литература
Информатика
Русский язык
Английский язык
Немецкий язык
Французcкий язык
Испанский язык
Физика
Химия
Биология
География
Обществознание
Литература
История
сайты - меню - вход - новости




Каталог заданий.
Ли­те­ра­ту­ра XX века
Сортировка:
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 12 № 10

Укажите приём, к ко­то­ро­му при­бе­га­ет автор в строках:

 

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы пер­вые любви!


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А. А. Блок, 1908

Пояснение · ·

2
Задание 12 № 27

Как на­зы­ва­ет­ся об­раз­ное определение, яв­ля­ю­ще­е­ся сред­ством ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти («клён заледенелый» , «под ме­те­лью белой»)?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойкой.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

С. А. Есенин, 1925


3
Задание 12 № 44

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приёма, ос­но­ван­но­го на со­сед­стве оди­на­ко­вых глас­ных звуков, уси­ли­ва­ю­ще­го вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи и рас­счи­тан­но­го на слу­хо­вое вос­при­я­тие об­ра­за («И, слов­но об­ла­ком суровым»).


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

На поле Куликовом

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

А. А. Блок, 1908


4
Задание 12 № 96

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха (Не осквер­нил­ся скорб­ный дух)?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

...Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

А. А. Ахматова, 1917


5
Задание 12 № 130

В сло­во­со­че­та­нии «славословья му­зы­кою громкой» ис­поль­зо­ва­но сред­ство ху­до­же­ствен­ной выразительности, в ос­но­ве ко­то­ро­го — пе­ре­нос свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на другие. Как оно называется?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

Есть имена и есть такие даты, —

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты, —

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

А. Т. Твардовский, 1966


6
Задание 12 № 164

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха и свя­зан­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем оди­на­ко­вых глас­ных зву­ков («на плахе рас­прь моих земля»)?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Родина

О, неподатливый язык!

Чего бы попросту — мужик,

Пойми, певал и до меня:

«Россия, родина моя!»

Но и с калужского холма

Мне открывалася она —

Даль, тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирождённая, как боль,

Настолько родина и столь —

Рок, что повсюду, через всю

Даль — всю её с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись Домой!»

Со всех — до горних звезд —

Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,

Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля —

Гордыня, родина моя!

М. И. Цветаева, 1932


7
Задание 12 № 181

Как на­зы­ва­ет­ся приём, ис­поль­зо­ван­ный по­этом в пятой стро­фе сти­хо­тво­ре­ния («И пря­тать в ней свои шаги, / Как пря­чет­ся в ту­ма­не местность...»)?


Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

 

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

 

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак, 1956


8
Задание 12 № 521

Укажите прием, к ко­то­ро­му при­бе­га­ет автор в строках:

 

Мне избы серые твои, Твои мне песни

ветровые, — Как слезы пер­вые любви!


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А. А. Блок, 1908

Источник: Демонстрационная вер­сия ЕГЭ—2013 по литературе.
Пояснение · ·

9
Задание 12 № 538

В чет­вер­той стро­фе сти­хо­тво­ре­ния смеж­ные стро­ки имеют оди­на­ко­вое начало:

Много дум я в ти­ши­не продумал, Много

песен про себя сложил,

Как на­зы­ва­ет­ся эта сти­ли­сти­че­ская фигура?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

 

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать. 

 

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

 

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

 

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

 

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

 

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

 

Знаю я, что в-той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924


10
Задание 12 № 555

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приема, ос­но­ван­но­го на пре­об­ла­да­нии сход­ных глас­ных зву­ков в по­э­ти­че­ской стро­ке («Из края в край, из дола в дол»).


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

 

 

Русь

Ты и во сне необычайна. Твоей

одежды не коснусь. Дремлю — и за

дремотой тайна, И в тайне — ты

почиешь, Русь.

 

Русь, опоясана реками И дебрями

окружена, С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

 

Где разноликие народы Из края в

край, из дола в дол Ведут ночные

хороводы Под заревом горящих сел.

 

Где ведуны с ворожеями Чаруют

злаки на полях, И ведьмы тешатся с

чертями В дорожных снеговых

столбах.

 

Где буйно заметает вьюга До крыши

— утлое жилье, И девушка на злого

друга Под снегом точит лезвее.

 

Где все пути и все распутья Живой клюкой

измождены, И вихрь, свистящий в голых

прутьях, Поет преданья старины...

