Литература XVIII века и первой половины XIX века
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветём недолго, быстро увядаем... Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Её однообразное теченье... И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует... Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд её мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит. |
М. Ю. Лермонтов, 1829
Что имеет в виду лирический герой стихотворения, призывая поэта «не дорожить любовию народной»?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдёт минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечёт тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. |
А. С. Пушкин, 1830
Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Мой первый друг, Мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! |
А С. Пушкин, 1826
К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришёл я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь — но только песня зреет. |
А. А. Фет, 1843
Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта — описание анчара и рассказ о гибели раба?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит И тигр нейдет — лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек Послал к анчару властным взглядом: И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.
А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. |
A. C. Пушкин, 1828
Пройти тестирование по этим заданиям
Скажи, пожалуйста, почему нет уточнения в самом задании, что повторяющиеся звуки согласные? Если бы было это пояснение, то правильным ответом была бы "аллитерация", но поскольку его нет, то подходит просто "звукопись". Я встречала подобные задания, где не было уточнения о гласных или согласных, и там правильным ответом была "звукопись". Или в данном задании нужно было ориентироваться на строку стихотворения?
К сожалению, задания, которые могут иметь неоднозначный ответ, встречаются в вариантах ЕГЭ нередно. В нашем случае с Вами трудно не согласиться, поэтому добавлен второй ответ.