СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
≡ литература
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Ли­те­ра­ту­ра второй по­ло­ви­ны XIX века

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 12 № 61

Укажите на­зва­ние тропа, ос­но­ван­но­го на пе­ре­но­се свойств од­но­го предмета или яв­ле­ния на дру­гие («злобы яд», «жизни чаша»).


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Монолог

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд её мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

М. Ю. Лермонтов, 1829

1
Задание 10 № 59

Стихотворение на­чи­на­ет­ся с вопроса, не тре­бу­ю­ще­го ответа и со­дер­жа­ще­го утверждение. Как на­зы­ва­ют­ся подобные вопросы?


2
Задание 11 № 60

Назовите сред­ство художественной изобразительности, пред­став­ля­ю­щее собой об­раз­ное определение («пылкая лю­бовь свободы», «дружбы сладкой»)?


3
Задание 13 № 62

Какой приём ис­поль­зу­ет автор, ха­рак­те­ри­зуя своё поколение: «Мы, дети севера, как здеш­ние растенья, / Цветём недолго, быст­ро увядаем...»?


4
Задание 14 № 63

Укажите размер, ко­то­рым написано сти­хо­тво­ре­ние М. Ю. Лер­мон­то­ва «Монолог».


5
Задание 15 № 66

Чем обу­слов­ле­на груст­ная то­наль­ность лер­мон­тов­ско­го «Монолога»?


6
Задание 16 № 67

Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к теме лич­но­сти и эпохи и в чём их про­из­ве­де­ния со­по­ста­ви­мы с приведённым сти­хо­тво­ре­ни­ем М. Ю. Лермонтова?


2
Задание 12 № 623

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приема, ос­но­ван­но­го на по­вто­ре­нии оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке («Когда сту­де­ный ключ иг­ра­ет по оврагу...»).


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

 

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

 

Когда студеный ключ играет по оврагу 

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

 

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

M. Ю. Лермонтов, 1837

1
Задание 10 № 621

Как на­зы­ва­ет­ся об­раз­ное определение, слу­жа­щее сред­ством ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти («ландыш серебристый», «таинственную сагу» и т. п.)?


2
Задание 11 № 622

Слива, ландыш, сту­де­ный ключ в сти­хо­тво­ре­нии на­де­ле­ны че­ло­ве­че­ски­ми свойствами. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся это ху­до­же­ствен­ное средство?


3
Задание 13 № 624

В сти­хо­тво­ре­нии вос­со­зда­ны сме­ня­ю­щие кар­ти­ны рус­ской природы. Как на­зы­ва­ет­ся опи­са­ние при­ро­ды в ху­до­же­ствен­ном произведении?


4
Задание 14 № 625

Укажите размер, ко­то­рым на­пи­са­но лер­мон­тов­ское сти­хо­тво­ре­ние (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).


5
Задание 15 № 628

Каким пред­ста­ет внут­рен­ний мир ли­ри­че­ско­го героя сти­хо­тво­ре­ния Лермонтова?


6
Задание 16 № 629

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов отоб­ра­же­на ду­хов­ная связь че­ло­ве­ка и при­ро­ды и как эти про­из­ве­де­ния со­от­но­сят­ся с лер­мон­тов­ским стихотворением?


3
Задание 12 № 691

Как на­зы­ва­ет­ся услов­ный герой, чьи чув­ства и пе­ре­жи­ва­ния пе­ре­да­ют­ся в стихотворении?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло-

 

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, -

 

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

 

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, —

И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

 

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Ф. И. Тютчев, 1870

1
Задание 10 № 689

Вторая и тре­тья стро­фы сти­хо­тво­ре­ния по­стро­е­ны на со­по­став­ле­нии кар­тин при­ро­ды и со­сто­я­ния человека. Как в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии на­зы­ва­ет­ся этот прием?

Пояснение · · Видеокурс ·

2
Задание 11 № 690

Какое сред­ство ино­ска­за­тель­ной вы­ра­зи­тель­но­сти два­жды ис­поль­зо­ва­но по­этом в пер­вой стро­фе («отжившее сердце», «время золотое»)?