 

Так — я узнал в моей дремоте Страны

родимой нищету, И в лоскутах ее

лохмотий Души скрываю наготу.

 

Тропу печальную, ночную Я до

погоста протоптал, И там, на

кладбище ночуя, Подолгу песни

распевал.

 

И сам не понял, не измерил, Кому я

песни посвятил, 

В какого бога страстно верил, Какую

девушку любил.

 

Живую душу укачала, Русь, на

своих просторах, ты, И вот — она

не запятнала Первоначальной

чистоты.

 

Дремлю — и за дремотой тайна, И в

тайне почивает Русь, Она и в снах

необычайна. Ее одежды не коснусь.

A. Л. Блок, 1906


11
Задание 12 № 572

Какой ху­до­же­ствен­ный прием ис­поль­зо­ван в сле­ду­ю­щих строках: «Кто со­здан из камня, кто со­здан из глины»; «Сквозь каждое сердце, сквозь каж­дые сети»?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

* * *

Кто создан из камня, кто создан из глины,

— А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

 

Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и надгробные плиты...

— В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!

 

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти? —

Земною не сделаешь солью.

 

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!

М. Л. Цветаева, 1920


12
Задание 12 № 606

Каким тер­ми­ном на­зы­ва­ют один из тропов, об­раз­ное выражение, пре­уве­ли­чи­ва­ю­щее какое-либо дей­ствие или яв­ле­ние («На меня на­став­лен су­мрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

 

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси. 

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

 

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

 

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Б. Л. Пастернак, 1946


13
Задание 12 № 640

Укажите на­зва­ние тропа, в ос­но­ве ко­то­ро­го лежит пе­ре­нос свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на дру­гие («Высоко бегут по кар­ни­зам //Улыбки, сказ­ки и сны»).


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

 

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

 

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

А. А. Блок, 1902

Пояснение · ·

14
Задание 12 № 657

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приема, ос­но­ван­но­го на со­сед­стве оди­на­ко­вых со­глас­ных звуков, уси­ли­ва­ю­ще­го вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи и рас­счи­тан­но­го на слу­хо­вое вос­при­я­тие об­ра­за («Тихо льет­ся с кле­нов ли­стьев медь»).


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

C. A. Есенин, 1921


15
Задание 12 № 735

Как на­зы­ва­ет­ся прием, поз­во­ля­ю­щий вы­де­лить наи­бо­лее зна­чи­мый по­э­ти­че­ский образ: «а мне ни один не ра­до­стен звон, // кроме звона тво­е­го лю­би­мо­го имени»?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

Лиличка!

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.

Комната —

глава в крученыховском аде.

Вспомни —

за этим окном

впервые

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День еще —

выгонишь,

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

давай простимся сейчас.

Все равно

любовь моя —

тяжкая гиря ведь —

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят —

он уйдет,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

В. В. Маяковский, 1916


16
Задание 12 № 787

4-я, 5-я строфы. Ука­жи­те пару глаголов-антонимов, пе­ре­да­ю­щих кон­траст в со­сто­я­нии со­ба­ки и в на­стро­е­нии стихотворения.


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

Песнь о собаке

 

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

 

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

 

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок. 

 

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

 

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

 

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

 

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

С. А. Есенин, 1915


17
Задание 12 № 804

Какая рифма ис­поль­зу­ет­ся во всех стро­фах стихотворения?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

 

***

В горнице моей светло —

Это от ночной звезды,

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды.

 

Красные цветы мои

В садике завяли все,

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

 

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день:

 

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе.

Н. М. Рубцов, 1965

Пояснение · ·

18
Задание 12 № 958

Из пе­ре­чис­лен­ных ниже по­э­ти­че­ских средств три встре­ча­ют­ся в пер­вой стро­фе стихотворения. Ответ за­пи­ши­те в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания, без пробелов).

 

1. метафора

2. олицетворение

3. гипербола

4. эпитет

5. метонимия


Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

 

 

Сентябрь

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

 

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

 

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

Н. Заболоцкий, 1957

Источник: Ян­декс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Ва­ри­ант 5.
Пояснение · ·

19
Задание 12 № 1043

Какой приём ис­поль­зу­ет автор в строке: «От дней войны, от дней свободы»?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Рождённые в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота — то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то.

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьётся с криком вороньё, —

Те, кто достойней. Боже, Боже,

Да узрят царствие твоё!

