литература
сайты - меню - вход - новости




Каталог заданий. Ли­те­ра­ту­ра XVIII века и первой половины XIX века
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 12 № 78

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, за­клю­ча­ю­щий­ся в со­сед­стве оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке («Ты сам свой выс­ший суд»)?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

ПОЭТУ

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

А. С. Пушкин, 1830


2
Задание 12 № 113

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха («Печальным сне­гом занесённый»)?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

И. И. Пущину

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

А С. Пушкин, 1826

Пояснение · ·

3
Задание 12 № 147

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха и свя­зан­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков («на меня ве­се­льем веет»)?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

А. А. Фет, 1843


4
Задание 12 № 589

Как на­зы­ва­ет­ся об­раз­ное определение, слу­жа­щее сред­ством ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти («вихорь черный», «песок горючий» и т. п.)?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Анчар

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

 

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

 

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою. 

 

К нему и птица не летит

И тигр нейдет — лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

 

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

 

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

 

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

 

Принес — и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

 

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

A. C. Пушкин, 1828


5
Задание 12 № 674

Какая сти­ли­сти­че­ская фи­гу­ра ис­поль­зу­ет­ся по­этом в при­ве­ден­ных строках?

 

Или на вас тя­го­тит пре­ступ­ле­ние?

Или дру­зей кле­ве­та ядо­ви­тая?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

 

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

 

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

М. Ю. Лермонтов, 1840

Пояснение · ·

6
Задание 12 № 709

Определите размер, ко­то­рым написано стихотворение.


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

 

С горы бежит поток проворный,

В лесу не.молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

 

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Ф. И. Тютчев, 1828—1854


7
Задание 12 № 838

В на­ча­ле и в конце сти­хо­тво­ре­ния со­зда­ет­ся один и тот же по­э­ти­че­ский образ сна («Как сон, как утрен­ний туман» — «Россия вспря­нет ото сна»). Как на­зы­ва­ет­ся такой ком­по­зи­ци­он­ный прием?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

А. С. Пушкин, 1818


8
Задание 12 № 941

Среди пе­ре­чис­лен­ных ниже средств выразительности вы­бе­ри­те три, ко­то­рые есть в пер­вой строфе этого стихотворения. Ответ за­пи­ши­те в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания, без пробелов).

 

1. метафора

2. перифраз

3. эпифора

4. антитеза

5. инверсия


Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

 

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

 

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Это пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

 

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

А. А. Фет, 1881

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 6.

37

Пояснение · ·

9
Задание 12 № 1060

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ская фигура, ис­поль­зо­ван­ная ав­то­ром в строках: «И дева юная во мгле тебя ис­ка­ла И име­нем своим по­дру­гам называла.»


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины;

Люблю твой слабый свет в небесной вышине:

Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень —

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

А. С. Пушкин, 1820

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по ли­те­ра­ту­ре 29.10.2012 ва­ри­ант 2.

6163


10
Задание 12 № 1098

Все стро­ки по­след­ней стро­фы сти­хо­тво­ре­ния на­чи­на­ют­ся одинаково. Как на­зы­ва­ет­ся эта сти­ли­сти­че­ская фигура?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

K***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

 

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

 

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

 

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

А. С. Пушкин, 1825

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по ли­те­ра­ту­ре 26.11.2012 ва­ри­ант 1.

18323


11
Задание 12 № 1268

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (умирать — страдать; пе­чаль­ный — про­щаль­ной и т. п.)?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Элегия

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

 

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

А. С. Пушкин, 1830

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.

31874


12
Задание 12 № 1285

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (любви — мои; тос­кою — тобою и т.п.)?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

 

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

 

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

М. Ю. Лермонтов, 1830

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.

31875


13
Задание 12 № 1302

В на­ча­ле сти­хо­тво­ре­ния ли­ри­че­ский герой об­ра­ща­ет­ся к морю с вопросами, на ко­то­рые пы­та­ет­ся от­ве­тить сам. Как на­зы­ва­ют­ся по­доб­ные вопросы?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В. А. Жуковский, 1822

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.

31876


14
Задание 12 № 1455

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (снов — основ; истин — бес­ко­ры­стен и т.п.)?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Любить иных — тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

 

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

 

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это — не большая хитрость.

Б. Л. Пастернак, 1931

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.

31950


15
Задание 12 № 1819

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, ос­но­ван­ный на ис­поль­зо­ва­нии оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке («речонку со скрипучим перевозом»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

 

РОДИНА

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

 

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Всё, что у нас осталось вдалеке,

 

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

 

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

 

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

 

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

К.М. Симонов, 1941

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по ли­те­ра­ту­ре 18.02.2014 ва­ри­ант ЛИ10502.

53715


16
Задание 12 № 2624

Первая и вто­рая стро­ки сти­хо­тво­ре­ния на­чи­на­ют­ся с од­но­го и того же слова. Как на­зы­ва­ет­ся эта сти­ли­сти­че­ская фигура?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.

 

 

* * *

Мечты любви моей весенней,

Мечты на утре дней моих

Толпились — как стада оленей

У заповедных вод речных:


Малейший звук в зелёной чаще —

И вся их чуткая краса,

Весь сон блаженный и дрожащий

Уж мчался молнией в леса!

(И. А. Бунин, 1922)

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ли­те­ра­ту­ре 02.04.2016 Ва­ри­ант ЛИ10101.

258729


17
Задание 12 № 2650

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, ос­но­ван­ный на по­вто­ре­нии со­глас­ных зву­ков в стро­ке («Звон ко­ло­коль­ный звал к заутрене»)?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.

 

 

ШЁЛ СНЕГ…

Шёл снег: неспешно и торжественно –

такой воздушный, лёгкий, женственный.

Нет, он не шёл – он снисходил

до нас. А мы глазами хлопали,

любуясь медленными хлопьями,

представив счастье впереди.


Звон колокольный звал к заутрене,

земля, снежинками припудрена,

собой являла чистоту.

А мы стояли ошарашенно,

забыв про серость дня вчерашнего,

поверив в светлую мечту.


Неповторимые и разные

мы так похоже верим в праздники,

но чаще ждём их по весне.

И вдруг, нежданно и нечаянно,

восторг души сменил отчаянье...

А ведь всего-то – выпал снег!

(В. Н. Соколов, 1968)

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 01.04.2016. До­сроч­ная волна

286528


Пройти тестирование по этим заданиям