литература
сайты - меню - вход - новости




Каталог заданий. Ли­те­ра­ту­ра XVIII века и пер­вой половины XIX века
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 16 № 67

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к теме лич­но­сти и эпохи и в чём их про­из­ве­де­ния со­по­ста­ви­мы с приведённым сти­хо­тво­ре­ни­ем М. Ю. Лермонтова?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Монолог

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд её мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

М. Ю. Лермонтов, 1829


2
Задание 16 № 84

Кто из рус­ских ли­ри­ков об­ра­щал­ся к теме вы­со­ко­го на­зна­че­ния поэта и в чём их про­из­ве­де­ния со­звуч­ны пуш­кин­ско­му сти­хо­тво­ре­нию «Поэту»?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

ПОЭТУ

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

А. С. Пушкин, 1830


3
Задание 16 № 119

Кто из рус­ских пи­са­те­лей об­ра­щал­ся в своём твор­че­стве к теме друж­бы и что сбли­жа­ет их про­из­ве­де­ния со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. С. Пушкина?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

И. И. Пущину

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

А С. Пушкин, 1826


4
Задание 16 № 153

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся в своей ли­ри­ке к сход­ным мо­ти­вам и в чём их про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Фета?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

А. А. Фет, 1843


5
Задание 16 № 595

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной ли­ри­ки мир при­ро­ды срав­ни­ва­ет­ся с миром че­ло­ве­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний и в чем эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ским «Анчаром»?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Анчар

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

 

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

 

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою. 

 

К нему и птица не летит

И тигр нейдет — лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

 

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

 

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

 

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

 

Принес — и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

 

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

A. C. Пушкин, 1828


6
Задание 16 № 680

Какие про­из­ве­де­ния рус­ских поэтов, отоб­ра­жа­ю­щие связь между внут­рен­ним миром че­ло­ве­ка и природой, со­звуч­ны лер­мон­тов­ским «Тучам»?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

 

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

 

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

М. Ю. Лермонтов, 1840


7
Задание 16 № 715

Каковы ос­нов­ные темы по­э­зии Ф. И. Тютчева и тра­ди­ции кого из рус­ских поэтов он продолжает, рас­кры­вая эти темы?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

 

С горы бежит поток проворный,

В лесу не.молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

 

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Ф. И. Тютчев, 1828—1854


8
Задание 16 № 844

В чем осо­бен­ность воль­но­лю­би­вой ли­ри­ки Пуш­ки­на и кто из рус­ских по­этов рас­кры­ва­ет в своей ли­ри­ке тему свободы?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

А. С. Пушкин, 1818


9
Задание 16 № 1066

Какие про­из­ве­де­ния рус­ской ли­ри­ки со­звуч­ны приведённому сти­хо­тво­ре­нию А. С. Пуш­ки­на и почему?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины;

Люблю твой слабый свет в небесной вышине:

Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень —

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

А. С. Пушкин, 1820

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по ли­те­ра­ту­ре 29.10.2012 ва­ри­ант 2.

6163


10
Задание 16 № 1104

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит лю­бов­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ским стихотворением?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

K***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

 

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

 

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

 

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

А. С. Пушкин, 1825

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по ли­те­ра­ту­ре 26.11.2012 ва­ри­ант 1.

18323


11
Задание 16 № 1274

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской по­э­зии со­дер­жит­ся фи­ло­соф­ское осмыс­ле­ние по­этом соб­ствен­но­го бытия и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ской «Элегией»?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Элегия

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

 

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

А. С. Пушкин, 1830

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.

31874


12
Задание 16 № 1291

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема, близ­кая сти­хо­тво­ре­нию Лер­мон­то­ва «Нищий»? Обос­нуй­те свой выбор и про­ве­ди­те сопоставление.


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

 

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

 

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

М. Ю. Лермонтов, 1830

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.

31875


13
Задание 16 № 1308

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к об­ра­зу моря и в чём их про­из­ве­де­ния могут быть со­по­став­ле­ны с «Морем» В. А. Жуковского?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В. А. Жуковский, 1822

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.

31876


14
Задание 16 № 1325

В про­из­ве­де­ни­ях каких рус­ских по­этов от­ра­же­но столк­но­ве­ние мечты и ре­аль­но­сти и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию М. Ю. Лермонтова?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Из-под таинственной, холодной полумаски

Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

 

Сквозь дымку лёгкую заметил я невольно

И девственных ланит и шеи белизну.

Счастливец! Видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

 

И создал я тогда в моём воображенье

По лёгким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

 

И всё мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

М. Ю. Лермонтов, 1841

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.

31877


15
Задание 16 № 1342

В про­из­ве­де­ни­ях каких рус­ских по­этов от­ра­же­но столк­но­ве­ние мечты и ре­аль­но­сти и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию М. Ю. Лермонтова?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Из-под таинственной, холодной полумаски

Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

 

Сквозь дымку лёгкую заметил я невольно

И девственных ланит и шеи белизну.

Счастливец! Видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

 

И создал я тогда в моём воображенье

По лёгким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

 

И всё мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

М. Ю. Лермонтов, 1841

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5.

31878


16
Задание 16 № 1427

В каких про­из­ве­де­ни­ях русских по­этов звучит мотив быст­ро­теч­но­сти жизни и в чём эти про­из­ве­де­ния созвучны сти­хо­тво­ре­нию С. А. Есенина?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с клёнов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

С. А. Есенин, 1921

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 5.

31889


17
Задание 16 № 1461

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к раз­мыш­ле­ни­ям о сущ­но­сти любви и в чём их про­из­ве­де­ния близ­ки или кон­траст­ны сти­хо­тво­ре­нию Б. Л. Пастернака?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Любить иных — тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

 

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

 

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это — не большая хитрость.

Б. Л. Пастернак, 1931

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.

31950


18
Задание 16 № 1825

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит пат­ри­о­ти­че­ская тема и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем К. М. Симонова?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

 

РОДИНА

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

 

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Всё, что у нас осталось вдалеке,

 

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

 

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

 

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

 

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

К.М. Симонов, 1941

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по ли­те­ра­ту­ре 18.02.2014 ва­ри­ант ЛИ10502.

53715


19
Задание 16 № 2110

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов рас­кры­ва­ют­ся вза­и­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и при­ро­ды и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем Ф.И. Тютчева?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьётся он,

И вот ушёл за небосклон.

 

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

 

Ф. И. Тютчев, 1836

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 26.05.2014. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 302.

103666


20
Задание 16 № 2127

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит «крестьянская» тема и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем Н. А. Не­кра­со­ва «Вчерашний день, часу в шестом…»?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашёл я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

 

Ни звука из её груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Н. А. Некрасов, 1848

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 26.05.2014. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 303.

103667


21
Задание 16 № 2765

Какие произведения русских поэтов содержат размышления о «горестях несчастливой любви» и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. С. Пушкина «Желание»?


 

ЖЕЛАНИЕ


Медлительно влекутся дни мои,

И каждый миг в унылом сердце множит

Все горести несчастливой любви

И все мечты безумия тревожит.

Но я молчу; не слышен ропот мой;

Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;

Моя душа, пленённая тоской,

В них горькое находит наслажденье.

О жизни час! лети, не жаль тебя,

Исчезни в тьме, пустое привиденье;

Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру любя!

(A. С. Пушкин, 1816)


22
Задание 16 № 3000

В каких произведениях русских поэтов звучит тема смысла жизни и в чём их можно сопоставить со стихотворением Пушкина?


Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

 

 

Монастырь на Казбеке.

Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.

 

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство бога скрыться мне!..

А. С. Пушкин, 1829

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пройти тестирование по этим заданиям