А. А. Блок, 1914

Пояснение · ·

20
Задание 12 № 1132

Обращаясь к во­об­ра­жа­е­мой аудитории, ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния задаёт им вопросы, не рас­счи­ты­вая услы­шать ответ. Как на­зы­ва­ют­ся такие вопросы?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

К ответу!

Гремит и гремит войны барабан.

Зовёт железо в живых втыкать.

Из каждой страны

за рабом раба

бросают на сталь штыка.

За что?

Дрожит земля

голодна,

раздета.

Выпарили человечество кровавой баней

только для того, чтоб кто-то

где-то

разжился Албанией.

Сцепилась злость человечьих свор,

падает на мир за ударом удар

только для того,

чтоб бесплатно

Босфор

проходили чьи-то суда. Скоро у мира

не останется неполоманного ребра.

И душу вытащат.

И растопчут там её

только для того,

чтоб кто-то

к рукам прибрал

Месопотамию.

Во имя чего

сапог

землю растаптывает скрипящ и груб?

кто над небом боёв -

свобода?

Бог?

Рубль!

Когда же встанешь во весь свой рост ты,

отдающий жизнь свою им?

Когда же в лицо им бросишь вопрос: за что воюем?

В. В. Маяковский 1917


21
Задание 12 № 1149

«Дикий скат», «пустой крем­ни­стый дол». Как на­зы­ва­ет­ся изоб­ра­же­ние кар­тин при­ро­ды в ху­до­же­ствен­ном произведении?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

В горах

 

Поэзия темна, в словах невыразима: Как взволновал

меня вот этот дикий скат. Пустой кремнистый дол, загон

овечьих стад, Пастушеский костёр и горький запах

дыма!

 

Тревогой странною и радостью томимо, Мне сердце

говорит: «Вернись, вернись назад!»-Дым на меня

пахнул, как сладкий аромат, И с завистью, с тоской я

проезжаю мимо.

 

Поэзия не в том, совсем не в том, что свет Поэзией

зовет. Она в моём наследстве. Чем я богаче им, тем

больше я поэт.

 

Я говорю себе, почуяв тёмный след

Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве:

— Нет в мире разных душ и времени в нём нет!

И.А. Бунин, 1916


22
Задание 12 № 1166

Обращаясь к звёздам, герой сти­хо­тво­ре­ния задаёт им вопросы, не ожи­дая услы­шать ответ. Как на­зы­ва­ют­ся такие вопросы?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Звёзды

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

 

Частые звёздочки, звёздочки тесные!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные.

Силу великую знания жгучего?

 

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звёзды небесные, звёзды далёкие!

С. А. Есенин, 1911


23
Задание 12 № 1183

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приема, ос­но­ван­но­го на по­вто­ре­нии оди­на­ко­вых глас­ных зву­ков в стро­ке («День вечереет, небо опустело»).


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно —

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

И. А. Бунин, 1909


24
Задание 12 № 1200

Каким тер­ми­ном обозначается сти­ли­сти­че­ский приём, ос­но­ван­ный на по­вто­ре­нии одинаковых со­глас­ных звуков в стро­ке («Как от пред­смерт­ной боли, бьётся, бьётся»)?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Сегодня мне письма не принесли:

Забыл он написать или уехал;

Весна, как трель серебряного смеха,

Качаются в заливе корабли.

Сегодня мне письма не принесли...

 

Он был со мной ещё совсем недавно,

Такой влюбленный, ласковый и мой,

Но это было белою зимой,

Теперь весна, и грусть весны отравна,

Он был со мной ещё совсем недавно...

 

Я слышу: лёгкий трепетный смычок,

Как от предсмертной боли, бьётся, бьётся

И страшно мне, что сердце разорвётся,

Не допишу я этих нежных строк...

А. А. Ахматова, 1912


25
Задание 12 № 1217

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приёма, ос­но­ван­но­го на по­вто­ре­нии оди­на­ко­вых глас­ных зву­ков в стро­ке («В цер­ков­ной рос­пи­си оконниц»).


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Когда разгуляется

Большое озеро как блюдо.

За ним - скопленье облаков,

Нагромождённых белой грудой

Суровых горных ледников.

 

По мере смены освещенья

И лес меняет колорит.

То весь горит, то чёрной тенью

Насевшей копоти покрыт.

 

Когда в исходе дней дождливых

Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава!

