литература
Информатика
Русский язык
Английский язык
Немецкий язык
Французcкий язык
Испанский язык
Физика
Химия
Биология
География
Обществознание
Литература
История
сайты - меню - вход - новости




Каталог заданий.
Ли­те­ра­ту­ра XVIII века и первой половины XIX века
Сортировка:
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 13 № 79

Укажите на­зва­ние сред­ства ху­до­же­ствен­ной изобразительности, пред­став­ля­ю­ще­го собой об­раз­ное опре­де­ле­ние (например: «толпы холодной»).


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

ПОЭТУ

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

А. С. Пушкин, 1830


2
Задание 13 № 114

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние оди­на­ко­вых слов в на­ча­ле сти­хо­твор­ных строк:

Да голос мой душе твоей

Да оза­рит он за­то­че­нье


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

И. И. Пущину

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

А С. Пушкин, 1826


3
Задание 13 № 148

Укажите на­зва­ние со­зву­чия кон­цов сти­хо­твор­ных строк, иг­ра­ю­ще­го важ­ную роль в ор­га­ни­за­ции стиха (страстью — счастью; снова — го­то­ва и т.п.).


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

А. А. Фет, 1843


4
Задание 13 № 590

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приема, при­да­ю­ще­го стиху осо­бую зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность («И тот по­слуш­но в путь потек»).


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Анчар

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

 

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

 

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою. 

 

К нему и птица не летит

И тигр нейдет — лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

 

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

 

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

 

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

 

Принес — и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

 

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

A. C. Пушкин, 1828


5
Задание 13 № 675

Укажите сти­ли­сти­че­ский прием, ос­но­ван­ный на со­че­та­нии оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке и уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха («С ми­ло­го се­ве­ра в сто­ро­ну южную»).


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

 

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

 

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

М. Ю. Лермонтов, 1840


6
Задание 13 № 710

Из приведённого ниже пе­реч­ня выберите три на­зва­ния художественных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных поэтом во вто­рой строфе дан­но­го стихотворения (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

 

1) анафора

2) метафора

3) ирония

4) эпитет

5) звукопись


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

 

С горы бежит поток проворный,

В лесу не.молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

 

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Ф. И. Тютчев, 1828—1854


7
Задание 13 № 839

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в 1-8-й стро­ках дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

 

1) сравнение

2) литота

3) оксюморон

4) эпитет

5) метафора


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

А. С. Пушкин, 1818

Пояснение · ·

8
Задание 13 № 891

Из при­ве­ден­но­го ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в пред­по­след­нем четверостишии. Ответ за­пи­ши­те в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания, без пробелов).

 

1. метафора

2. анафора

3. эпитет

4. сравнение

5. неологизмы, индивидуально-авторские слова


Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после текста

 

 

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.

 

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

 

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

 

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот.

В. Маяковский, 1913

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 2.
Пояснение · ·

9
Задание 13 № 942

Выпишите из этого сти­хо­тво­ре­ния индивидуально-авторское слово.


Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

 

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

 

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Это пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

 

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

А. А. Фет, 1881

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 6.
Пояснение · ·

10
Задание 13 № 1061

Из при­ве­ден­но­го ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сле­ду­ю­щих стро­ках стихотворения: «Где дрем­лет неж­ный мирт и тёмный кипарис,/ И сла­дост­но шумят по­лу­ден­ные волны» (номера ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

 

1) сравнение

2) олицетворение

3) эпитет

4) антитеза

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины;

Люблю твой слабый свет в небесной вышине:

Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень —

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

А. С. Пушкин, 1820


11
Задание 13 № 1099

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных А. С. Пуш­ки­ным в сти­хо­тво­ре­нии «К***». Ука­жи­те числа в по­ряд­ке возрастания без про­бе­лов и запятых.

 

1) гротеск

2) сравнение

3) эпитет

4) ирония

5) инверсия


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

K***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

 

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

 

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

 

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

А. С. Пушкин, 1825


12
Задание 13 № 1269

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в стихотворении. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке возрастания без про­бе­лов и запятых.

 

1) сравнение

2) неологизм

3) метафора

4) эпитет

5) анафора


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Элегия

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

 

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

А. С. Пушкин, 1830

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.
Пояснение · ·

13
Задание 13 № 1286

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке возрастания без про­бе­лов и запятых.

 

1) ри­то­ри­че­ский вопрос

2) эпитет

3) инверсия

4) анафора

5) гипербола


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

 

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

 

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

М. Ю. Лермонтов, 1830

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.

14
Задание 13 № 1303

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и запятых.

 

1) олицетворение

2) эпитет

3) гротеск

4) анафора

5) неологизм


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В. А. Жуковский, 1822

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.
Пояснение · ·

15
Задание 13 № 1456

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в пер­вых двух стро­фах стихотворения. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и запятых.

 

1) инверсия

2) метафора

3) анафора

4) сравнение

5) гротеск


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Любить иных — тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

 

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

 

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это — не большая хитрость.

Б. Л. Пастернак, 1931

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
Пояснение · ·

16
Задание 13 № 1820

Из при­ве­ден­но­го ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии «Родина». Но­ме­ра ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) анафора

2) инверсия

3) гротеск

4) ирония

5) метафора


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

 

РОДИНА

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

 

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Всё, что у нас осталось вдалеке,

 

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

 

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

 

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

 

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

К.М. Симонов, 1941


17
Задание 13 № 2625

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те 3 на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии (цифры ука­жи­те в любом порядке).

 

1) сравнение

2) неологизм

3) оксюморон

4) эпитет

5) метафора


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.

 

 

* * *

Мечты любви моей весенней,

Мечты на утре дней моих

Толпились — как стада оленей

У заповедных вод речных:


Малейший звук в зелёной чаще —

И вся их чуткая краса,

Весь сон блаженный и дрожащий

Уж мчался молнией в леса!

(И. А. Бунин, 1922)

Пояснение · ·

18
Задание 13 № 2651

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом во вто­рой стро­фе дан­но­го стихотворения. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны, в порядке возрастания.

 

1) эпитет

2) анафора

3) оксюморон

4) инверсия

5) метафора


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.

 

 

ШЁЛ СНЕГ…

Шёл снег: неспешно и торжественно –

такой воздушный, лёгкий, женственный.

Нет, он не шёл – он снисходил

до нас. А мы глазами хлопали,

любуясь медленными хлопьями,

представив счастье впереди.


Звон колокольный звал к заутрене,

земля, снежинками припудрена,

собой являла чистоту.

А мы стояли ошарашенно,

забыв про серость дня вчерашнего,

поверив в светлую мечту.


Неповторимые и разные

мы так похоже верим в праздники,

но чаще ждём их по весне.

И вдруг, нежданно и нечаянно,

восторг души сменил отчаянье...

А ведь всего-то – выпал снег!

(В. Н. Соколов, 1968)

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 01.04.2016. До­сроч­ная волна

Пройти тестирование по этим заданиям