СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Ли­те­ра­ту­ра XVIII века и пер­вой половины XIX века

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 16 № 67

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к теме лич­но­сти и эпохи и в чём их про­из­ве­де­ния со­по­ста­ви­мы с приведённым сти­хо­тво­ре­ни­ем М. Ю. Лермонтова?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Монолог

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд её мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

М. Ю. Лермонтов, 1829

1
Задание 10 № 59

Стихотворение на­чи­на­ет­ся с вопроса, не тре­бу­ю­ще­го ответа и со­дер­жа­ще­го утверждение. Как на­зы­ва­ют­ся подобные вопросы?


2
Задание 11 № 60

Назовите сред­ство художественной изобразительности, пред­став­ля­ю­щее собой об­раз­ное определение («пылкая лю­бовь свободы», «дружбы сладкой»)?


3
Задание 12 № 61

Укажите на­зва­ние тропа, ос­но­ван­но­го на пе­ре­но­се свойств од­но­го предмета или яв­ле­ния на дру­гие («злобы яд», «жизни чаша»).


4
Задание 13 № 62

Какой приём ис­поль­зу­ет автор, ха­рак­те­ри­зуя своё поколение: «Мы, дети севера, как здеш­ние растенья, / Цветём недолго, быст­ро увядаем...»?


5
Задание 14 № 63

Укажите размер, ко­то­рым написано сти­хо­тво­ре­ние М. Ю. Лер­мон­то­ва «Монолог».


6
Задание 15 № 66

Чем обу­слов­ле­на груст­ная то­наль­ность лер­мон­тов­ско­го «Монолога»?


2
Задание 16 № 84

Кто из рус­ских ли­ри­ков об­ра­щал­ся к теме вы­со­ко­го на­зна­че­ния поэта и в чём их про­из­ве­де­ния со­звуч­ны пуш­кин­ско­му сти­хо­тво­ре­нию «Поэту»?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

ПОЭТУ

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

А. С. Пушкин, 1830

1
Задание 10 № 76

Укажите клас­си­че­ский ли­ри­че­ский жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пуш­ки­на «Поэту».


2
Задание 11 № 77

Как на­зы­ва­ет­ся троп, в ос­но­ве ко­то­ро­го — пе­ре­нос свойств одних пред­ме­тов или яв­ле­ний на дру­гие («похвал... ми­нут­ный шум»)?


3
Задание 12 № 78

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, за­клю­ча­ю­щий­ся в со­сед­стве оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке («Ты сам свой выс­ший суд»)?


4
Задание 13 № 79

Укажите на­зва­ние сред­ства ху­до­же­ствен­ной изобразительности, пред­став­ля­ю­ще­го собой об­раз­ное опре­де­ле­ние (например: «толпы холодной»).


5
Задание 14 № 80

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но пуш­кин­ское сти­хо­тво­ре­ние «Поэту»?


6
Задание 15 № 83

Что имеет в виду ли­ри­че­ский герой стихотворения, при­зы­вая поэта «не до­ро­жить лю­бо­вию народной»?


3
Задание 16 № 119

Кто из рус­ских пи­са­те­лей об­ра­щал­ся в своём твор­че­стве к теме друж­бы и что сбли­жа­ет их про­из­ве­де­ния со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. С. Пушкина?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

И. И. Пущину

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

А С. Пушкин, 1826

1
Задание 10 № 111

Назовите ли­ри­че­ский жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся приведённое сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пушкина.


2
Задание 11 № 112

Назовите сред­ство ху­до­же­ствен­ной выразительности, к ко­то­ро­му не­од­но­крат­но при­бе­га­ет автор сти­хо­тво­ре­ния («друг бесценный», «ясных дней»).


3
Задание 12 № 113

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха («Печальным сне­гом занесённый»)?

Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 13 № 114

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние оди­на­ко­вых слов в на­ча­ле сти­хо­твор­ных строк:

Да голос мой душе твоей

Да оза­рит он за­то­че­нье


5
Задание 14 № 115

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пуш­ки­на «И. И. Пущину»?


6
Задание 15 № 118

Как в сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пуш­ки­на пе­ре­да­на мысль о «бесценности» под­лин­ной дружбы?

Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 16 № 153

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся в своей ли­ри­ке к сход­ным мо­ти­вам и в чём их про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Фета?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

А. А. Фет, 1843

1
Задание 10 № 145

Три стро­фы сти­хо­тво­ре­ния на­чи­на­ют­ся одним и тем же словом. Как на­зы­ва­ет­ся такое ху­до­же­ствен­ное средство?


2
Задание 11 № 146

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся оду­шев­ле­ние природы, её «очеловечивание» в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии («...лес проснулся...»).


3
Задание 12 № 147

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха и свя­зан­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков («на меня ве­се­льем веет»)?


4
Задание 13 № 148

Укажите на­зва­ние со­зву­чия кон­цов сти­хо­твор­ных строк, иг­ра­ю­ще­го важ­ную роль в ор­га­ни­за­ции стиха (страстью — счастью; снова — го­то­ва и т.п.).


5
Задание 14 № 149

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. А. Фета?

Пояснение · · Видеокурс ·

6
Задание 15 № 152

К какой те­ма­ти­че­ской раз­но­вид­но­сти ли­ри­ки можно от­не­сти приведённое сти­хо­тво­ре­ние А. А. Фета и почему?

Пояснение · · Видеокурс ·

5
Задание 16 № 595

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной ли­ри­ки мир при­ро­ды срав­ни­ва­ет­ся с миром че­ло­ве­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний и в чем эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ским «Анчаром»?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Анчар

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

 

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

 

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою. 

 

К нему и птица не летит

И тигр нейдет — лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

 

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

 

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

 

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

 

Принес — и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

 

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

A. C. Пушкин, 1828

1
Задание 10 № 587

 

В на­ча­ле сти­хо­тво­ре­ния да­ет­ся опи­са­ние пустыни. Как на­зы­ва­ет­ся по­доб­ное опи­са­ние в ху­до­же­ствен­ном произведении?


2
Задание 11 № 588

Какой прием ис­поль­зу­ет поэт в фразе «Анчар, как гроз­ный часовой, стоит...»?


3
Задание 12 № 589

Как на­зы­ва­ет­ся об­раз­ное определение, слу­жа­щее сред­ством ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти («вихорь черный», «песок горючий» и т. п.)?


4
Задание 13 № 590

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приема, при­да­ю­ще­го стиху осо­бую зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность («И тот по­слуш­но в путь потек»).


5
Задание 14 № 591

Укажите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А.С. Пуш­ки­на «Анчар» (ответ дайте в име­ни­тель­ном па­де­же без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

Пояснение · · Видеокурс ·

6
Задание 15 № 594

Как в пуш­кин­ском сти­хо­тво­ре­нии со­от­но­сят­ся два со­дер­жа­тель­ных пла­ста — опи­са­ние ан­ча­ра и рас­сказ о ги­бе­ли раба?


Пройти тестирование по этим заданиям