СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
Литература
Cайты, меню, вход, новости


Каталог заданий.
Ли­те­ра­ту­ра второй по­ло­ви­ны XIX века

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 11 № 60

Назовите средство художественной изобразительности, представляющее собой образное определение («пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой»)?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Монолог

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд её мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

М. Ю. Лермонтов, 1829

1
Задание 10 № 59

Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?


2
Задание 12 № 61

Укажите название тропа, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другие («злобы яд», «жизни чаша»).


3
Задание 13 № 62

Какой приём использует автор, характеризуя своё поколение: «Мы, дети севера, как здешние растенья, / Цветём недолго, быстро увядаем...»?


4
Задание 14 № 63

Укажите размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Монолог».


5
Задание 15 № 66

Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?


6
Задание 16 № 67

Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением М. Ю. Лермонтова?


2
Задание 11 № 622

Слива, ландыш, студеный ключ в стихотворении наделены человеческими свойствами. Каким термином обозначается это художественное средство?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

 

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

 

Когда студеный ключ играет по оврагу 

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

 

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

M. Ю. Лермонтов, 1837

1
Задание 10 № 621

Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («ландыш серебристый», «таинственную сагу» и т. п.)?


2
Задание 12 № 623

Укажите название стилистического приема, основанного на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Когда студеный ключ играет по оврагу...»).


3
Задание 13 № 624

В стихотворении воссозданы сменяющие картины русской природы. Как называется описание природы в художественном произведении?


4
Задание 14 № 625

Укажите размер, которым написано лермонтовское стихотворение (без указания количества стоп).


5
Задание 15 № 628

Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?


6
Задание 16 № 629

В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и природы и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?


3
Задание 11 № 690

Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло...

 

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, -

 

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

 

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, —

И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

 

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Ф. И. Тютчев, 1870

1
Задание 10 № 689

Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

2
Задание 12 № 691

Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?


3
Задание 13 № 692

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

 

1) гипербола

2) сравнение

3) анафора

4) эпитет

5) эпифора

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

4
Задание 14 № 693

Определите размер, которым написано стихотворение (без указания количества стоп).


5
Задание 15 № 696

Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?


6
Задание 16 № 697

В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

4
Задание 11 № 752

Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот прием?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

 

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ф. И. Тютчев, 1857

1
Задание 10 № 751

Как называется разновидность лирики, в основе которой изображение картин природы?


2
Задание 12 № 753

Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф.


3
Задание 13 № 754

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

 

1) гипербола

2) анафора

3) метафора

4) эпитет

5) звукопись


4
Задание 14 № 755

В первых двух строках стихотворения использован непрямой порядок слов. Как называется такой прием?


5
Задание 15 № 758

Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.


6
Задание 16 № 759

Каковы особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?


5
Задание 11 № 769

В третьей строфе стихотворения противопоставляется поэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов». Как называется этот художественный прием?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

 

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

 

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

 

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

А. А. Фет, 1877

1
Задание 10 № 768

Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.


2
Задание 12 № 770

Как называется композиционный элемент произведения, изображающий картины природы («Сияла ночь. Луной был полон сад...»)?


3
Задание 13 № 771

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

 

1) гипербола

2) анафора

3) олицетворение

4) эпитет

5) звукопись

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

4
Задание 14 № 772

Определите размер, которым написано стихотворение.


5
Задание 15 № 775

Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?

Пояснение · · Курс 80 баллов ·

6
Задание 16 № 776

В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?


Пройти тестирование по этим заданиям