 

Стихает ветер, даль расчистив,

Разлито солнце по земле.

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

 

В церковной росписи оконниц

Так в вечность смотрят изнутри

В мерцающих венцах бессонниц

Святые, схимники, цари.

 

Как будто внутренность собора —

Простор земли, и чрез окно

Далёкий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.

 

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Б. Л. Пастернак, 1956


26
Задание 12 № 1234

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся сти­ли­сти­че­ский прием, ос­но­ван­ный на по­вто­ре­нии оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке («Киcти вмеcте с звёздами, звёзды вмеcте c киcтями»)?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

На меня нацелилась груша да черёмуха —

Силою рассыпчатой бьёт в меня без промаха.

 

Кисти вместе с звёздами, звёзды вместе с кистями, —

Что за двоевластье там? В чьём соцветьи истина?

 

С цвету ли, с размаха ли — бьёт воздушно-целыми

В воздух, убиваемый кистенями белыми.

 

И двойного запаха сладость неуживчива:

Борется и тянется − смешана, обрывчива.

О. Э. Мандельштам, 1937


27
Задание 12 № 1251

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приёма, ос­но­ван­но­го на по­вто­ре­нии оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке («Быть свет­ской пу­стын­ни­цей строй­но­го роста»).


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Я счастлива жить образцово и просто —

Как солнце, как маятник, как календарь.

Быть светской пустынницей стройного роста,

Премудрой — как всякая Божия тварь.

 

Знать: дух — мой сподвижник и дух — мой вожатый!

Входить без доклада, как луч и как взгляд.

Жить так, как пишу: образцово и сжато —

Как Бог повелел и друзья не велят.

М. И. Цветаева, 1919


28
Задание 12 № 1353

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, ос­но­ван­ный на по­вто­ре­нии оди­на­ко­вых глас­ных в стро­ке («В мер­ца­ньи красных лампад»)?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

 

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

А. А. Блок, 1902

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.

29
Задание 12 № 1370

Какое сред­ство ху­до­же­ствен­ной изоб­ра­зи­тель­но­сти ис­поль­зу­ет автор, чтобы по­ка­зать су­ро­вые усло­вия ссылки, куда по­па­ла мать («леса темнее», «зимы доль­ше и лютей»)?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.

 

 

Памяти матери

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой...

 

 

 

Из песни

— Ты откуда эту песню,

Мать, на старость запасла

Неоткуда — всё оттуда,

Где у матери росла.

 

Всё из той своей родимой

Приднепровской стороны,

Из далёкой-предалёкой

Деревенской старины.

 

Там считалось, что прощалась

Навек с матерью родной,

Если замуж выходила

Девка на берег другой.

 

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой.

 

Давней молодости слёзы,

Не до тех девичьих слёз,

Как иные перевозы

В жизни видеть привелось.

 

Как с земли родного края

Вдаль спровадила пора.

Там текла река другая —

Шире нашего Днепра.

 

В том краю леса темнее,

Зимы дольше и лютей,

Даже снег визжал больнее

Под полозьями саней.

 

Но была, пускай не пета,

Песня в памяти жива.

Были эти на край света

Завезённые слова.

 

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой...

 

Отжитое — пережито,

А с кого какой же спрос?

Да уже неподалёку

И последний перевоз.

 

Перевозчик-водогребщик,

Старичок седой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой.

А. Т. Твардовский, 1965

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.

30
Задание 12 № 1387

Назовите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют ху­до­же­ствен­ное пре­уве­ли­че­ние («Кроме любви твоей, / мне / нету моря... / Кроме любви твоей, / мне / нету солнца»).


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.

 

 

Лиличка!

Вместо письма

 

Дым табачный воздух выел.

Комната —

глава в крученыховском аде.

Вспомни —

за этим окном

впервые

руки твои, исступлённый, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День ещё —

выгонишь,

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

дай простимся сейчас.

Всё равно

любовь моя —

тяжкая гиря ведь —

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят —

он уйдёт,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей, мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролёт не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметённый карнавал

растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

В. В. Маяковский, 1916

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 3.
Пояснение · ·

31
Задание 12 № 1404

Назовите сред­ство ху­до­же­ствен­ной выразительности, ос­но­ван­ное на пе­ре­но­се свойств одних пред­ме­тов или яв­ле­ний на дру­гие по сход­ству (например, «белых яб­лонь дым», «увяданья зо­ло­том охваченный»).


