Каталог заданий.
Литература второй половины XIX века

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 1 № 1

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И. С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

 

— Вот мы и дома,  — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.  — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

— Поесть действительно не худо,  — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее.  — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.  — Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

— Вот он, Прокофьич,  — начал Николай Петрович,  — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

— В лучшем виде-с,  — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови.  — На стол накрывать прикажете?  — проговорил он внушительно.

— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку,  — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

— Да, надо почиститься,  — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями,  — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

— Я уже думал, что вы не приедете сегодня,  — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы.  — Разве что на дороге случилось?

— Ничего не случилось,  — отвечал Аркадий,  — так, замешкались немного.

 

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

1
Тип 1 № 2

К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?


2
Тип 2 № 5

Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?


3
Тип 3 № 3

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

A)  Евгений Базаров

Б)  Аркадий Кирсанов

B)  Павел Кирсанов

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

1)  теплота и забота

2)  сословное высокомерие

3)  открытость и восторженность

4)  грубость и резкость в оценках

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ
Раздел кодификатора ФИПИ: 5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

4
Тип 4 № 5946

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Евгений Базаров  — представитель нового поколения, сам называет себя _______. Противоречия, возникшие между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым,  — это ______ между представителями разных поколений и разных социально-политических лагерей.

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

5
Тип 5 № 8339

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?

5.2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над вопросом об идейном замысле романа И. С. Тургенева, писал: «Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом...» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.


Аналоги к заданию № 8339: 9112 9116 Все


6
Тип 6 № 8148

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором отображены взаимоотношения представителей разных поколений. Чем схоже (или чем различается) изображение в этом произведении и в «Отцах и детях»?


7
Задания Д7 № 7

В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?


8
Задания Д5 C2 № 13

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?

Пояснение · ·

2
Тип 1 № 18

Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

 

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо всё было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространённым по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разорённой кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

— Сдают город, уезжайте, уезжайте,  — сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

— Я вам дам по дворам бегать!  — крикнул он.

Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.

— Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам!  — закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

— Решилась! Расея!  — крикнул он.  — Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась...  — Ферапонтов побежал на двор.

  По улице, запружая её всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела так же на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

   Была уже совсем ночь. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться,. Недалеко от перекрёстка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в чёрном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрёстке.

 

Л. Н. Толстой «Война и мир»

1
Тип 1 № 19

Какое определение добавляют к слову «роман», характеризуя жанр «Войны и мира»?


2
Тип 2 № 20

Назовите приём, к которому прибегает автор, рисуя картину отступления («...как муравьи из разорённой кочки <...>, проходили и пробегали солдаты»).


3
Тип 3 № 9089

Установите соответствие между тремя персонажами «Войны и мира» и их действиями по отношению к Пьеру. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ

А)  Андрей Болконский

Б)  князь Василий Курагин

В)  Долохов

ДЕЙСТВИЯ

1)  пытается завладеть состоянием Пьера, выдав за него свою дочь

2)  увлекает Пьера идеями масонства

3)  намеренно раздражает Пьера и провоцирует его на дуэль

4)  поддерживает Пьера на правах друга

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ

Аналоги к заданию № 2449: 9089 Все


4
Тип 4 № 5947

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске. Расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении составляют его __________. Пожаром охвачены дома и улицы, пожар войны охватил родину. Пожар  — ______ непростой эпохи и народной войны.

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.10 Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

5
Тип 5 № 8050

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведённом эпизоде?

5.2. По мнению Л. Н. Толстого, патриотизм может считаться настоящим только в том случае, если человек любит свою Родину бескорыстно, готов жертвовать для неё жизнью не ради наград и славы. Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.


6
Тип 6 № 8051

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором звучит тема человека на войне и что сближает это произведение с романом Л. Н. Толстого?


7
Задания Д7 № 24

Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.


8
Задания Д5 C2 № 30

Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведённом эпизоде?


3
Тип 1 № 512

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И. С. Тургенева и принципы которого нашли свое воплощение в «Отцах и детях».


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

 

— Вот мы и дома,  — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.  — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

— Поесть действительно не худо,  — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее.  — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.  — Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

— Вот он, Прокофьич,  — начал Николай Петрович,  — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

— В лучшем виде-с,  — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови.  — На стол накрывать прикажете?  — проговорил он внушительно.

— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку,  — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

— Да, надо почиститься,  — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями,  — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

— Я уже думал, что вы не приедете сегодня,  — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы.  — Разве что на дороге случилось?

— Ничего не случилось,  — отвечал Аркадий,  — так, замешкались немного.

 

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

1
Тип 1 № 1

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И. С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».

Пояснение · ·

2
Тип 2 № 5

Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?


3
Тип 3 № 3

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

A)  Евгений Базаров

Б)  Аркадий Кирсанов

B)  Павел Кирсанов

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

1)  теплота и забота

2)  сословное высокомерие

3)  открытость и восторженность

4)  грубость и резкость в оценках

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ
Раздел кодификатора ФИПИ: 5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

4
Тип 4 № 5946

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Евгений Базаров  — представитель нового поколения, сам называет себя _______. Противоречия, возникшие между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым,  — это ______ между представителями разных поколений и разных социально-политических лагерей.

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

5
Тип 5 № 8339

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?

5.2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над вопросом об идейном замысле романа И. С. Тургенева, писал: «Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом...» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.