3
Задание 13 № 692

Из при­ве­ден­но­го ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приемов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в чет­вер­той и пятой стро­фах дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

 

1) гипербола

2) сравнение

3) анафора

4) эпитет

5) эпифора

Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 14 № 693

Определите размер, ко­то­рым на­пи­са­но стихотворение (без указания количества стоп).


5
Задание 15 № 696

Как раз­лич­ные по­э­ти­че­ские при­е­мы по­мо­га­ют ав­то­ру пе­ре­дать чувства, охва­тив­шие ли­ри­че­ско­го героя?


6
Задание 16 № 697

В чем осо­бен­ность изоб­ра­же­ния чувств че­ло­ве­ка в ли­ри­ке Ф. И. Тют­че­ва и каких рус­ских по­этов можно на­звать его последователями?

Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 12 № 753

Укажите номер строфы, в ко­то­рой ха­рак­тер риф­мов­ки от­ли­ча­ет­ся от ха­рак­те­ра риф­мов­ки осталь­ных строф.


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

 

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ф. И. Тютчев, 1857

1
Задание 10 № 751

Как на­зы­ва­ет­ся раз­но­вид­ность лирики, в ос­но­ве ко­то­рой изоб­ра­же­ние кар­тин природы?


2
Задание 11 № 752

Первая и вто­рая стро­ки вто­рой и тре­тьей строф по­стро­е­ны на про­ти­во­по­став­ле­нии ре­аль­но су­ще­ству­ю­ще­го осен­не­го по­э­ти­че­ско­го мира миру ушед­ше­му и миру наступающему. Как на­зы­ва­ет­ся этот прием?


3
Задание 13 № 754

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в тре­тьей стро­фе дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

 

1) гипербола

2) анафора

3) метафора

4) эпитет

5) звукопись


4
Задание 14 № 755

В пер­вых двух стро­ках сти­хо­тво­ре­ния ис­поль­зо­ван не­пря­мой по­ря­док слов. Как на­зы­ва­ет­ся такой прием?


5
Задание 15 № 758

Можно ли при­ве­ден­ное сти­хо­тво­ре­ние от­не­сти к фи­ло­соф­ской лирике? Обос­нуй­те свою точку зрения.


6
Задание 16 № 759

Каковы осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния при­ро­ды в ли­ри­ке Ф. И. Тют­че­ва и ли­ри­ка кого из пред­ше­ству­ю­щих и по­сле­ду­ю­щих по­этов близ­ка Тютчеву?


5
Задание 12 № 770

Как на­зы­ва­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ный эле­мент произведения, изоб­ра­жа­ю­щий кар­ти­ны при­ро­ды («Сияла ночь. Луной был полон сад...»)?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

 

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

 

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

 

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

А. А. Фет, 1877

1
Задание 10 № 768

Назовите ху­до­же­ствен­ный прием, ис­поль­зо­ван­ный Фетом во вто­рой и чет­вер­той стро­фах для вы­ра­же­ния со­сто­я­ния ли­ри­че­ско­го героя.


2
Задание 11 № 769

В тре­тьей стро­фе сти­хо­тво­ре­ния про­ти­во­по­став­ля­ет­ся по­э­ти­че­ский мир «томительных и скуч­ных лет» и мир «звучных вздохов». Как на­зы­ва­ет­ся этот ху­до­же­ствен­ный прием?


3
Задание 13 № 771

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в тре­тьей стро­фе дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

 

1) гипербола

2) анафора

3) олицетворение

4) эпитет

5) звукопись

Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 14 № 772

Опре­де­ли­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние.


5
Задание 15 № 775

Как раз­лич­ные по­э­ти­че­ские при­е­мы по­мо­га­ют ав­то­ру пе­ре­дать ве­ду­щее на­стро­е­ние стихотворения?

Пояснение · · Видеокурс ·

6
Задание 16 № 776

В чем осо­бен­но­сти по­э­ти­че­ско­го ре­ше­ния темы любви Фетом и в каких сти­хо­тво­ре­ни­ях рус­ских по­этов встре­ча­ют­ся те же особенности?


Пройти тестирование по этим заданиям