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с клёнов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

С. А. Есенин, 1921

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.

32
Задание 12 № 1438

Назовите ху­до­же­ствен­ное средство, уси­ли­ва­ю­щее эмо­ци­о­наль­ное зву­ча­ние стро­ки «О жизни тленной, тлен­ной и прекрасной».


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

 

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

 

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

 

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

А. А. Ахматова, 1912

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.

33
Задание 12 № 1472

Укажите термин, обо­зна­ча­ю­щий со­зву­чие окон­ча­ний сти­хо­твор­ных строк (сначала — канала; встарь — фонарь).


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

 

Умрёшь — начнёшь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

А. Л. Блок, 1912

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.

34
Задание 12 № 1489

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (снов — основ; истин — бес­ко­ры­стен и т. п.)?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

Любить иных — тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

 

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

 

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это — не большая хитрость.

Б. Л. Пастернак, 1931

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.

35
Задание 12 № 1506

Укажите приём, к ко­то­ро­му при­бе­га­ет автор в строках:

 

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слёзы пер­вые любви!


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

 

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слёзы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А. А. Блок, 1908

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по литературе.

36
Задание 12 № 1523

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, ос­но­ван­ный на по­вто­ре­нии оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке («Здравствуй, зла­тое затишье»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Вот оно, глупое счастье, С белыми

окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихо закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью берёзы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветёт

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт.

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок...

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!

С. Л. Есенин, 1918

 


37
Задание 12 № 1540

С каким жан­ром уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства пе­ре­кли­ка­ют­ся фи­наль­ные стро­ки сти­хо­тво­ре­ния («Как говорится...»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Когда пройдёшь путём колонн

В жару, и в дождь, и в снег,

Тогда поймёшь.

Как сладок сон.

Как радостен ночлег.

 

Когда путём войны пройдёшь,

Ещё поймёшь порой,

Как хлеб хорош

И как хорош

Глоток воды сырой.

 

Когда пройдёшь таким путём

Не день, не два, солдат.

Еще поймёшь.

Как дорог дом,

Как отчий угол свят.

 

Когда — науку всех наук

— В бою постигнешь бой,

— Ещё поймёшь,

Как дорог друг,

Как дорог каждый свой —

 

И про отвагу, долг и честь

Не будешь зря твердить.

Они в тебе,

Какой ты есть,

Каким лишь можешь быть.

 

Таким, с которым, коль дружить

И дружбы не терять,

Как говорится,

Можно жить

И можно умирать.

А. Т. Твардовский, 1943


38
Задание 12 № 1802

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, ос­но­ван­ный на по­вто­ре­нии оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке («свистят они, как пули у виска»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

 

Мгновения

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймёшь, наверное, —

свистят они,

как пули у виска,

мгновения,

мгновения,

мгновения.

У каждого мгновенья свой резон,

свои колокола,

своя отметина,

Мгновенья раздают — кому позор,

кому бесславье, а кому бессмертие.

Мгновения спрессованы в года,

Мгновения спрессованы в столетия.

И я не понимаю иногда,

где первое мгновенье,

где последнее.

Из крохотных мгновений соткан дождь.

Течёт с небес вода обыкновенная.

И ты порой почти полжизни ждёшь,

когда оно придёт, твоё мгновение.

Придёт оно, большое, как глоток,

глоток воды во время зноя летнего.

А в общем,

надо просто помнить долг

от первого мгновенья

до последнего.

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймёшь, наверное, –

свистят они,

как пули у виска,

мгновения,

мгновения,

мгновения.

(Р. И. Рождественский, 1973)


39
Задание 12 № 1890

В за­клю­чи­тель­ных стро­фах сти­хо­тво­ре­ния зву­чат вопросы, не тре­бу­ю­щие ответа. Как они называются?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

Безмолвна неба синева,

Деревья в мареве уснули.

Сгорела вешняя трава

В высоком пламени июля.

 

Ещё совсем недавно тут

Туман клубился на рассвете,

Но высох весь глубокий пруд,

По дну пруда гуляет ветер.

 

В степи поодаль есть родник,

Течёт в траве он струйкой ясной,

Весь зной степной к нему приник

И пьёт, и пьёт, но всё напрасно:

 

Ключа студёная вода

Бежит, как и весной бежала.

Неужто он сильней пруда:

Пруд был велик, а этот жалок?