Аналоги к заданию № 8339: 9112 9116 Все


6
Тип 6 № 8148

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором отображены взаимоотношения представителей разных поколений. Чем схоже (или чем различается) изображение в этом произведении и в «Отцах и детях»?


7
Задания Д7 № 7

В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?


8
Задания Д5 C2 № 13

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по литературе.

4
Тип 1 № 529

Укажите авторское определение жанра пьесы А. Н. Островского «Гроза».


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

 

ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька...

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.

Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

 

А. Н. Островский «Гроза»

1
Тип 2 № 531

Во фрагменте пьесы происходит обмен репликами между персонажами. Укажите термин, обозначающий разговор между двумя и более лицами.


2
Тип 3 № 9095

Установите соответствие между тремя персонажами пьесы и их словами о грозе. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

А)  Варвара

Б)  Катерина

В)  Кулигин

ИХ СЛОВА

1)  Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!

2)  Эко, братец ты мой, точно клубком туча-то вьется, ровно что в ней там живое ворочается.

3)  Я знаю, кого убьет…Меня убьет. Молитесь тогда за меня.

4)  Я и не знал(-а), что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ

Аналоги к заданию № 902: 9095 Все

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

3
Тип 4 № 5949

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Используя такой художественный приём, как _____ , в своей пьесе А. Н. Островский резко противопоставляет два поколения. Конфликт отцов и детей  — традиционная ______ русской литературы.

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

4
Тип 5 № 8342

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?

5.2. П. И. Мельников-Печерский, размышляя о пьесе А. Н. Островского, писал: «В «Грозе» … слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы...» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.


5
Тип 6 № 8150

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), затрагивающее проблемы взаимоотношений поколений. Чем схоже (или чем различается) это произведение с пьесой А. Н. Островского?


6
Задания Д1 № 530

Какое прозвище дали обитатели Калинова Марфе Игнатьевне Кабановой?


7
Задания Д5 C2 № 541

Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?

Пояснение · ·

5
Тип 1 № 563

К какому роду литературы относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

 

Павел Петрович весь горел нетерпением; его желания сбылись наконец. Речь зашла об одном из соседних помещиков. «Дрянь, аристократишко»,  — равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.

— Позвольте вас спросить,  — начал Павел Петрович, и губы его задрожали,  — по вашим понятиям слова: «дрянь» и «аристократ» одно и то же означают?

— Я сказал: «аристократишко»,  — проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю.

— Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов  — настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь,  — повторил он с ожесточением,  — английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.

— Слыхали мы эту песню много раз,  — возразил Базаров,  — но что вы хотите этим доказать?

— Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни  — эфто, другие  — эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе,  — а в аристократе эти чувства развиты,  — нет никакого прочного основания общественному... bien public, общественному зданию. Личность, милостивый государь,  — вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.

— Позвольте, Павел Петрович,  — промолвил Базаров,  — вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

Павел Петрович побледнел. 

— Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм  — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?

Николай Петрович кивнул головой.

— Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы,  — говорил между тем Базаров,  — подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.

— Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте  — логика истории требует...

— Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.

— Как так?

— Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!

Павел Петрович взмахнул руками.

— Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признайать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

— Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов,  — вмешался Аркадий.

— Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным,  — промолвил Базаров.  — В теперешнее время полезнее всего отрицание  — мы отрицаем.

— Все?

— Все.

 

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

1
Тип 1 № 564

В основе сюжета «Отцов и детей»  — идейные споры героев. Укажите термин, обозначающий столкновение характеров, идей в художественном произведении.


2
Тип 2 № 565

Назовите фамилию братьев Николая Петровича и Павла Петровича, являющихся в «Отцах и детях» выразителями взглядов либерального дворянства.

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

3
Тип 3 № 9099

Установите соответствие между тремя персонажами «Отцов и детей» и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

А)   Николай Петрович

Б)  Павел Петрович

В)  Базаров

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

1)   умрет, заразившись тифом

2)   женится на Фенечке

3)  продолжит псевдонигилистическую деятельность

4)  уедет жить за границу

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ

Аналоги к заданию № 1126: 9099 9104 Все


4
Тип 4 № 5950

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Главным принципом нигилизма считается _______. Базаров готов отрицать всё и вся, в то время как Павел Петрович признает силу личности. «Человеческая личность должна быть крепка, как скала»,  — заявляет Павел Петрович, прибегая к ________, средству художественной изобразительности, основанному на соотнесении предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Раздел кодификатора ФИПИ: 5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

5
Тип 5 № 8343

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)

5.2. Критик Д. И. Писарев, размышляя над вопросом об идейном замысле романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», писал: «…Роман этот, очевидно, составляет вопрос и вызов, обращенный к молодому поколению старшею частью общества… Тургенев … обращается к молодому поколению и громко предлагает ему вопрос: «Что вы за люди?» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.


6
Тип 6 № 9100

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором рассказывается о взаимоотношениях родителей с детьми. Чем схоже (или чем различается) изображение данной темы в этом произведении и в «Отцах и детях»?


Аналоги к заданию № 8184: 9100 9105 9109 9113 9117 Все


7
Задания Д7 № 569

Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого («человеческая личность должна быть крепка, как скала»).


8
Задания Д5 C2 № 575

Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)

Пояснение · ·

Пройти тестирование по этим заданиям