 135

В чём ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния видит вину сво­е­го по­ко­ле­ния?


6
Задание 16 № 136

Чем близ­ки сти­хо­тво­ре­нию А. Т. Твар­дов­ско­го про­из­ве­де­ния рус­ских по­этов, об­ра­щав­ших­ся к теме ис­то­ри­че­ской па­мя­ти?


Пройти тестирование по этим заданиям