 

Но подожди судить. Кто знает?

Он только с виду мал и тих.

Те воды, что его питают,

Ты видел их? Ты мерил их?

В.А. Солоухин, 1953


40
Задание 12 № 1907

Как на­зы­ва­ет­ся дан­ный ху­до­же­ствен­ный приём: «Люблю обыч­ные слова, Как не­из­ве­дан­ные страны»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

 

Слова

Красиво падала листва,

Красиво плыли пароходы.

Стояли ясные погоды,

И праздничные торжества

Справлял сентябрь первоначальный,

Задумчивый, но не печальный.

 

И понял я, что в мире нет

Затёртых слов или явлений.

Их существо до самых недр

Взрывает потрясённый гений.

И ветер необыкновенней,

Когда он ветер, а не ветр.

 

Люблю обычные слова,

Как неизведанные страны.

Они понятны лишь сперва,

Потом значенья их туманны.

Их протирают, как стекло,

И в этом наше ремесло.

Д. С. Самойлов, 1961


41
Задание 12 № 1953

Укажите номер строфы, в ко­то­рой поэт ис­поль­зу­ет ана­фо­ру (используйте по­ряд­ко­вое чис­ли­тель­ное в им. падеже).


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

Ночь на родине

 

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений!

 

Тихо так, как будто никогда

Здесь крыши сёл не слыхивали грома!

Не встрепенётся ветер у пруда,

И на дворе не зашуршит солома,

 

И редок сонный коростеля крик...

Вернулся я – былое не вернётся!

Ну что же? Пусть хоть это остаётся,

Продлится пусть хотя бы этот миг,

 

Когда души не трогает беда,

И так спокойно двигаются тени,

И тихо так, как будто никогда

Уже не будет в жизни потрясений,

 

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром...

Н. М. Рубцов, 1967

Пояснение · ·

42
Задание 12 № 1970

Как на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ский приём, ос­но­ван­ный на ис­поль­зо­ва­нии оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке («И слёзы сли­зы­вая с губ»)?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

Дай выстрадать стихотворенье!

Дай вышагать его! Потом,

Как потрясённое растенье,

Я буду шелестеть листом.

 

Я только завтра буду мастер,

И только завтра я пойму,

Какое привалило счастье

Глупцу, шуту, бог весть кому, —

 

Большую повесть поколенья

Шептать, нащупывая звук,

Шептать, дрожа от изумленья

И слёзы слизывая с губ.

Д.С. Самойлов, 1968


43
Задание 12 № 1987

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк («ран — стран», «драка — однако»)?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

ДАЙ БОГ!

Дай бог слепцам глаза вернуть

и спины выпрямить горбатым.

Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,

но быть нельзя чуть-чуть распятым.

 

Дай бог не вляпаться во власть

и не геройствовать подложно,

и быть богатым — но не красть,

конечно, если так возможно.

 

Дай бог быть тёртым калачом,

не сожранным ничьею шайкой,

ни жертвой быть, ни палачом,

ни барином, ни попрошайкой.

 

Дай бог поменьше рваных ран,

когда идёт большая драка.

Дай бог побольше разных стран,

не потеряв своей, однако.

 

Дай бог, чтобы твоя страна

тебя не пнула сапожищем.

Дай бог, чтобы твоя жена

тебя любила даже нищим.

 

Дай бог лжецам замкнуть уста,

глас божий слыша в детском крике.

Дай бог живым узреть Христа,

пусть не в мужском, так в женском лике.

 

Не крест — бескрестье мы несём,

а как сгибаемся убого.

Чтоб не извериться во всем,

Дай бог ну хоть немного Бога!

 

Дай бог всего, всего, всего

и сразу всем — чтоб не обидно...

Дай бог всего, но лишь того,

за что потом не станет стыдно.

Е. А. Евтушенко, 1996


44
Задание 12 № 2004

В сти­хо­тво­ре­нии ис­тин­ные поэты про­ти­во­по­став­ле­ны «психопатам и кликушам». Как на­зы­ва­ет­ся приём про­ти­во­по­став­ле­ния в ху­до­же­ствен­ном произведении?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

О фатальных датах и цифрах

 

Кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт,

А если в точный срок, — так в полной мере.

На цифре 26 один шагнул под пистолет,

Другой же — в петлю слазил в «Англетере».

 

А в тридцать три Христу... (Он был поэт, он говорил:

«Да не убий!» Убьёшь — везде найду, мол.)

Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,

Чтоб не писал и чтобы меньше думал.

 

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, —

Вот и сейчас — как холодом подуло:

Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль

И Маяковский лёг виском на дуло.

 

Задержимся на цифре 37! Коварен бог —

Ребром вопрос поставил: или — или!

На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,

А нынешние — как-то проскочили.

 

Дуэль не состоялась или — перенесена,

А в тридцать три распяли, но — не сильно,

А в тридцать семь — не кровь, да что там кровь! — и седина

Испачкала виски не так обильно.

 

«Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа?»

Терпенье, психопаты и кликуши!

Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души.

 

На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е», —

Укоротить поэта! — вывод ясен, —

И нож в него! — но счастлив он висеть на острие,

Зарезанный за то, что был опасен!

 

Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, —

Томитесь, как наложницы в гареме:

Срок жизни увеличился — и, может быть, концы

Поэтов отодвинулись на время!

В. С. Высоцкий, 1971


45
Задание 12 № 2021

Особую взвол­но­ван­ность сти­хо­тво­ре­нию Н. М. Руб­цо­ва при­да­ют вос­кли­ца­ния и вопросы, не тре­бу­ю­щие ответа. Как они называются?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

 

 

Зимняя песня

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звёздами нежно украшена

Тихая зимняя ночь.

 

Светятся тихие, светятся чудные,

Слышится шум полыньи...

Были пути мои трудные, трудные.

Где ж вы, печали мои?

 

Скромная девушка мне улыбается,

Сам я улыбчив и рад!

Трудное, трудное — всё забывается,

Светлые звёзды горят!

 

— Кто мне сказал, что во мгле заметеленной

Глохнет покинутый луг?

Кто мне сказал, что надежды потеряны?

Кто это выдумал, друг?

 

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звёздами нежно украшена

Тихая зимняя ночь...

Н. М. Рубцов, 1965

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.

46
Задание 12 № 2404

Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк («иначе – плачет»; «улиц – безумец» и т. п.)?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

 

 

***

 

Когда я мрачен или весел,

Я ничего не напишу.

Своим душевным равновесьем,

Признаться стыдно, дорожу.

 

Пускай, кто думает иначе,

К столу бежит, а не идёт,

И там безумствует, и плачет,

И на себе рубашку рвёт.

 

А я домой с вечерних улиц

Не тороплюсь, не тороплюсь.

Уравновешенный безумец,

Того мгновения дождусь,

 

Когда большие гири горя,

Тоски и тяжести земной,

С моей душой уже не споря,

Замрут на линии одной.

(А. С. Кушнер, 1962)


47
Задание 12 № 2421

Укажите термин, обо­зна­ча­ю­щий по­втор слова или груп­пы слов в на­ча­ле не­сколь­ких сти­хо­твор­ных строк:

 

Будто нет ни счастья, ни страданья,

Будто нет вра­ще­ния Земли.


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

 

 

Вл. Соколову

 

Зимний лес! От края и до края

Он застыл смолистою стеной,

Сердце беспокойное смущая

Неправдоподобной тишиной.

 

Он меня гнетёт своим величьем,

Полным отрешеньем от всего

И высокомерным безразличьем

К жизни за пределами его.

 

Будто нет весёлого сиянья

Городов, затерянных вдали,

Будто нет ни счастья, ни страданья,

Будто нет вращения Земли.

 

Лишь порой взлетает ворон круто,

Потревожив царственную ель,

И бушует целую минуту

Маленькая тихая метель.

(К. Я. Ваншенкин, 1955))


48
Задание 12 № 2455

Определите вид риф­мов­ки (АВАВ), ис­поль­зо­ван­ный по­этом в дан­ном стихотворении.


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.

 

 

В этом доме опустелом

Лишь подобье тишины.

Тень, оставленная телом,

Бродит зыбко вдоль стены.

 

Чуть струится в длинных шторах

Дух тепла – бродячий дух.

Переходит в скрип и шорох

Недосказанное вслух.

 

И спохватишься порою,

И найдёшь в своей судьбе:

Будто всё твоё с тобою,

Да не весь ты при себе.

 

Время сердца не обманет:

Где ни странствуй, отлучась,

Лишь сильней к себе потянет

Та, оставленная, часть.

 

(А. Т. Прасолов, 1968))


Пройти тестирование по этим заданиям